Учитель: | Мохирев Александр Иванович |
Предмет: | Профессионально-трудовое обучение |
Класс: | 9 класс |
Тема урока: | Сборка детского стульчика |
Цель урока: | Обобщение и закрепление знаний по теме «Мебельное производство» |
Задачи урока: | |
образовательные | создать условия для применения на практике учащимися приёмов сборки детской скамеечки из готовых деталей. |
коррекционно-развивающие: | развивать умение осуществлять самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; способствовать коррекции нарушений развития высших психических функций: внимания, - развивать операции мышления: сравнение, обобщение, классификация на основе работы с технологической и инструкционной картой сборки изделия. - способствовать активизации мыслительной и творческой деятельности. |
воспитательные: | - создать условия для воспитания у учащихся умения внимательно слушать учителя и друг друга; воспитывать коммуникативные умения через работу в парах и группе; нравственные качества, аккуратность при выполнении практической работы; стремление мыслить и действовать самостоятельно, способность к самооценке, сотрудничеству. |
Тип урока: | Урок обобщения и закрепления знаний |
Используемые технологии: | рассказ – беседа с закреплением материала, инструкция – инструктаж, демонстрация – показ, самостоятельная работа учащихся под контролем учителя, информационно-коммуникационные, здоровьесберегающие. |
Планируемые результаты: | |
Личностные: | формирование учебной мотивации, самостоятельности в выполнении учебного и практического задания |
Регулятивные: | формирования умения принимать поставленные цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе. |
Познавательные: | формирования умения сравнивать, делать простейшие обобщения и выводы, классифицировать на основе работы с натуральными образцами и объектами, пользоваться знаками, символами, читать, работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, схематическое изображение, таблицу, схему, чертёж). |
Коммуникативные: | уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в парной и групповой работе, договариваться о распределении функций в совместной работе. |
Ресурсы: | |
Основные: | учебник «Столярное дело » 9 класс автор: Б.А. Журавлёв |
Дополнительные: | Презентация, доска, художественное слово. |
Организация пространства | Работа фронтальная, индивидуальная, в парах, группе. |
Технология проведения | Деятельность ученика | Деятельность учителя | Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов | Формируемые БУД |
1.Вводно-мотивационный эпап. Цель: подготовить учащихся к общению и совместной деятельности; - сообщение темы и целей урока; - обеспечить понимание учащимися социальной и практической ценности изучаемого материала. | Организация рабочего места. | Создает эмоциональный настрой на урок. | Здравствуйте ребята. Слышите, вот опять звенит звонок. Ты готов начать урок. Как настроение – дети хором (на пять) Значит, работать можно начинать. На наш урок пришли гости. Давайте их поприветствуем. Садитесь. Я сказать вам всем хочу Что любого научу. Я - известный мастер По столярной части. У меня в мастерской Всё что нужно под рукой. Плоскозубцы и пила, И топор и два сверла Молоток, рубанок. Есть и доски у меня И даю вам слово Что до конца урока Будет у нас с вами всё готово. Я сегодня буду мастером, А вы ребята – учениками мастера. ( Учитель представляет своих учеников). Сегодня нам предстоит выполнить ответственное задание. Мы продолжим заниматься изготовлением мебели. Тема нашего урока: Сборка детског Мы будем собирать тумбочку из готовых деталей. Задачи урока: Вспомним этапы работы по подготовке деталей тумбочки, правила оклейки деталей декоративной плёнкой. Научимся соединять детали тумбочки при помощи винтов. Каждый из вас узнал много интересного о мебельном производстве. Давайте пригласим гостей в нашу мебельную мастерскую. | Регулятивные: волевая саморегуляция; Личностные: действие смыслообразования. |
2. Операционно-познавательный этап. Цель: создать содержательные и организационные условия для самостоятельного применения учащимися комплекса знаний и способов учебной деятельности. | Учащихся отвечают на вопросы, определяют этапы работы и декорирования деталей изделия. | Создаёт условия для активной работы Способствует развитию понимание и усвоение технических и технологических понятий. | Наш разговор пойдет о мебели. Разгадав загадку, вы узнаете, О какой именно мебели мы Будем говорить сегодня. С ногами — без рук, С боками — без ребер, С сиденьем — без живота, Со спиной — без головы. (Стул) Тема нашего урока: Сборка детского стульчика Мы будем собирать детский стульчик из готовых деталей. Задачи урока: Вспомним этапы работы по подготовке деталей тумбочки, правила оклейки деталей декоративной плёнкой. Научимся соедин ять детали тумбочки при помощи винтов. Каждый из вас узнал много интересного о мебельном производстве. Давайте пригласим гостей в нашу мебельную мастерскую 1 ученик: У каждого ребенка Есть в спальне стульчик свой. С рисуночком лисенка, Во-о-он тот, красивый, - мой. Одежду аккуратно На нем я уложу, Все сделаю опрятно, И так вещам скажу: «Вы, синие колготы И черные штаны, Устали от работы И отдохнуть должны!» Зеленая рубашка На стульчике висит Измучилась, бедняжка, Не двигается - спит… Конечно же, оставлю И туфли отдыхать: Под стулом их поставлю. А сам пойду в кровать… (А. Сметанин) 2 ученик: Сначала люди придумали лавочки, они стояли вдоль стен в домах. На этих приспособлениях для сидения могли сидеть много человек. Затем стали появляться маленькие скамеечки- табуретки. К табурету прикрепили спинку, вышел стул. Мебельное производство развивалось и для детей стали изготавливать стульчики. 3 ученик: В современном мире каждый человек, каждая семья - выбирая мебель, руководствуется своим вкусом и стилем жизни, своими личными предпочтениями. 4 ученик. В нашей мебельной мастерской мы будем собирать мебель для дома. Для самых маленьких членов семьи. Это детский стульчик Этапы работы «Подготовка деталей детского стульчика к сборке» Чтобы собрать изделие, на первом этапе мы подготовили детали детского стульчика. 1. С чего мы начали нашу работу? ( выпиливали детали) 2. Как назывался второй этап работы? Обработка поверхности деталей наждачной бумагой. 3. Что нужно сделать на третьем этапе работы? Нанести разметку на детали по чертежу. 4. Что нужно сделать с деталями? Собирать детский стульчик с опорой на план и чертёж. ( используя столярный клей и саморезы) 5.Что нужно сделать с готовым изделием? Произвести декоративную отделку изделия при помощи морилки и лака. 6. Проверить качество выполненной работы? Внимательно рассмотреть поверхность детского стульчика, сравнить с образцом. | Предметные результаты: совершенствование умения правильно производить разметку деталей. Личностные результаты: Слушать указания, инструкцию учителя. Оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Регулятивные результаты: самооценка Коммуникативные результаты: инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками. |
3. Динамическая пауза. Цель: снятие эмоционального напряжения, мышечного тонуса. | Выполняют комплекс упражнений производственной гимнастики | Организует выполнение комплекса упражнений производственной гимнастики всеми учащимися. | Всем ученикам мастера приготовиться к производственной зарядке. Дежурный по мастерской проводит зарядку. Комплекс упражнений производственной гимнастики 1 - потягивание, руки подняты над головой, кисти сцеплены "в замок" - вдох, руки опускают - выдох 2 - ногу отставляют в сторону на носок, руки за голову - вдох, опуская руки и приставляя ногу - выдох. 3 - руки вытянуты вперед, кисти расслаблены и опущены вниз. Приседая, руки вниз - выдох, выпрямляясь, руки назад, поднимаются на носки - вдох. 4 - прыжки на месте на носках, руки на поясе. 5 -руки в стороны, повороты туловища и головы попеременно вправо и влево. 6 - поднимая руки вверх, прогибаются назад - вдох, зачем наклоняются вперед, держа руки на поясе - выдох. 7 - ноги расставлены на ширину плеч, руки перед грудью. Попеременно отводя то правую, то левую руку в сторону, делают вдох, опуская руки - выдох. | |
4.Операционно - подготовительный этап. Цель: применение изученных знаний при решении учебной задачи; | Учащихся отвечают на вопросы, коллективно составляют план сборки тумбочки, определяют этапы работы . | Создает условия для активной работы, оказывает направляющую помощь при определении этапов самостоятельной работы. . | Сейчас нам с вами приступим к сборке детского стульчика из подготовленных нами деталей. Чтобы правильно выполнить сборку нам нужно составить план работы. Коллективное составление плана работы Рассмотрим образец изделия (детский стульчик). Все детали на образце пронумерованы и подписаны (сидение, спинка, ножки 4 штуки, бруски для крепления ножек). 1. Какие инструменты нам понадобятся для работы? 2.Чтобы правильно соединить все детали детского стульчика, нам нужно ознакомиться с инструкцией по сборке 3.С чего начнём сборку детского стульчика? Правильно прикрепить бруски к сидению стульчика с помощью клея и саморезов. 4. Что будем делать на втором этапе работы? Прикрепим спинку к сидению помощью клея и саморезов. 5. Что будем делать на третьем этапе работы? Прикрепим ножки к брускам сидения. 6. Проверим качество изделия. Техника безопасности Чтобы при работе не было травм, нам нужно соблюдать правила техники безопасности. 1.При работе с отверткой нужно правильно держать инструмент в руке. 2. При работе с саморезами нужно работать аккуратно, чтобы не порезать пальцы. 3. При работе со столярным клеем: соблюдать осторожность, при попадании клея в глаза, промыть холодной водой. . 4. В мебельной мастерской каждый мастер работает на своём рабочем месте. | Предметные результаты: совершенствование умения правильно определять детали изделия на образце. Познавательные результаты: Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Поиск и выделение необходимой информации. Коммуникативные результаты: инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками. |
Гимнастика для глаз. Цель: Снятие усталости с глаз | Выполняют гимнастику для глаз по показу учителя. | Организует выполнение гимнастики для глаз. | Перед выполнением упражнений сядьте удобно, выпрямите спину и расслабьтесь. Поморгайте глазами быстро, затем медленно. Упражнения выполняются тщательно и медленно. - Глаза вверх, вниз – 2 раза. Поморгали глазами. - Глаза вправо, влево – 2 раза. Поморгали глазами. - Рисуем глазами квадрат – 2 раза по часовой стрелке. Поморгаем глазами. Закроем. Поморгаем глазами. - Рисуем глазами квадрат - 2 раза против часовой стрелки. - Рисуем глазами круг по часовой стрелке – 2 раза. - Рисуем глазами круг против часовой стрелки – 2 раза. Поморгаем глазами. Закроем. Поморгаем глазами Разогрейте ладони, потирая их друг о друга, и приложите их к глазам так, чтобы не проникал свет, и повторите все вышеперечисленные упражнения по три раза. Не снимая ладони с глаз, расслабьтесь, представьте себя в лесу или на берегу моря, подумайте о чем-нибудь хорошем | |
4.Самостоятельная работа. | Учащихся отвечают на вопросы по инструкционной карте. | Создает условия для активной работы, оказывает направляющую помощь при определении этапов самостоятельной работы | Приступим к сборке детского стульчика. 1. Помним технику безопасности при работе. 2. Работаем по чертежу с опорой на образец изделия. 3. Обращаем внимание на правильность выполнения сборки деталей. 4. Сравниваем работу с образцом. | Предметные результаты: совершенствование умения правильно выполнять сборку детского стульчика. |
5.Целевые обходы по видам практической работы: | Участие в индивидуальной беседе | Побуждает к высказыванию своего мнения. Проверяет уровень усвоения знаний по этапам выполнения сборки изделия и правил технике безопасности. | Первый обход: проверить организацию рабочих мест и соблюдение безопасных приемов труда. - Как правильно держать отвертку в руках ? ( чтобы было удобно закручивать саморезы и не выворачивать пальцы) - Как закручивать саморезы в детали изделия? ( ровно, не допускать перекоса). Второй обход: проверить правильность выполнения трудовых приемов и технологическую последовательность. - Как правильно соединить детали изделия? (примерить на образце) - Как проверить правильность сборки детского стульчика? ( нет перекоса при соединении деталей) Третий обход: проверить правильность размеров и осуществление учащимися самоконтроля взаимоконтроля. последовательность сборочных работ, качество изделия: прочность и плотность соединений (столярных узлов). - Внимательно рассмотрите соединения всех деталей детского стульчика. - Есть перекосы, неровности при сборке деталей? - Правильно закреплены все детали изделия? - Взаимопроверка между каждым учащимся. - Какие недочёты были выявлены у мастеров? - Оцените работу свою и своего товарища с опорой на образец. | Познавательные результаты: Поиск решения учебной задачи. Личностные результаты: адекватное представление о собственных возможностях. Регулятивные результаты: Выслушивание инструкции на деятельность, планирование работы. Отчёт о выполненной работе. |
6.Рефлексивно-оценочный этап Цель: Организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной- практической деятельности . | Называют основные позиции выполнения самостоятельной работы, что получилось, что не получилось и почему) | Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности учащихся на уроке. | -Какую мебель собирали на уроке? (детский стульчик) - Из чего собирали изделие? Из деталей изготовленных из сосны по размерам с опорой на чертёж . - Кто справился с этой работой? - У кого всё получилось? - Какие трудности возникли? - Оцените качество своей работы: 1.Нет ошибок при выполнении работы – 5 2. Есть недочёты (перекосы, неровности при соединении деталей) – 4 3. Работа выполнена не аккуратно, детали изделия соединены неровно, повреждена поверхность деталей саморезами – 3. Оценки за урок. Комментирование оценок. | Познавательные результаты: Поиск решения учебной задачи. Личностные результаты: Работа с информацией под руководством учителя, представленной в виде качественной оценки Оценивать собственное поведение себя и окружающих. Коммуникативные результаты: умение вступать в контакт и работать в группах. |