ТЕМА ЗАНЯТИЯ: Разметка, как основная операция при выполнении столярных работ. Столярный рейсмус.
ТЕМА БЛОКА: Чертёж, его назначение.
ЦЕЛИ: 1. Закрепить знания учащихся о выполнении плоскостной разметки.
2. Коррекция мышления, памяти, внимания через умения выполнять чертёж, установление смысловых связей между элементами разных инструментов, коррекция логического мышления через умение делать выводы и заключения, коррекция математических способностей через умения рассчитывать размеры деталей.
3. Воспитывать интерес к столярному делу, терпение, усидчивости, самостоятельности в работе, дать элементарные понятия о культуре труда.
4. Формировать умения и навыки работы с рейсмусом, столярной линейкой, угольником, выполнять самоконтроль качества строгания.
ТИП УРОКА: урок закрепления знаний.
ОБЪЕКТ РАБОТЫ: бруски сечением 35Х35мм, брус сечением 55Х120, доска 35мм
ОБОРУДОВАНИЕ: а) инд. карточки: задания для кроссворда, устройство рейсмуса, стороны бруска; плакаты: эскиз моделей парохода, детали корпуса, устройство рейсмуса; кубики- буквы 100Х100мм (слова – рейсмус, масштаб, рашпиль), шаблоны деталей корпуса, модели пароходов (деревянные) – игрушки от «киндер-сюрприза.
б) инструмент – карандаш, линейка, угольник, рейсмус, рубанок, рашпиль, напильник, наждачная бумага.
МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ: школьная мастерская
ХОД ЗАНЯТИЯ:
I. Организационная часть:
- Психо-эмоциональный настрой учащихся.
- Цели и задачи урока:
а) разметка, как основа столярных операций;
б) самостоятельное выполнение разметки - основа овладения профессией столяра.
II. 1. Беседа.
а) Понятие «операция» - специальные действия с конкретной целью (медецинская операция, военная операция).
б) Столярная операция – конкретный вид работы с определённым инструментом (строгание, пиление, покраска изделия, сборка, долбление, сверление и т. д.) – учащиеся называют вид работы и соответствующий инструмент.
в) - Без чего не обходится начало выполнения основных столярных операций, например, строгание или долбление?
- Решение данного кроссворда подскажет нам ответ.
2. Работа с кроссвордом.
Кроссворд расчерчивается на доске (заранее). Карточки с вопросами раздаются каждому школьнику.
а) Ученик читает вопрос, ответ записывает на доске.
Вопросы на карточках:
1. Инструмент, которым чертят окружности. 2. Название линии, проведённой рейсмусом.
3. Древесина для разметки будущей детали. 4. Инструмент для проведения линий без карандаша.
5. Линейка длиной 100см, бывает складной. 6. Линейка, которая сворачивается.
7. Инструмент для контроля прямого угла. 8. Инструмент, которым измеряют и откладывают размеры.
б) – Название какой столярной операции у нас получилось? (разметка)
- Каким одним словом можно назвать эти инструменты? (разметочные)
3. Закрепление знаний учащихся о назначении разметочных инструментов (работа с электростендом)
Один учащийся задаёт вопрос (включает контакт), второй находит его на стенде и рассказывает о его назначении. Если он затрудняется, первый помогает ему.
– 4. Назовите основной разметочный инструмент? (линейка столярная)
а) Повторить устройство измерительной линейки.
- А назовите «друга нашей линейки»? Вспомнить загадку:
«Грамоты не знаю, а весь век пишу». (Вспомнить требования к карандашу - Карандаш должен быть остро заточенный).
б) Упражнение: проведение прямой линии с помощью линейки на одинаковом расстоянии (30мм) от кромки заготовки (заготовка – брусок с лицевыми сторонами сеч. 35Х35)
5. Закрепление устройства рейсмуса.
а) – С помощью какого инструмента можно провести такую же линию? (рейсмус)
Уточнить - на одинаковом расстоянии от кромки бруска.
Учащиеся проговаривают это слово в громкой речи, уточняется, что слово пришло к нам из немецкого языка.
Слабопишущий ученик выкладывает слово «рейсмус» из кубиков букв.
б) Сравнение преимущества рейсмуса над линейкой.
- Сколько раз вы отложили по линейке один и тот же размер (показ размеченной линии)? - 2 раза
- А если разметить вторую сторону? – ещё 2 раза
- А если разметить четыре бруска (ножки для табурета) ? – 16 раз
- Теперь проведите такую же линию рейсмусом (предварительно установив на 30мм).
- Сколько раз вы отмерили этот размер (30мм)? -1 раз
- Какой можно сделать вывод?
Рейсмусом размечать быстрее и точнее!
- Так для чего служит рейсмус?
Для проведения линий на одинаковом расстоянии от кромки бруска.
в) Повторение и закрепление устройства рейсмуса.
На доске вывешивается плакат-схема «Рейсмус».
Один учащийся выходит к доске и подписывает названия частей рейсмуса, другой «сильный» ученик работает по карточке «Устройство рейсмуса».
Предлагается связать названия частей рейсмуса с известными понятиями: колодка – колодка рубанка – деревянная или металлическая часть, к которой крепятся другие части; винт – крепёжный винт рубанка.
- Объясните назначение винта и иголок?
(сравнить с винтом и ножом рубанка)
- Главная деталь у рубанка – нож, как и иголки у рейсмуса.
Итак, рейсмус – необходимый разметочный инструмент.
III. Повторение видов разметки.
1. а) Разметка бывает по образцу и чертежу.
б) – Что такое чертёж?
- Что значит прочитать чертёж?
- Как могут быть начерчены детали? (в смысле их величины по отношению к натуральному объекту: 1 к 1, меньше или больше)
Например: М1:1 – изображение в натуральную величину,
М1:2 – изображение уменьшено в 2 раза
М2:1 - изображение увеличено в 2 раза
- Что обозначает буква М? (масштаб)
«Слабопишущий» ученик выкладывает из кубиков слово «масштаб».
2. Работа в тетради.
- Сейчас мы с вами будем в роли инженеров-конструкторов (учитель уточняет назначение профессии ).
Учащиеся делятся на 2 группы, им выдаются модельки пароходов (можно использовать игрушки из «киндер-сюрпризов»).
а) Для того чтобы изготовить модель парохода, нам нужно уточнить размеры деталей и выполнить чертёж корпуса в масштабе М5:1.
- Что это означает? Размеры будем снимать с уменьшенной модели и увеличивать их в 5 раз.
б) Практическое выполнение: учащиеся измеряют образцы, составляют примеры, находят нужные размеры:
В-1. В-2
ширина
14мм х5=70мм 18мм х5=90мм
длина
35мм х5=175мм 40ммх5=200мм
высота
6мм х5=30мм 10мм х5=50мм
7мм х5=35мм
в) После подсчётов, вывешивается плакат-чертёж на доске, уточняются размеры.
Учащиеся выполняют чертёж корпуса в тетради, с указанием полученных размеров.
г) Составление плана работы на доске в беседе с учителем:
1. Отпилить заготовку по длине.
2. Застрогать лицевые стороны.
3. Разметить рейсмусом необходимую ширину и высоту брусков, застрогать.
4. Обрисовать необходимую форму детали по шаблону.
5. Изготовить корпус (вспомнить инструмент «рашпиль»).
IV. Практическое выполнение.
1. а) Работа по карточкам «Устройство рубанка», «Стороны бруска».
б) Инструктаж по Т. Б. (безопасное строгание)
2. Практическая работа по плану.
V. Отчёты о проделанной работе.
Анализ качества выполнения.
Итоги урока.
Используемая литература: Учебник «Столярное дело 5-6 класс», составитель Журавлёв Б.А., «Формирование знаний, умений, навыков учащихся вспомогательной школы» Мирский С.Л.