kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по технологии в коррекционной школе VIII вида "Разметка, как основная операция при выполнении столярных работ. Столярный рейсмус."

Нажмите, чтобы узнать подробности

ТЕМА ЗАНЯТИЯ:  Разметка, как основная операция при выполнении столярных работ.     Столярный рейсмус.

ТЕМА  БЛОКА: Чертёж, его назначение.

ЦЕЛИ:  1. Закрепить знания учащихся о выполнении плоскостной разметки.

            2. Коррекция мышления, памяти, внимания через умения выполнять чертёж, установление смысловых связей между элементами разных инструментов, коррекция логического мышления через умение делать выводы и заключения, коррекция математических способностей через умения рассчитывать размеры деталей.

            3. Воспитывать интерес к столярному делу, терпение, усидчивости,               самостоятельности в работе, дать элементарные понятия о культуре труда.

           4. Формировать умения и навыки работы с рейсмусом, столярной линейкой, угольником, выполнять самоконтроль качества строгания.

ТИП УРОКА: урок закрепления знаний.

ОБЪЕКТ РАБОТЫ: бруски сечением 35Х35мм, брус сечением 55Х120, доска 35мм

ОБОРУДОВАНИЕ: а) инд. карточки: задания для кроссворда, устройство рейсмуса, стороны бруска; плакаты: эскиз моделей парохода, детали корпуса, устройство рейсмуса; кубики- буквы 100Х100мм (слова – рейсмус, масштаб, рашпиль), шаб­лоны деталей корпуса, модели пароходов (деревянные) – игрушки от «киндер-сюр­приза.

                                   б) инструмент – карандаш, линейка, угольник, рейсмус, руба­нок, рашпиль, напильник, наждачная бумага.

МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ: школьная мастерская

ХОД ЗАНЯТИЯ:

I. Организационная часть:

 - Психо-эмоциональный настрой учащихся.

 - Цели и задачи урока:

а) разметка, как основа столярных операций;

б) самостоятельное выполнение разметки - основа овладения профессией столяра.

II. 1. Беседа.

а) Понятие «операция» - специальные действия с конкретной целью (медецинская операция, военная операция).

б) Столярная операция – конкретный вид работы с определённым инструментом (строгание, пиление, покраска изделия, сборка, долбление, сверление и т. д.) – уча­щиеся называют вид работы и соответствующий инструмент.

в)    - Без чего не обходится начало выполнения основных столярных операций, на­пример, строгание или долбление?

- Решение данного кроссворда подскажет нам ответ.

2. Работа с кроссвордом.

Кроссворд расчерчивается на доске (заранее). Карточки с вопросами раздаются каждому школь­нику.

а) Ученик читает вопрос, ответ записывает на доске.

Вопросы на карточках:

1.     Инструмент, которым чертят окружности.  2. Название линии, проведённой рейсмусом.

3.  Древесина для разметки будущей детали.   4.  Инструмент для проведения ли­ний без карандаша.

5.  Линейка  длиной 100см,  бывает складной.  6. Линейка, которая сворачивается.

7.  Инструмент для контроля прямого угла.  8. Инструмент, которым измеряют и откладывают размеры.

б) – Название какой столярной операции у нас получилось?  (разметка)

    - Каким одним словом можно назвать эти инструменты?  (разметочные)

3. Закрепление знаний учащихся о назначении разметочных инструментов (работа с электростендом)

 Один учащийся задаёт вопрос (включает контакт), второй находит его на стенде и рассказывает о его назначении. Если он затрудняется, первый помогает ему.

– 4. Назовите основной разметочный инструмент? (линейка столярная)

а) Повторить устройство измерительной линейки.

- А назовите «друга  нашей линейки»?   Вспомнить загадку:

  «Грамоты не знаю, а весь век пишу». (Вспомнить требования к карандашу -  Карандаш должен быть остро заточенный).

б) Упражнение: проведение прямой линии с помощью линейки на одинаковом  рас­стоянии (30мм) от кромки заготовки (заготовка – брусок с лицевыми сторонами сеч. 35Х35)

5. Закрепление устройства рейсмуса.

а) – С помощью какого инструмента можно провести такую же линию? (рейсмус)

Уточнить - на одинаковом расстоянии от кромки бруска.

Учащиеся проговаривают это слово в громкой речи, уточняется, что слово пришло к нам из немецкого языка.

Слабопишущий ученик выкладывает слово «рейсмус» из кубиков букв.

б) Сравнение преимущества рейсмуса над линейкой.

- Сколько раз вы отложили по линейке один и тот же размер (показ размеченной ли­нии)?  - 2 раза

- А если разметить вторую сторону? – ещё 2 раза

- А если разметить четыре бруска (ножки для табурета) ? – 16 раз

- Теперь проведите такую же линию рейсмусом (предварительно установив на 30мм).

- Сколько раз вы отмерили этот размер (30мм)? -1 раз

- Какой можно сделать вывод?

Рейсмусом размечать быстрее и точнее!

- Так для чего служит рейсмус?

Для проведения линий на одинаковом расстоянии от кромки бруска.

в) Повторение и закрепление устройства рейсмуса.

На доске вывешивается плакат-схема «Рейсмус».

Один учащийся выходит к доске и подписывает названия частей рейсмуса, другой «сильный» ученик работает по карточке «Устройство рейсмуса».

 Предлагается связать названия частей рейсмуса с известными понятиями: колодка – колодка рубанка – деревянная или металлическая часть, к которой крепятся другие части; винт – крепёжный винт рубанка.

- Объясните назначение винта и иголок?

(сравнить с винтом и ножом рубанка)

- Главная деталь у рубанка – нож, как и иголки у рейсмуса.

Итак, рейсмус – необходимый разметочный инструмент.

III. Повторение видов разметки.

1. а) Разметка бывает по образцу и чертежу.

    б) – Что такое чертёж?

- Что значит прочитать чертёж?

- Как могут быть начерчены детали? (в смысле их величины по отношению к нату­ральному объекту: 1 к 1, меньше или больше)

Например:               М1:1 – изображение в натуральную величину,

                                М1:2 – изображение уменьшено в 2 раза

                                  М2:1 -  изображение увеличено в 2 раза

- Что обозначает буква М? (масштаб)

«Слабопишущий» ученик выкладывает из кубиков слово «масштаб».

2. Работа в тетради.

- Сейчас мы с вами будем в роли инженеров-конструкторов (учитель уточняет назначение профессии ).

Учащиеся делятся на 2 группы, им выдаются модельки пароходов (можно использовать  игрушки из «киндер-сюрпризов»).

а) Для того чтобы изготовить модель парохода, нам нужно уточнить размеры дета­лей и выполнить чертёж корпуса в масштабе М5:1.

- Что это означает? Размеры будем снимать с уменьшенной модели  и увеличивать их в 5 раз.

б) Практическое выполнение: учащиеся измеряют образцы, составляют примеры, находят нужные размеры:

В-1.                                                                                                                 В-2

                                                    ширина

14мм х5=70мм                                                                         18мм х5=90мм

                                                       длина

35мм х5=175мм                                                                        40ммх5=200мм

                                                      высота

6мм х5=30мм                                                                             10мм х5=50мм

                                                                                                     7мм х5=35мм

  в) После  подсчётов, вывешивается плакат-чертёж на доске, уточняются размеры.

Учащиеся выполняют чертёж корпуса в тетради, с указанием полученных размеров.

г)  Составление плана работы на доске в беседе с учителем:

1. Отпилить заготовку по длине.

2. Застрогать лицевые стороны.

3. Разметить рейсмусом необходимую ширину и высоту брусков, застрогать.

4. Обрисовать необходимую форму детали по шаблону.

5. Изготовить корпус (вспомнить инструмент «рашпиль»).

IV. Практическое выполнение.

1. а) Работа по карточкам «Устройство рубанка», «Стороны бруска».                       

    б)     Инструктаж по Т. Б. (безопасное строгание)

2. Практическая работа по плану.

V. Отчёты о проделанной работе.

     Анализ качества выполнения.

     Итоги урока.

Используемая литература:  Учебник «Столярное дело 5-6 класс», составитель Журавлёв Б.А., «Формирование знаний, умений, навыков учащихся вспомогательной школы» Мирский С.Л.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок по технологии в коррекционной школе VIII вида "Разметка, как основная операция при выполнении столярных работ. Столярный рейсмус." »

ТЕМА ЗАНЯТИЯ: Разметка, как основная операция при выполнении столярных

работ. Столярный рейсмус.

ТЕМА БЛОКА: Чертёж, его назначение.

ЦЕЛИ: 1. Закрепить знания учащихся о выполнении плоскостной разметки.

2. Коррекция мышления, памяти, внимания через умения выполнять чертёж, установление смысловых связей между элементами разных инструментов, коррекция логического мышления через умение делать выводы и заключения, коррекция математических способностей через умения рассчитывать размеры деталей.

3. Воспитывать интерес к столярному делу, терпение, усидчивости, само-

стоятельности в работе, дать элементарные понятия о культуре труда.

4. Формировать умения и навыки работы с рейсмусом, столярной линейкой, угольником, выполнять самоконтроль качества строгания.

ТИП УРОКА: урок закрепления знаний.

ОБЪЕКТ РАБОТЫ: бруски сечением 35Х35мм, брус сечением 55Х120, доска 35мм

ОБОРУДОВАНИЕ: а) инд. карточки: задания для кроссворда, устройство рейсмуса, стороны бруска; плакаты: эскиз моделей парохода, детали корпуса, устройство рейсмуса; кубики- буквы 100Х100мм (слова – рейсмус, масштаб, рашпиль), шаб­лоны деталей корпуса, модели пароходов (деревянные) – игрушки от «киндер-сюр­приза.

б) инструмент – карандаш, линейка, угольник, рейсмус, руба­нок, рашпиль, напильник, наждачная бумага.

МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ: школьная мастерская

ХОД ЗАНЯТИЯ:

I. Организационная часть:

- Психо-эмоциональный настрой учащихся.

- Цели и задачи урока:

а) разметка, как основа столярных операций;

б) самостоятельное выполнение разметки - основа овладения профессией столяра.


II. 1. Беседа.

а) Понятие «операция» - специальные действия с конкретной целью (медецинская операция, военная операция).

б) Столярная операция – конкретный вид работы с определённым инструментом (строгание, пиление, покраска изделия, сборка, долбление, сверление и т. д.) – уча­щиеся называют вид работы и соответствующий инструмент.

в) - Без чего не обходится начало выполнения основных столярных операций, на­пример, строгание или долбление?

- Решение данного кроссворда подскажет нам ответ.

2. Работа с кроссвордом.

Кроссворд расчерчивается на доске (заранее). Карточки с вопросами раздаются каждому школь­нику.

а) Ученик читает вопрос, ответ записывает на доске.












Вопросы на карточках:

  1. Инструмент, которым чертят окружности. 2. Название линии, проведённой рейсмусом.

3. Древесина для разметки будущей детали. 4. Инструмент для проведения ли­ний без карандаша.

5. Линейка длиной 100см, бывает складной. 6. Линейка, которая сворачивается.

7. Инструмент для контроля прямого угла. 8. Инструмент, которым измеряют и откладывают размеры.

б) – Название какой столярной операции у нас получилось? (разметка)

- Каким одним словом можно назвать эти инструменты? (разметочные)

3. Закрепление знаний учащихся о назначении разметочных инструментов (работа с электростендом)

Один учащийся задаёт вопрос (включает контакт), второй находит его на стенде и рассказывает о его назначении. Если он затрудняется, первый помогает ему.










– 4. Назовите основной разметочный инструмент? (линейка столярная)

а) Повторить устройство измерительной линейки.

- А назовите «друга нашей линейки»? Вспомнить загадку:

«Грамоты не знаю, а весь век пишу». (Вспомнить требования к карандашу - Карандаш должен быть остро заточенный).

б) Упражнение: проведение прямой линии с помощью линейки на одинаковом рас­стоянии (30мм) от кромки заготовки (заготовка – брусок с лицевыми сторонами сеч. 35Х35)

5. Закрепление устройства рейсмуса.

а) – С помощью какого инструмента можно провести такую же линию? (рейсмус)

Уточнить - на одинаковом расстоянии от кромки бруска.

Учащиеся проговаривают это слово в громкой речи, уточняется, что слово пришло к нам из немецкого языка.

Слабопишущий ученик выкладывает слово «рейсмус» из кубиков букв.




б) Сравнение преимущества рейсмуса над линейкой.

- Сколько раз вы отложили по линейке один и тот же размер (показ размеченной ли­нии)? - 2 раза

- А если разметить вторую сторону? – ещё 2 раза

- А если разметить четыре бруска (ножки для табурета) ? – 16 раз

- Теперь проведите такую же линию рейсмусом (предварительно установив на 30мм).

- Сколько раз вы отмерили этот размер (30мм)? -1 раз

- Какой можно сделать вывод?

Рейсмусом размечать быстрее и точнее!

- Так для чего служит рейсмус?

Для проведения линий на одинаковом расстоянии от кромки бруска.

в) Повторение и закрепление устройства рейсмуса.

На доске вывешивается плакат-схема «Рейсмус».

Один учащийся выходит к доске и подписывает названия частей рейсмуса, другой «сильный» ученик работает по карточке «Устройство рейсмуса».

Предлагается связать названия частей рейсмуса с известными понятиями: колодка – колодка рубанка – деревянная или металлическая часть, к которой крепятся другие части; винт – крепёжный винт рубанка.


- Объясните назначение винта и иголок?

(сравнить с винтом и ножом рубанка)

- Главная деталь у рубанка – нож, как и иголки у рейсмуса.


Итак, рейсмус – необходимый разметочный инструмент.


III. Повторение видов разметки.

1. а) Разметка бывает по образцу и чертежу.

б) – Что такое чертёж?

- Что значит прочитать чертёж?

- Как могут быть начерчены детали? (в смысле их величины по отношению к нату­ральному объекту: 1 к 1, меньше или больше)



Например: М1:1 – изображение в натуральную величину,

М1:2 – изображение уменьшено в 2 раза

М2:1 - изображение увеличено в 2 раза

- Что обозначает буква М? (масштаб)

«Слабопишущий» ученик выкладывает из кубиков слово «масштаб».


2. Работа в тетради.

- Сейчас мы с вами будем в роли инженеров-конструкторов (учитель уточняет назначение профессии ).

Учащиеся делятся на 2 группы, им выдаются модельки пароходов (можно использовать игрушки из «киндер-сюрпризов»).


а) Для того чтобы изготовить модель парохода, нам нужно уточнить размеры дета­лей и выполнить чертёж корпуса в масштабе М5:1.

- Что это означает? Размеры будем снимать с уменьшенной модели и увеличивать их в 5 раз.

б) Практическое выполнение: учащиеся измеряют образцы, составляют примеры, находят нужные размеры:

В-1. В-2

ширина

14мм х5=70мм 18мм х5=90мм


длина

35мм х5=175мм 40ммх5=200мм

высота

6мм х5=30мм 10мм х5=50мм

7мм х5=35мм

в) После подсчётов, вывешивается плакат-чертёж на доске, уточняются размеры.










Учащиеся выполняют чертёж корпуса в тетради, с указанием полученных размеров.

г) Составление плана работы на доске в беседе с учителем:

1. Отпилить заготовку по длине.

2. Застрогать лицевые стороны.

3. Разметить рейсмусом необходимую ширину и высоту брусков, застрогать.

4. Обрисовать необходимую форму детали по шаблону.

5. Изготовить корпус (вспомнить инструмент «рашпиль»).

IV. Практическое выполнение.

1. а) Работа по карточкам «Устройство рубанка», «Стороны бруска».

см. приложение.

б) Инструктаж по Т. Б. (безопасное строгание)

2. Практическая работа по плану.


V. Отчёты о проделанной работе.

Анализ качества выполнения.

Итоги урока.


Используемая литература: Учебник «Столярное дело 5-6 класс», составитель Журавлёв Б.А., «Формирование знаний, умений, навыков учащихся вспомогательной школы» Мирский С.Л.


Приложение:































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Технология (мальчики)

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Автор: Мещеряков Александр Геннадьевич

Дата: 09.02.2015

Номер свидетельства: 169909


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства