Сценарий урока «Формообразование. Моделирование формы предмета».
Сценарий урока «Формообразование. Моделирование формы предмета».
Тема урока: «Формообразование. Моделирование формы предмета».
Тип урока – открытие новых знаний.
Цель урока: Формирование знаний о форме, формообразовании и моделировании формы предмета.Способствовать формированию умений анализировать изображения, аргументировать свои предположения. Развивать статические и динамические пространственные представления, образное мышление. Воспитывать внимательность, прививать интерес к предмету.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Сценарий урока «Формообразование. Моделирование формы предмета». »
Тема урока: «Формообразование. Моделирование формы предмета».
Тип урока– открытие новых знаний.
Цель урока: Формирование знаний о форме, формообразовании и моделировании формы предмета.Способствовать формированию умений анализировать изображения, аргументировать своипредположения. Развивать статические и динамические пространственные представления, образное мышление. Воспитывать внимательность, прививать интерес к предмету.
Оборудование урока: демонстрационные таблицы, рисунки, чертежи, карточки-задания и игра «Танграм» на столах учащихся, компьютер, мультимедиа проектор, презентация к уроку.
На доске демонстрационные таблицы с написанными терминами:
ФОРМООБРАЗОВАНИЕ
МОДЕЛИРОВАНИЕ
БИОНИКА
ЭРГОНОМИКА
Эпиграф:
«Творчество есть процесс, творчество есть овладение новыми возможностями». Н.Рерих
Продукты деятельности учащихся: чертежные инструменты и принадлежности, рабочая тетрадь.
План урока:
1.Организационная часть
2.Мотивация учебной деятельности
3.Восприятие учебного материала
4.Применение знаний в практической ситуации
5.Подведение итогов
Ход урока:
Организационная часть
Слайд 1
- Проверка отсутствующих
- Разъяснение хода и формы работы на уроке. (Учитель объясняет, что сегодня на уроке ученики работают как индивидуально, так и группами).
2. Мотивация учебной деятельности:
Слайд 2
Мир вокруг нас - это мир форм. Он разнообразен и удивителен. Сколько прекрасного в себе таят природные формы: цветы, птицы, бабочки, деревья, кристаллы, наша планета …
О формах говорят, что они красивы или безобразны, воздушно легки или тяжелы, статичны или динамичны, и как часто нас восхищают формы созданные человеком: стремительные контуры сверхзвуковых самолетов и автомобилей; скульптурные, мягкие линии изделий из стекла и керамики; волнующие силуэты одежды от мастеров… Талантливый авиаконструктор Андрей Николаевич Туполев считал, что «некрасивый самолет не полетит». Замечательный писатель Владимир Солоухин, воспевавший природу средней Руси, писал:
«Теряя форму, гибнет красота,
А форма четко требует закона»
Так каковы же законы рождения и сотворения формы предмета? И что такое форма?
Слайд 3
В словаре иностранных слов мы можем прочесть много определений, что такое форма. Вот одно из них - ФОРМА (лат. forma) - внешнее очертание, наружный вид, контуры предмета.
Под формой предмета понимают геометрическую структуру, организацию и соотношения всех ее элементов и частей: точек, линий, поверхностей. Формы подразделяются на плоские (все элементы которых принадлежат одной плоскости) и пространственные.
Сегодня мы познакомимся с процессом создания формы, мы поговорим о формообразовании.
Тема нашего урока: «Формообразование. Моделирование формы предмета».
Слайд 4
Эпиграфом к нашему уроку я хочу взять слова Николая Рериха:
«Творчество есть процесс, творчество есть овладение новыми возможностями».
Понятие «формообразование» используется в различных сферах деятельности человека. Оно заключается в создании формы по определённым законам, нормам с использованием различных технологических способов (литьё, штамповка, металлообработка и т. д.). Создание формы в дизайне, архитектуре – творческий процесс, заключающийся в разработке новой оригинальной удобной и красивой формы изделия, сооружения по законам композиции, технической эстетики, эргономики (наука о приспособлении рабочих мест, предметов и объектов труда для наиболее безопасного и эффективного труда работника), создании удобных, красивых, совершенных изделий.
В черчении под формообразованием понимаются процессы образования (создания новой, проектируемой формы) и преобразования (изменения существующей) формы объекта.
Для формообразования используют различные операции: приращения, удаление, чередование, симметрирование и др.
3.Восприятие учебного материала
Давайте рассмотрим особенности каждой из этих операций.
ОПЕРАЦИЯ ПРИРАЩЕНИЯ
Попробуем это сделать на следующих предметах:
Представьте себе такой предмет быта - Табурет.
Если к табурету прибавить спинку – мы получим стул, если добавим ещё и подлокотники – получим кресло.
Или представьте - Стакан. Как можно изменить форму стакана, применяя операцию приращения?
Итак, операция приращения заключается в соединении нескольких элементов в одно целое.
4. Применение знаний в практической ситуации
Задание № 1 (работают учащиеся в парах). На карточке – задании изображено две детали А и Б, а так же элементы из которых получена форма этих деталей. Необходимо соединить эти элементы, используя операцию приращения, так, чтобы получилась данная деталь.
Проверка выполнения задания.
3.Восприятие учебного материала
ОПЕРАЦИЯ УДАЛЕНИЯ состоит в изменении формы посредством удаления из неё каких – либо объёмов. Очень часто на производстве для уменьшения массы в изделиях делаются выемки или отверстия.
Слайд 5
4. Применение знаний в практической ситуации
Задание № 2 (учащиеся работают индивидуально). На доске изображено наглядное изображение детали. Необходимо изменить деталь так, чтобы облегчить её форму, применив операцию удаления, а затем выполнить технический рисунок детали с уже удалённой частью.
Проверка выполнения задания. Слайд 6
3.Восприятие учебного материала
ОПЕРАЦИЯ СИММЕТРИРОВАНИЯ заключается в получении симметричной формы относительно одной или нескольких плоскостей симметрии.
4. Применение знаний в практической ситуации
Задание № 3 (демонстрируется одним учеником по желанию). Из предоставленных элементов собрать симметричную деталь.
3.Восприятие учебного материала
ПРЕОБРАЗОВАНИЕ ПОЛОЖЕНИЯ И ОРИЕНТАЦИЯ ОБЪЕКТА В ПРОСТРАНСТВЕ
4. Применение знаний в практической ситуации
Задание № 4 (учащиеся работают с карточками - заданиями индивидуально по вариантам). Вариант 1. Выполните эскиз детали, повернув ее элемент так, чтобы он стал на место, выделенное штриховкой. Вариант 2. Мысленно поверните деталь так, чтобы заштрихованная плоскость стала параллельна горизонтальной плоскости проекций.
Проверка выполнения задания.
Слайд 7
3.Восприятие учебного материала
Учитель: Самым древним и искусным мастером формообразования является природа. Природные формы и их конструкции хорошо приспособлены к окружающей среде, проверены веками на самые различные нагрузки: ветровые, снеговые и т.д. Ёщё за много лет до нашей эры первобытные люди делали свои жилища сходными с жилищами пчёл, муравьёв, гнёздами птиц. Леонардо да Винчи, изобретая летательные аппараты, наблюдал за полётом птиц и копировал форму их крыльев. Природные формы отразились и в золотых главах русских церквей, в нарядных шатрах дворцов (луковицы, маковки, бочки). В науке существует такое направление как бионика, которая восходит к греческому слову «жизнь» (прикладная наука о применении в технических устройствах и системах принципов организации, свойств, функций и структур живой природы).
Почти всегда, перед тем как инженер, архитектор, дизайнер представит людям своё «творение», он выполняет опытный образец своего изделия и проверяет его на стендах в лабораторных условиях, т.е. происходит процесс моделирования. Модели могут изготавливаться из бумаги, картона, древесины, глины и т.д.
В основе моделирования по чертежу лежит процесс чтения изображений. Сначала представляют форму изображенного объекта, затем выбирают материал и соответствующую заготовку, затем выполняют само изделие.
4. Применение знаний в практической ситуации
Задание № 5 (работают учащиеся в группах). Сейчас мы попробуем из базовых единиц выполнить картинки-образы и придумаем им название (можно использовать игру «Танграм»). Поощряется творческий подход к заданию.
5. Подведение итогов урока.
Учитель анализирует работу учащихся, и дает комментарии по поводу их работы на уроке. Особое внимание обращается на то, как работали учащиеся группами.
6. Домашнее задание.
Выполнить творческое задание, используя игру «Танграм».