Урок по слесарному делу в 7 классе "Нарезание резьбы вручную"
Урок по слесарному делу в 7 классе "Нарезание резьбы вручную"
Образовательные: познакомить учащихся с приёмами нарезания наружной резьбы вручную, продолжить формирование умений и навыков работы слесарным инструментом.
Коррекционные: способствовать развитию технического мышления, содействовать развитию личностных качеств (аккуратности, ответственности, собранности), продолжить формирование умений и навыков самостоятельной работы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Образовательные: познакомить учащихся с приёмами нарезания наружной резьбы вручную, продолжить формирование умений и навыков работы слесарным инструментом.
Коррекционные: способствовать развитию технического мышления, содействовать развитию личностных качеств (аккуратности, ответственности, собранности), продолжить формирование умений и навыков самостоятельной работы.
Воспитательные: Воспитывать у учащихся точность, скрупулёзность в работе, формировать чувство товарищества.
Тип урока: комбинированный (освоение новых знаний, закрепление и коррекция знаний и умений).
Инструменты и оборудование: плакат «Нарезание наружной резьбы», таблицы диаметров резьбы и стержня, набор плашек с плашкодержателем, штангенциркуль, напильник, заготовки для болтов, гайка для контроля резьбы, машинное масло.
Ход урока.
I. Организационно – подготовительная часть.
Приветствие учителя, рапорт дежурного, проверка готовности учащихся к уроку, настрой на урок. Сегодня на уроке вспомним с вами, что необходимо знать, чтобы подготовить заготовки для нарезания резьбы и познакомимся с приёмами нарезания наружной резьбы вручную.
II. Повторение пройденного материала. (Слайд 4-!6 )
Физкультминутка. (Слайд 17)
III. Сообщение темы урока. (Слайд 18 )
Тема урока: «Нарезание наружной резьбы вручную».
Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с приёмами нарезания наружной резьбы на стержне и во второй части урока, на практической работе закрепим полученные знания. Ребята, запишите тему урока в тетради.
IV. Изучение нового материала.
Для нарезания треугольной резьбы круглой плашкой вначале определяют диаметр стержня под эту резьбу и подбирают заготовку. Как подобрать стержень необходимого диаметра под резьбу нужного размера, мы с вами уже изучили, для этого используют специальные таблицы. (Слайд 19)
Перед нарезанием резьбы размечают на стержне её длину. Заготовку закрепляют в тисках так, чтобы выступающая часть стержня была на 20…25 мм больше длины нарезаемой части и установлена под прямым углом к губкам тисков. Чтобы заборная часть плашки легче врезалась в металл, на конце заготовки напильником снимают фаску под углом в 45 градусов. Затем готовят рабочий инструмент. Вставляют плашку в плашкодержатель. (Слайд 20)
Располагают её так, чтобы клеймо было сверху, а углубления располагались против среднего винта. В таком положении плашку закрепляют винтами. (Слайд 21, 22 )
На конец заготовки горизонтально накладывают плашку клеймом вниз. (Слайд 26 )
Нажимая ладонью правой руки на корпус плашкодержателя, левой рукой вращают его за рукоятку по часовой стрелке до полного врезания плашки. (Слайд 27, )
Покажите руками, в какую сторону вращаются стрелки на часах. Затем берут обеими руками за рукоятки плашкодержателя и, делая один – полтора оборота по часовой стрелке и пол – оборота против часовой стрелки, чтобы сломать стружку, полностью нарезают резьбу. При этом нажим на обе рукоятки плашкодержателя должен быть одинаков. Обратным вращением против часовой стрелки снимают плашкодержатель с плашкой с заготовки. (Слайд 28 )
Простейший приём проверки правильности нарезаемой резьбы – это навернуть и снять соответствующую размеру гайку. Если гайка движется по резьбе достаточно свободно и плотно, то резьба нарезана правильно. (Слайд 29 )
После окончания работы плашку вынимают из плашкодержателя, тщательно очищают щёткой от стружки и смазывают маслом с помощью кисточки или маслёнкой. Не допускайте попадания масла на одежду, руки.
- Физминутка.
Все подняли руки раз! Встал на цыпочки весь класс.
Два – присели, руки вниз на соседа посмотри.
Раз – и вверх, два – и вниз на соседа посмотри.
Будем дружно приседать, чтоб ногам работу дать.
Раз – присели, два – поднялись.
Кто старался приседать, уже может отдыхать.
Ну, вот ребята, мы размялись, отдохнули и можем продолжать занятия.
V. Контроль знаний.
- С какой целью смазывают машинным маслом стержень? (чтобы не рвалась резьба и не тупилась плашка). -Только ли для нарезания резьбы применяется плашка? (для исправления помятой резьбы).
- Сколько плашек необходимо, чтобы нарезать резьбу? (одна).
- Что учитывают при подборе заготовки для нарезания резьбы? (диаметр).
Демонстрация приёмов нарезания наружной резьбы вручную. - Выбор диаметра стержня под резьбу. - Закрепление заготовки в тисках. - Снятие на заготовке фаски напильником. - Закрепление плашки в плашкодержателе. - Смазка заготовки машинным маслом. - Нарезание резьбы. - Контроль качества резьбы.
Работа с тетрадью. Ребята, запишите в тетради приёмы нарезания наружной резьбы вручную.
Правила безопасной работы. Фронтальный опрос. (Слайд 30-33)
Почему нельзя сдувать стружки?
(попадёт в глаза)
Чем нужно очищать заготовку и инструмент от стружки?
(щёткой, стержнем)
Почему нельзя убирать стружки руками?
(можно пораниться)
Для чего надо своевременно смазывать стержень или плашку машинным маслом?
(чтобы была ровная резьба)
VI. Практическая часть. (Слайд 36,)
Практическая работа «Нарезание наружной резьбы вручную».
Организация рабочего места.
Для выполнения работы необходимы: Слесарный верстак с тисками, заготовка, плашка, плашкодержатель, напильник, гайка для контроля резьбы, машинное масло.
Вводный инструктаж. (Слайд 37)
Закрепить заготовку в тисках.
Опилить на заготовке фаску напильником.
Смазать стержень машинным маслом.
Нарезать резьбу длиной 2 см.
Проверить качество резьбы с помощью гайки.
Проконтролировать качество изготовленного болта.
Текущий инструктаж.
Контролировать ход практической работы.
Подсказывать и корректировать выполнение работы.
Следить за соблюдением учащимися правил безопасной работы.
Отвечать на возникающие вопросы в процессе работы.
Заключительный инструктаж.
Характеристика успехов и ошибок в работе.
Контроль выполненной учащимися работы.
Оценка выполненной работы.
Сдача дежурным инструмента.
Возможные ошибки:
нечистая или рваная резьба; причины: недостаточная смазка плашки или стержня, перекос плашки, неправильный подбор диаметра стержня;
резьба неполного профиля; причина – малый диаметр стержня;
Что нового вы узнали и чему научились сегодня на уроке? Где вы сможете применять полученные знания и умения? Выставление оценок в журнал и дневники. Запись домашнего задания. Уборка рабочих мест.
2.Н.И. Макиенко Практические работы по слесарному делу: учебное пособие для сред. проф.- тех. училищ. – М.; Высшая школа, 1982.
3. Справочный дидактический материал по слесарному делу: пособие для учащихся 5-9 классов спец. (коррекционных) образоват. Учреждений VIII вида/ В. Г. Патракеев, И. В. Патракеев. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС», 2004.
4. И.Г. Спиридонов, Г.П. Буфетов, В.К. Копелевич Слесарное дело, учебное пособие для учащихся 7-8 классов вспомогательной школы. – М., Просвещение, 1993.
5. Общий курс слесарного дела. – М., Высшая школа, 1989.