kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок технологии по теме:Введение. Оборудование рабочего места для ручной обработки древесины.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка вводного урока технологии. Формирование навыков ручной обработки древесины
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок технологии по теме:Введение. Оборудование рабочего места для ручной обработки древесины.»

Конспект урока по технологии 5 мальчики (технический труд).

Учитель технологии МОУ «СОШ №2 с УИОП» г. Валуйки Калашников В.И.

Тема урока : Введение. Оборудование рабочего места для ручной обработки древесины.

Цель урока:

  • раскрыть содержание и задачи раздела “Технология обработки конструкционных материалов и элементы машиноведения”;

  • научить правильно, организовать труд и оборудовать рабочее место для обработки древесины;

  • ознакомить с техникой безопасности труда

Инструменты и оборудование: Учебник : Симоненко В.Д. ,столярный верстак с комплектом инструментов, таблица по технике безопасности в школьных мастерских, выставка работ учащихся V классов.

Ход урока

I. Организационный момент.

  1. Приветствие учащихся.

  2. Проверка присутствующих.

  3. Назначение дежурных.

  4. Ознакомление учащихся с правилами поведения в школьных мастерских, а также с требованиями, предъявляемыми к ученикам.

  5. Ознакомление с учебными мастерскими и режимом работы в них.

  6. Распределение обязанностей между учащимися.

  7. Объявление темы и цели урока.

  8. Запись даты и темы урока в тетрадь.

П. Изложение нового программного материала.

Для повышения у учащихся интереса к данной дисциплине необходимо продемонстрировать работы учащихся предыдущих лет и сообщить им, что все это они научатся делать в процессе обучения.

Итак, приступим к изучению новой учебной дисциплины - технология.

- Что же это за термин?

Слово “технология” происходит от древнегреческого techno - “искусство, мастерство, умение” и латинского logos - “учение, наука”.

Под технологией понимают совокупность приемов и способов получения, обработки или переработки сырья, материалов, полуфабрикатов или изделий, осуществляемых в процессе производства продукции.

Технологией называют также определенную последовательность действий, обеспечивающих изготовление какой-либо продукции заданного качества. Точное выполнение всех операций и соблюдение их последовательности - гарантия выпуска качественной продукции.

Технология же, как наука занимается выявлением физических, химических, биологических закономерностей с целью разработки и использования наиболее эффективных и экономных производственных процессов. Это основные определения.

Технологий много. Каждая сфера деятельности человека имеет свои специфические технологии. Но есть такие технологии, которыми должен владеть каждый человек.

- Как вы думаете, что это за технологии?

Это технология общения, технология ухода за жильем и др.

Существует также ряд очень распространенных технологий, которые входят в содержание труда людей, - это технологии обработки древесины и металла, технологии ремонтно-строительных работ в доме и др.

Древесина - один из самых распространенных материалов, который человек научился обрабатывать в глубокой древности. С помощью топора, ножа и других инструментов люди изготавливали дома, мосты, крепости, мельницы, орудия труда, посуду и многое другое.

- Какие изделия из древесины, окружающие нас, вы знаете? Мебель, музыкальные инструменты, детские игрушки и др. Изучив основы технологии обработки древесины, вы сможете самостоятельно сделать простейшие изделия для школы.

Занятия по технологии проходят в учебных школьных мастерских, где для каждого из вас выделено постоянное рабочее место. Для удобства работы с древесиной рабочее место оборудуется столярным верстаком (рис. 1), стулом, стеллажами, ящиками, полками и тумбочками для хранения инструментов, приспособлений и заготовок.

Слово “верстак” в переводе с немецкого означает “мастерская”. Верстак, как вы уже поняли, - это рабочий стол.

- Как называется профессия рабочего, занятого ручной обработкой древесины?

Столяр (от словосочетания - изготовление столов). Существует два вида верстака: столярный (деревянный) и универсальный (комбинированный). Столярный - для обработки древесины, а универсальный - для обработки древесины и металлов.

Столярный верстак (рис. 1) состоит из подверстачья (1), крышки (2) с отверстиями (3), в которые вставляются клинья, лотка (4). переднего зажима (5), заднего зажима (6), выдвижных и поворотных пальцев (7).

Передний зажим служит для закрепления заготовок. Отверстия (3) с клиньями - для упора и крепления заготовок при строгании. В лотке (4) размещают инструмент. Задний зажим - для крепления заготовок при строгании и распиливании. Выдвижные и поворотные пальцы - для опоры длинномерных заготовок при их строгании. Подверстачье является основанием верстака. В нем также размещают и хранят инструменты и приспособления.

- Какие инструменты относятся к измерительным?

Линейки, угольники, циркули, транспортиры. Все инструменты хранят отдельно и располагают вокруг верстака на стеллажах или в тумбочках так, чтобы их легко можно было взять и положить обратно. Наиболее часто применяемые инструменты располагают ближе к месту работы в зоне досягаемости рук.



Рис. 1.
Столярный верстак. 1 подверстачье; 2 – крышка; 3 – отверстия под клинья;
4 – лоток; 5 передний зажим; 6 – задний зажим; 7 – выдвижные пальцы.

- Какие инструменты относятся к режущим?

Ножовки, пилы, рубанки, дрели и другие.

Работать у верстака следует стоя, и лишь некоторые виды работ можно выполнять, сидя возле него на стуле. Высота верстака должна соответствовать росту ученика.

- Как это проверить?

Нужно встать около верстака, опустить руки вниз и положить на него крышку ладони. Если при этом не требуется наклоняться или сгибать руки, значит, высота верстака соответствует росту.

Крепление обрабатываемых заготовок на верстаке должно быть надежным.

- Что для этого нужно делать?

Заготовки зажимают винтовыми зажимами. Для крепления длинных заготовок применяют снизу подпоры в виде выдвижных или поворотных пальцев.

Низкие заготовки при их строгании на крышке верстака упирают передним торцом в клин, а с заднего торца заготовку поджимают клином заднего зажима (рис. 2).

Рис. 2.

Работу в мастерской выполняют в специальной одежде.

- В какой? Халат, комбинезон или фартук, берет (желательно темного цвета).

Давайте вместе обсудим технику безопасности при работе на верстаке.

  • Оберегать крышку верстака от повреждений режущими инструментами.

  • Не закручивать сильно передний и задний зажимы верстака.

  • Не ударять молотком по крышке верстака.

  • Клинья в отверстия верстака забивать только киянкой.

  • По окончании работы очищать верстак от стружки щеткой.

Правила поведения в учебных мастерских

1. Соблюдать порядок и режим работы в учебных мастерских:

  • являться на занятия в спецодежде (фартук и нарукавники или халат, головной убор);

  • иметь тетрадь и необходимые принадлежности для выполнения графических работ и записей;

  • в начале урока по указанию учителя занять свое рабочее место, получить у бригадира (дежурного) материалы и инструмент;

  • не подходить к работающему за станком, соблюдать установленную очередность при работе на станках.

2. Строго соблюдать правила безопасности труда.

3. Содержать в чистоте и порядке рабочее место. Бережно относиться к оборудованию, инструментам и материалам. После урока убрать рабочее место и сдать изделия и инструмент бригадиру, который сдает их учителю.

III. Практическая часть.

Ознакомиться с устройством столярного верстака. Назвать его основные части. Проверить соответствие верстака росту учащихся. Потренироваться в закреплении заготовки в зажимах и между клиньями. Рассмотрите устройство переднего и заднего зажимов.

  1. Вводный инструктаж.

- Проверить соответствие верстака вашему росту.

- Отрегулировать высоту верстака.

- Рассмотреть устройство переднего и заднего зажима.

2. Текущий инструктаж (Корректировка хода практической работы)

3. Заключительный инструктаж (Характеристика успехов и ошибок в работе)

Проверить правильность закрепления заготовок. Клин должен выступать над крышкой стола на высоту, меньшую, чем высота заготовки.

V. Закрепление пройденного материала.

  • Что включает в себя рабочее место в школьно мастерской?

  • Из каких основных частей состоит столярный верстак?

  • Для какой цели служат передний и задний винтовые зажимы?

  • Перечислите правила ухода за столярным верстаком.

VI. Заключительная часть.

Проверка закрепления заготовок, указание на недочеты.

Уборка рабочих мест, инструментов, помещения мастерских.

Выставление оценок.

Домашнее задание.

Подготовить устные развернутые ответы на вопросы:

- Оборудование рабочего места и правила работы за столярным верстаком.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Технология (мальчики)

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Автор: Калашников Владимир Иванович

Дата: 12.01.2017

Номер свидетельства: 378327


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства