Государственное казенное общеобразовательное учреждение Ростовской области «Пролетарская специальная школа-интернат»
(ГКОУ РО Пролетарская школа-интернат)
План-конспект блока уроков (3 часа) столярного дела
Тема: “Технология точения древесины на токарном станке. Изготовление киянки”
Учитель - Леонтьев Владимир Анатольевич
Урок технологии в 8 классе. Точение древесины
Тема: "Технология точения древесины на токарном станке. Изготовление киянки".
Цель: Изучение технологии точения деревянных изделий на токарном станке.
Задачи: Ознакомить с приемами работы на токарном станке по дереву, изучить правила безопасности при работе, развивать навыки организации практической деятельности и самоконтроля при выполнении технологических операций, воспитывать трудовую дисциплину, интерес к профессиям столяра, плотника.
Материально-техническое оснащение:
- токарный станок СТД-120;
-стамески для точения древесины;
-деревянная заготовка;
-плакаты, технологические карты.
Ход занятия
1 Вступительное слово учителя.
В современном мире профессия столяра весьма востребована, потому, что она многопрофильная. Столяр изготавливает мебель, участвует в строительстве: в изготовлении и монтаже дверей и окон, врезании замков и ручек, облицовке стен, а также в изготовлении разных изделий из дерева. Рабочее место столяра - чаще всего верстак или современные его модификации. Столяр хорошо разбирается в чертежах, сам разрабатывает и изготавливает различные изделия из дерева и заменяющих его материалов.
Не устарели слова из стихотворения В.Маяковского: ”Нужные работники-Столяры и плотники
В своей работе столяр использует не только ручные инструменты, но и различные деревообрабатывающие станки.
2. Повторение материала по теме «Устройство токарного станка по дереву»
2.1. Перечислить названия частей станка СТД-120. Задания по карточке. Карточка выдается учащимся.
| |
| Выбери правильный ответ и проставь его цифровое обозначение: выключатель; задняя бабка; подручник с держателем; светильник; станина; электродвигатель. |
2.2. Основные правила безопасносной работы
- не включать станок без разрешения учителя;
- не включать станок без огражденной ременной передачи;
- не класть инструменты и другие предметы на станок;
- обо всех неисправностях немедленно сообщать учителю.
- не опираться на станок
3.Сообщение нового материала
3.1. Приемы работы и подготовка заготовки.
Научиться работать на токарном станке сможет любой желающий, знающий устройство станка и правила безопасной работы, так как этот процесс не имеет сложных операций и заключается в том, что с обрабатываемой заготовки снимается поверхностный слой в виде стружки. При этом обрабатываемая заготовка вращается, а стамеску перемещают относительно заготовки, опирая на подручник.
Большое значение имеет подготовка заготовки для точения. Если торец заготовки имеет форму квадрата (А=Б), то для нахождения центра на торцах проводят диагонали. Затем с помощью рубанка сострагивают ребра, придавая заготовке форму восьмигранника.
На одном торце заготовки делается запил глубиной 2-3 мм для трезубца. После этого заготовку закрепляют на станке, при этом учитывая, что расстояние между заготовкой и подручником должен быть минимальным (2-3 мм)
3.2. Виды и назначение стамесок
Точение заготовки производят с помощью специальных стамесок.
Полукруглые стамески (а, б) применяют для черновой профильной обработки древесины, а стамески с косыми (угловыми) режущими кромками (в) - для чистовой обработки поверхностей, а также для вытачивания конусов и подрезания торцов. Стамески должны быть остро заточенными и с неповрежденными ручками.
Заточку стамесок выполняет только учитель!
4. Технологическая карта.
Прежде чем начинать точение, изучают технологическую карту обработки изделия. Технологическая карта может быть выполнена в виде таблицы и содержит последовательность выполнения работ, изображения в виде чертежа или рисунка, а также могут указываться виды оборудования и инструментов.
Пример выполнения технологической карты
5.Правила работы на станке.
Работа на токарном станке выполняется в защитных очках. После включения станка берут стамеску в правую руку, устанавливают на подручник, не касаясь заготовки, и сверху левой рукой прижимают к подручнику (фото выше).
Вначале выполняют черновое (грубое) точение полукруглой стамеской. При этом медленно подводят лезвие к вращающейся заготовке и плавными перемещениями стамески влево и вправо снимают стружку.
истовое точение выполняется косой стамеской. При этом стамеску опирают ребром на подручник со стороны тупого угла.
Нельзя допускать врезания острого угла стамески в заготовку- это может привести к выбросу стамески и нанести травму!
Контроль размеров заготовки осуществляется после отключения станка и полной остановки шпинделя. При необходимости деталь обрабатывают с помощью шлифовальной колодки.
После остановки станка заготовку снимают, пилой отрезают лишние торцы и зачищают их шлифовальной шкуркой, либо напильником.
6. Правила безопасности.
1. Не включать станок без разрешения учителя.
2. Проверить заготовку, она должна быть без сучков и трещин.
3. Надежно крепить заготовку.
4. На рабочем месте не должно быть ничего лишнего.
5. Проверить рабочий инструмент. Ручки стамесок должны быть без трещин и прочно насажены.
6. Заправить одежду. Застегнуть все пуговицы. Длинные волосы убрать под бирет.
7. Перед пуском станка надеть защитные очки.
8. Следить за расстоянием между подручником и заготовкой. При его увеличении передвинуть подручник, остановив работу станка.
9. Во время работы не отвлекаться, не отходить от станка.
10. Все настроечные операции проводить только при отключенном станке.
11. Не останавливать вращение заготовки руками.
12. При обнаружении неисправностей, немедленно отключить станок и сообщить учителю.
5. Подведение итогов.
В конце занятия совместно с учащимися сравнивается запланированный ход работы с фактическим, выявляются допущенные ошибки и отклонения от планируемого технологического процесса, устанавливается их влияние на производительность труда, качество изделия.
Указываются учащимся на их успехи в работе и недостатки, объясняются их причины и пути преодоления. В случае необходимости повторяется показ приемов выполнения отдельных действий. Объявляются ученикам оценки.
Уборка рабочих мест.