Просмотр содержимого документа
«Урок на тему: "Планирование работы на изготовление рамки для табурета".»
Основными видами деятельностиучащихся по предмету являются:
Беседа (диалог).
Работа с книгой.
Практическая деятельность: изготовление изделий по чертежу, рисунку, наглядному изображению.
Самостоятельная работа
Работа по карточкам.
Работа по плакатам.
Составление плана работ, планирование последовательности операций по технологической карте.
Методы обучения: беседа, словесные, практические, наглядные.
Методы стимуляции:
Демонстрация натуральных объектов;
ИТК
Дифференцирование, разноуровневое обучение;
Наглядные пособия, раздаточный материал;
Создание увлекательных ситуаций;
Занимательные упражнения;
Экскурсии;
Декады трудового обучения;
Участие в конкурсах, выставках декоративно-прикладного творчества.
Содержание курса соответствует требованиям, предъявляемым Федеральным компонентом, в рабочую программу не внесены изменения.
Типы, виды, формы и методы контроля знаний
Типы контроля:
внешний (осуществляется преподавателем над деятельностью учащегося);
взаимный (осуществляется учащимся над деятельностью товарища);
самоконтроль (осуществляется учащимся над собственной деятельностью).
Виды контроля:
Предварительный контроль
Текущий контроль
Периодический (рубежный) контроль
Итоговый контроль
Методы контроля:
устный контроль (беседа, рассказ ученика, объяснение, чтение текста, технологической карты, чертежа, схемы)
практический контроль (выполнение практических, лабораторных работ)
дидактические тесты, наблюдение.
Содержание программы учебного предмета
7 класс (238 ч.)
I четверть (60 ч.)
Вводное занятие. Задачи обучения, план работы на I четверть. (2 ч.)
Повторение базовых знаний и умений, полученных в 5 классе.
Изготовление изделия из деталей круглого сечения (12 ч.)
Изделия. Швабра. Детская лопатка. Ручка для лопатки. Грабли.
Теоретические сведения. Диагонали. Нахождение центра квадрата, прямоугольника проведением
диагоналей. Материал для ручки лопаты, швабры, граблей. Правила безопасности при строгании и отделке изделия.
Практические работы. Выпиливание заготовки по заданным размерам. Выстрагивание бруска квадратного сечения. Разметка центра на торце заготовки. Сострагивание ребер восьмигранника (скругление). Обработка напильником и шлифование. Проверка готовой продукции.
Строгание. Разметка рейсмусом (14 ч.)
Изделие. Заготовка для будущего изделия. Теоретические сведения. Столярный рейсмус: виды, устройство, назначение, правила безопасной работы. Лицевая сторона бруска: выбор, обозначение, последовательность строгания прямоугольной заготовки.
Практические работы. Измерение заготовки (определение припусков на обработку). Выбор лицевой стороны. Строгание лицевой пласти и лицевой кромки. Контроль выполнения работы линейкой и угольником. Установка рейсмуса. Разметка толщины бруска и строгание до риски.
Отпиливание бруска в размер по длине. Проверка выполненной работы.
Геометрическая резьба по дереву (20 ч.)
Изделия. Учебная дощечка. Детали будущего изделия.
Теоретические сведения. Резьба по дереву: назначение, виды, материал, инструменты, геометрические узоры и рисунки. Правила безопасности при резьбе. Возможный брак при выполнении резьбы.
Практические работы. Нанесение рисунка на поверхность заготовки. Вырезание геометрического орнамента. Отделка морилкой, анилиновыми красителями. Коллективный анализ выполненных работ.
Практическое повторение (12 ч.)
Виды работы: изделия для школы.
Самостоятельная работа (10 ч.)
Изготовление с ориентировкой на чертеж детской лопатки, настенной полочки.
II четверть (48 ч.)
Вводное занятие (2 ч.)
Задачи обучения и план работы на четверть. Правила безопасности работы в мастерской.
Угловое концевое соединение брусков вполдерева (28 ч.)
Изделие. Подрамник.
Теоретические сведения. Шип: назначение, размеры (длина, ширина, толщина), элементы (боковые грани, заплечики). Основные свойства столярного клея. Последовательность подготовки клея к работе. Условия прочного склеивания деталей: плотность подгонки деталей, сухойматериал, прессование, скорость выполнения операций.
Практические работы. Разметка и выпиливание шипов. Подгонка соединения. Нанесение клея на детали. Проверка прямоугольности соединений, прессование (установка соединения в зажимах).
Сверление (8 ч.)
Теоретические сведения. Сверлильный станок: устройство, назначение. Правила
безопасности при работе. Зажимной патрон: назначение, устройство. Спиральное сверло с цилиндрическим хвостовиком: элементы. Диаметры. Инструменты для выполнения больших отверстий.
Понятие диаметр отверстия. Обозначение диаметра отверстия на чертеже.
Упражнение. Работа на сверлильном станке по бросовому материалу.
Плечики-вешалка. Кронштейн для ампельных растений. Полочка с криволинейными
деталями.
Теоретические сведения. Пила выкружная (для криволинейного пиления). Учет направления волокон древесины при разметке деталей. Исправимый и неисправимый брак при пилении.
Напильник драчевый, виды, назначение, формы. Стальная щетка для очистки напильника.
Правила безопасной работы стамеской, напильником, шлифовальной шкуркой. Выпуклые и вогнутые кромки детали. Радиус. Обозначение радиуса на чертеже. Скругление угла. Точки сопряжения.
Практические работы. Разметка криволинейной детали по шаблону. Подготовка выкружной пилы к работе. Пиление по кривым линиям. Контроль прямоугольности пропила в направлении толщины доски. Строгание выпуклых кромок. Обработка кромок стамеской, напильником и шкуркой.
Самостоятельная работа (8 ч.)
По выбору учителя два—три изделия.
III четверть (76ч.)
Вводное занятие (2 ч.)
Задачи обучения и план работы на четверть. Правила безопасности работы в мастерской.
Долбление сквозного и несквозного гнезд (18 ч.)
Изделия. Учебный брусок. Средник для лучковой пилы.
Теоретические сведения. Гнездо как элемент столярного соединения. Виды (сквозное и глухое), размеры (длина, ширина, глубина). Столярное долото: назначение, устройство, сравнение со стамеской, определение качества, заточка, правила безопасного пользования. Прием долбления при ширине гнезда больше ширины долота.
Брак при долблении: виды предупреждения. Установка рейсмуса для разметки гнезда. Линия невидимого контура чертежа.
Практические работы. Разметка несквозного (глухого) и сквозного гнезда. Крепление детали при долблении. Последовательность долбления сквозного гнезда. Подчистка гнезда стамеской.
Свойства основных пород древесины (8 ч.)
Теоретические сведения. Хвойные (сосна, ель, пихта, лиственница, кедр), лиственные (дуб, ясень, бук, клен, вяз, береза, осина, ольха, липа, тополь) породы: произрастание, свойства древесины (твердость, прочность, цвет, текстура), промышленное применение. Определение древесных пород по образцам древесины.
Угловое серединное соединение на шип одинарный сквозной УС-3 (34 ч.)
Изделия. Скамейка. Подставка под цветочные горшки.
Теоретические сведения.Соединения УС-3: применение, элементы (торцевая грань шипа, заплечики, боковые грани шипа, толщина, ширина, длина шипа; глубина, стенки проушины).
Зависимость прочности соединения от плотности подгонки деталей. Пилы для выполнения шиповых соединений. Значение лицевых сторон деталей при
сборке изделия. Правила безопасности при обработке шипа и сборке соединения.
Упражнение. Изготовление образца соединения УС-3 из материалоотходов.
Практические работы. Подбор материала. Черновая разметка. Крой заготовок. Выполнение чистовых заготовок. Разметка деталей. Выполнение соединений. Сборка «насухо». Подгонка и сборка на клею.
Практическое повторение (16 ч.)
Изделие: банкетка
Самостоятельная работа (8 ч.)
По выбору учителя.
IV четверть (54 ч.)
Вводное занятие (2 ч.)
Задачи обучения и план работы на четверть. Правила безопасности работы со стамеской.
Угловое концевое соединение на шип открытый сквозной одинарный УК-1 (32 ч.)
Изделия. Рамка для табурета. Подрамник для стенда.
Теоретические сведения. Применение соединения УК-1. Учет лицевых сторон деталей при разметке и сборке изделия: Условия прочности соединения. Чертеж и образец соединения УК-1.
Правила безопасности при выполнении соединения.
Упражнения. Выполнение соединения из материалоотходов.
Практические работы. Изготовление чистовых заготовок. Разметка проушины с кромок и торца.
Запиливание проушины внутрь от линий разметки. Разметка шипа. Запиливание шипа слева и справа от риски. Долбление проушины с двух сторон. Подгонка соединения и обозначение деталей. Проверка качества работы.
Заточка стамески и долота (4 ч.)
Объекты работы. Стамеска, долото.
Теоретические сведения. Названия элементов стамески и долота. Угол заточки (заострения).
Виды абразивных материалов. Бруски для заточки и правки стамески и долота.
Способы определения качества заточки. Правила безопасной работы при затачивании. Предупреждение неравномерного износа абразивного бруска.
Практические работы. Заточка стамески и долота на бруске. Правка лезвия. Проверка правильности заточки.
Склеивание (6 ч.)
Объект работы. Детали изделия.
Теоретические сведения. Клей: назначение, виды (животного происхождения, синтетический),
свойства, применение, сравнение. Критерии выбора клея. Определение качества клеевого раствора. Последовательность и режим склеивания при разных видах клея. Склеивание в хомутовых струбцинах и механических ваймах.
Упражнение. Определение вида клея по внешнему виду и запаху.
Контрольная работа (14 ч.)
По выбору учителя изготовление 3-4 изделий.
Общая характеристика программы
Обучение школьников технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов ,энергии , информации, объектов природной и социальной среды.
В данной программе изложено два основных направления технологии: «Индустриальные технологии» и «технологии ведения дома ,в рамках которых изучается учебный предмет. Выбор направления обучения школьников не должен проводится по половому признаку , а должен исходить из интересов и склонности учащихся ,возможностей образовательного учреждений местных социально экономических условий.
На основе данной программы в образовательном учреждении допускается построение комбинированной программы при различном сочетании разделов и тем указанных выше направлений с сохранением объема времени, отводимого на их изучение.
Независимо от изучаемых технологий содержание программы предусматривает освоение материала по следующим сквозным образовательным линиям:
-культура ,эргономика и эстетика труда;
-получение , обработка , хранение и использование технической и технологической информации;
-основы черчения графика и дизайн;
-знакомство с миром профессий;
-влияние технологических процессов на окружающую среду;
-история, перспективы и социальные последствия развития техники и технологии;
- распространённые технологии современного производства.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Предмет «Технология» является необходимым компонентом общего образования школьников. Его содержание предоставляет молодым людям возможность бесконфликтно войти в мир искусственной, созданной людьми среды техники и технологий, которая называется техносферой и является главной составляющей окружающей человека действительности. Искусственная среда — техносфера — опосредует взаимодействие людей друг с другом, со сферой природы и с социумом.
На изучение предмета в 6 классе отводится 8 часов в неделю, итого 272 ч за учебный год.
Личностные и предметные результаты освоения предмета
Изучение технологии в основной школе обеспечивает достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностными результатами освоения учащимися основной школы курса «Технология» являются:
• проявление познавательных интересов и активности в данной области;
• развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;
• овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда;
• самооценка умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций будущей социализации и стратификации;
• осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации;
• бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;
Предметным результатомосвоения учащимися основной школы курса «Технология» являются:
в познавательной сфере:
рациональное использование учебной и дополнительной информации для проектирования и создания объектов труда;
распознавание видов, назначения и материалов, инструментов и приспособлений, применяемых в технологических процессах при изучении разделов «Технологии обработки конструкционных материалов», «Технологии домашнего хозяйства».
владение способами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда;
в мотивационной сфере:
оценивание своей способности и готовности к труду;
осознание ответственности за качество результатов труда;
наличие экологической культуры при обосновании выбора объектов труда и выполнении работ;
стремление к экономичности и бережливости в расходовании времени, материалов при обработке древесины и металлов;
в трудовой сфере:
планирование технологического процесса;
подбор материалов, инструментов и оборудования с учетом характера объекта труда и технологической последовательности;
соблюдение норм и правил безопасности, правил санитарии и гигиены;
контроль промежуточного и конечного результата труда для выявления допущенных ошибок в процессе труда при изучении учебных разделов;
в физиолого-психологической сфере:
• развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и выполнении операций с помощью машин и механизмов;
• достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций;
• соблюдение требуемой величины усилия, прикладываемого к инструменту, с учетом технологических требований;
• сочетание образного и логического мышления в процессе проектной деятельности;
в эстетической сфере:
• дизайнерское проектирование изделия или рациональная эстетическая организация работ;
• моделирование художественного оформления объекта труда при изучении раздела «Технологии художественно-прикладной обработки материалов»;
• эстетическое и рациональное оснащение рабочего места с учетом требований эргономики и научной организации труда;
• рациональный выбор рабочего костюма и опрятное содержание рабочей одежды;
в коммуникативной сфере:
• формирование рабочей группы для выполнения проекта;
• публичная презентация и защита проекта, изделия, продукта труда;
• разработка вариантов рекламных образцов.
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны знать:
теоретические основы обработки деталей круглого сечения.
теоретические основы разметки заготовок столярным рейсмусом.
теоретические основы безопасной и эффективной работы по выполнению
геометрической резьбы по дереву; основы художественной отделки изделий с геометрической резьбой.
технологию эффективного и безопасного выполнения соединения брусков вполдерева; теоретические основы работы со столярным клеем
последовательность изображения, а также технологию эффективного и
безопасного долбления сквозного и несквозного гнезда.
устройство сверлильного станка; правила эффективной и безопасной работы насверлильномстанке; базовую информацию о сверлах по дереву.
основные древесные породы и их представителей; простейшие свойства древесных пород и применение
последовательность изображения, а также технологию эффективного и
безопасного изготовления соединения УС-3
последовательность изображения, а также технологию эффективного и
безопасного изготовления соединения УК-1
название элементов стамески, долота; угол заточки стамески (долота); сведения об абразивных материалах; теоретические основы эффективной и безопасной заточки инструментов; правила контроля заточки инструментов.
теоретические основы эффективной и безопасной работы с различными клеями.
Учащиеся должны уметь:
производить разметку, эффективную и безопасную обработку деталей круглого сечения; осуществлять контроль качества готовой продукции.
настраивать рейсмус; осуществлять правильную и безопасную работу столярным рейсмусом; осуществлять контроль разметки деталей.
подбирать материал; наносить орнамент; вырезать треугольники резцом; работать с морилкой, лаком; контролировать качество выполненной работы.
работать со столярным клеем; выполнять соединение брусков вполдерева.
размечать сквозное и несквозное гнездо; работать долотом и стамеской; осуществлять контроль качества выполненной работы.
работать на сверлильном станке; подбирать свѐрла; устанавливать и снимать свѐрла; читать простейшие чертежи.
изображать криволинейные поверхности по шаблону; работать выкружной пилой, драчѐвым напильником; осуществлять контроль качества выполненной работы.
определять породу древесины по образцам.
размечать соединение УС-3; выполнять соединение УС-3; осуществлять подгонку соединения; производить контроль качества УС-3.
размечать соединение УК-1; выполнять соединение УК-1; осуществлять подгонку соединения; производить контроль качества УК-1.
затачивать стамески и долота на бруске; править лезвия на оселке; проверять качество заточки инструментов.
подбирать клей; производить склейку деталей с использованием струбцин и механических вайм; определять качество склейки изделий.
Тематическое планирование
Наименование раздела и тем
Количество часов
Дата проведения
Основные виды деятельности учащегося
Материально-техническое обеспечение урока
I четверть (60 ч.)
1
1.1
Вводное занятие. Первичный инструктаж по охране труда.
2
Знакомится с правилами поведения в мастерской и на рабочем месте.
Тетрадь ,учебник, плакаты.
2
Изготовление изделия из деталей круглого сечения
12
2.1
Планирование работы на изготовление ручки для лопаты, швабры.
2
Усваивает основные определения и понятия по теме.
Тетрадь ,учебник, плакаты.
2.2
Разметка и выпиливание заготовки.
2
Зарисовывает эскизы деталей.
Выполняет практическую работу «Чтение чертежа. Выполнение эскиза или технического рисунка детали из древесины»
Плакаты,угольник,карандаш.
2.3
Выстрагивание бруска квадратного сечения.
4
Размечает брусок и строгает пласть.
Угольник
. карандаш.
2.4
Разметка центра. Скругление углов заготовки.
2
Размечает центр , проведением диагональ в месте пересечения.
Линейка, карандаш.
2.5
Отделка изделия.
2
Зачищает наждачной бумагой заготовку.
наждачная бумага.
3
Строгание. Разметка рейсмусом
14
3.1
Столярный рейсмус: виды, устройство, назначение.
2
Знакомится с устройством и назначением рейсмуса ,учится правильно проводить параллельные линии.
Столярный рейсмус.
3.2
Разметка и выпиливание заготовки.
2
Размечает заготовку с помощью линейки и карандаша ,отпиливает нужный размер.
Линейка, карандаш.
3.3
Строгание лицевой пласти и кромки.
2
Выполняет строгание заготовки.
Рубанок.
3.4
Разметка заготовок по толщине
2
Размечает заготовку угольником по толщине.
угольник, карандаш.
3.5
Строгание пласти заготовок до риски.
2
Строгает пласть бруска до линии разметки.
Рубанок.Верстак.
3.6
Отпиливание бруска в размер по длине.
4
Отпиливает брусок по длинне до требуемого размера.
Ножовка ,верстак с зажимом.
4
Геометрическая резьба по дереву
20
4.1
Резьба по дереву: общие сведения.
2
Знакомится с различными видами резьб по дереву.
Плакаты.
4.2
Виды орнаментов геометрической резьбы. Построение орнаментов.
2
Знакомится и вырисовывает орнаменты геометрической резьбы на бумаге.
Плакаты. Учебник, Карандаш, линейка.
4.3
Построение геометрических рисунков. Нанесение рисунка на изделие.
2
Выполняет построение геометрического орнамента на бумаге и переносит рисунок на дощечку.
Карандаш, линейка.
4.4
Приёмы выполнения геометрической резьбы (на материалоотходах)
2
Знакомится с приемами резьбы орнамента и вырезает простейший рисунок.
Плакаты. Учебник.набор стамесок.
4.5
Вырезание геометрического орнамента.
4
Выполняет вырезание орнамента на заготовке.
набор стамесок.
4.6
Вырезание геометрического орнамента.
2
Выполняет вырезание орнамента на заготовке.
набор стамесок.
4.7
Вырезание розеток.
4
Выполняет вырезание на заготовке углублений.
набор стамесок.
4.8
Отделка изделия.
2
Зачищает заготовку при помощи нождачной бумаги.
наждачная бумага.
5
Практическое повторение. Изделие: швабра
12
5.1
Разметка деталей швабры.
2
Размечает дощечку и брусок для швабры угольником и рейсмусом.
угольник, карандаш. Рейсмус.
5.2
Выпиливание заготовок для изготовления швабры.
2
Выпиливает ножовкой заготовку для изделия.
Ножовка ,верстак с зажимом.
5.3
Выполнение ручки швабры.
2
Строгает ребра заготовки до линии разметки.
Рубанок. Верстак.
5.4
Выполнение колодки швабры.
2
Выстрагивает края колодки и зглаживает ребра колдки.
Рубанок. Верстак.
5.5
Сборка и отделка швабры.
4
Соединяет колодку с ручкой и закрепляет шурупом. Зачищает наждачной бумагой изделие.
Размечает и отпиливает заготовку для рамки. Размечает проушины и шипы.выпиливает проушины. выпиливает шип на рамке.
Ножовкой с тонким полотном, , карандаш , линейка, угольник.
22.2
Контрольная работа: выполнение рамки табурета.
6
Обрабатывает в размер шипы и гнезда напильником.
Ножовкой с тонким полотном, , карандаш , линейка, угольник.
22.3
Контрольная работа: выполнение рамки табурета. Анализ качества изделия.
4
Зачищает тщательно наждачной бумагой рамку. Выполняет самооценку изделия.
Напильник. Наждачная бумага. Рашпиль.
Итого:
238
Формы оценивания:
Учитель должен подходить к оценочному баллу индивидуально, учитывая при оценочном суждении следующие моменты:
Качество изготовленного школьником объекта работы и правильность применявшихся им практических действий (анализ работы).
Прилежание ученика во время работы.
Степень умственной отсталости.
Уровень патологии органов зрения, слуха и речи.
Уровень физического развития ученика.
За теоретическую часть:
Оценка «5» ставится ученику, если теоретический материал усвоен в полном объёме, изложен без существенных ошибок с применением профессиональной терминалогии.
Оценка «4» ставится ученику, если в усвоении теоретического материала допущены незначительные пробелы, ошибки, материал изложен не точно, применялись дополнительные наводящие вопросы.
Оценка «3» ставится ученику, если в усвоении теоретического материала имеются существенные пробелы, ответ не самостоятельный, применялись дополнительные наводящие вопросы.
Оценка «2» ставится ученику, если в ответе допущены грубые ошибки, свидетельствующие о плохом усвоении теоретического материала даже при применении дополнительных наводящих вопросов.
За практическую работу:
Оценка «5» ставится ученику, если качество выполненной работы полностью соответствует технологическим требованиям и работа выполнена самостоятельно.
Оценка «4» ставится ученику, если к качеству выполненной работы имеются замечания и качество частично не соответствует технологическим требованиям. Работа выполнена самостоятельно.
Оценка «3» ставится ученику, если качество выполненной работы не соответствует технологическим требованиям. Работа выполнена с помощью учителя.
Оценка «2» ставится ученику, если работа не выполнена.
Контроль.
Контроль осуществляется в форме проведения самостоятельных работ, контрольной работы и анализа их качества в конце каждой четверти после проведения практического повторения.
Перечень учебно–методического обеспечения образовательного процесса
Основная:
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В. В. Воронковой, Москва «Просвещение» 2010, с.191.
Дополнительная:
Индивидуальный подход к учащимся вспомогательной школы в трудовом обучении Мирский С. Л. - Москва «Просвещение», 1990. с 120.
Методика профессионально – трудового обучения Мирский С. Л. - Москва «Просвещение», 1988. с220.
Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида 5-9 классы сборник 2 Мирский С. Л., Журавлев Б. А., Иноземцева Л. С., Ковалева Е. А., Васенков Г. В.. Под редакцией Воронковой В. В. – Москва «Владос» - 2001. с 187.
«Столярное дело» Журавлев Б. А. – Москва «Просвещение», 1992. с
Формирование знаний учащихся вспомогательной школы на уроках труда С. Л. Мирский – Москва «Просвещение»,1992. с 170.
Государственнй стандарт общего образования лиц с ограниченными возможностями - М., 1999.
Баскакова И.Л. Внимание школьников-олигофренов. - М., 1982.
Бгажнокова И.М. Психология умственно отсталого школьника. М., 1987.
Выготский Л. С. Сборник-сочинений: В 6т. - М., 1983. - Основы дефектологии.
Пинский Б.И. Психология трудовой деятельности учащихся вспомогательной школы. - М, 2000.
Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. - М., 1986.
Григорьев М.А. Справочник молодого столяра и плотника. - М., Лесная промышленность, 1984.
Ю. А. Новосёлов, А. С. кулов, Е. С. Панкратов. Интерьер дома и изготовление мебели своими руками. - М, Росагропромиздат 1991.
А. В. Никитин. Мебель своими руками.- М.: ACT. 2008.