ознакомить с назначением и строением настольного сверлильного станка, его конструктивной особенностью, правилами подготовки к работе, правилами безопасной работы на сверлильном станке; научить читать и выполнять его кинематическую схему; воспитывать внимательность при выполнении технологической операции.
Ожидании результаты учебной деятельности: умение объяснять назначение, строение и принцип работы сверлильного станка, процесс передачи вращательного движения от электродвигателя к шпинделю и работу механизма превращения движения; распознавать механизмы движения резания и движения подачи, ведущая и ведомая деталь; умение подготовить сверлильный станок к работе; читать и выполнять его кинематическую схему; закреплять сверло необходимого диаметра в трехкулачковом патроне и крепить заготовку в тисках; выполнять подготовительную технологическую операцию перед сверлением.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Строение и принцип работы сверлильного станка»
Разработка урока
«Строение и принцип работы сверлильного станка.
Приемы управления сверлильным станком»
Урок №
Цель: ознакомить с назначением и строением настольного сверлильного станка, его конструктивной особенностью, правилами подготовки к работе, правилами безопасной работы на сверлильном станке; научить читать и выполнять его кинематическую схему; воспитывать внимательность при выполнении технологической операции.
Ожидании результаты учебной деятельности: умение объяснять назначение, строение и принцип работы сверлильного станка, процесс передачи вращательного движения от электродвигателя к шпинделю и работу механизма превращения движения; распознавать механизмы движения резания и движения подачи, ведущая и ведомая деталь; умение подготовить сверлильный станок к работе; читать и выполнять его кинематическую схему; закреплять сверло необходимого диаметра в трехкулачковом патроне и крепить заготовку в тисках; выполнять подготовительную технологическую операцию перед сверлением.
Оборудование: коловорот, ручная дрель, набор сверл, сверлильный станок, линейка.
Структура урока
Организационный момент.
Актуализация знаний и мотивация учебной деятельности учеников.
Изучение нового материала
1.Строение и назначение настольного сверлильного станка.
2.Назначение основной части станка.
3.Приемы управления сверлильным станком
Практическая работа «Сверления отверстий на сверлильном станке»»
2. Какую типичную деталь вы знаете? (гайка, винт.)
ІІІ. Беседа.
Есть ли отверстия в детали вашего будущего изделия?
С помощью каких устройств можно изготовить отверстия в детали?
Какой инструмент для этого используют?
Какой процесс заложен в основу принципа действия сверла?
Обобщая ответы учеников, учитель сообщает об особенности изготовление цилиндровых отверстий механическим способом.
Рассказ учителя.
Типичным инструментом для обработки отверстий является сверло. Во время сверления заготовка обычно неподвижна, а сверло вращающееся и в то же время поступательно двигается, углубляясь в металл или древесину. Таким является принцип работы сверлильного станка. В производственный практике для сверления отверстий используют разную модель сверлильных станков (НС-12А, СН15-Ш1, НС-12М, 2М112), каждая из которых имеет свою особенность.
Вертикально сверлильный настольный станок модели 2М112 имеет более совершенную конструкцию, в сравнении с предыдущими станками. Основа станка — чугунная плита 1. На плите смонтирован рабочий стол 2, на котором есть три Т-подібні пазов для закрепления тисков 3 и разных устройств для крепления детали. На задней части плита является опорной плоскостью, к которой в кронштейне 17 неподвижно закреплено силовой гвинт— колонна 10, по которой перемещается шпиндельная стрекоза 5. Шпиндельна стрекоза имеет корпус из чугуна, в котором размещен механизм піднімання и опускание шпинделя. На нижнем коническом конце шпинделя
Кинематическая схема
крепится сверлильный патрон 4. На верхней части корпуса шпиндельной стрекозы размещена клинопасова передача, которая состоит из ведущего 12 и ведомого 8 пятиступенчатых шкивов, паса 9, пристрою натягивание паса 7 и защитного тулупа 11. Клинопасову передачу приводить в движение электродвигатель 14, укріплений на подпроворной раме 13. Використовуючи шкивы разных диаметров, можно изменять частоту вращения шпинделя.
Ведомый пятиступенчатый шкив міцно насажен на втулку 10, которая имеет шлицевое соединение с верхним концом 11 шпинделя. Следовательно, шпиндель вращающийся вместе со шкивом и втулкой и одновременно может скользить внутри втулки вверх и вниз. На рисунке показана кинематическая схема станка 2М112.
2. Назначение основной части станка.
Стол станка установлен на специальной тумбочке с полочками, предназначенными для заключения режущего инструмента и устройств. Для сверления заготовки на стойке установленный хобот, на котором смонтированный электродвигатель. На шпинделе закреплен трехступенчатый шкив, который соединен со шкивом электродвигателя с помощью пасов. Передача паса закрыта тулупом. На конический хвостовик шпинделя надевают сверлильный патрон со сверлом. Подъем и опускание шпинделя осуществляется с помощью рукоятки. Станок включается нажатием кнопки, которая расположена на щите тумбочки.
(учитель демонстрирует часть станка и закрепления сверла)
3.Приемы управления сверлильным станком.
Производительность сверления определяется двумя параметрами: скоростью резания и скоростью подачи сверла. Сверло, которое вращающееся, перемещают в направлении детали, в которой выполняют отверстие. Такое перемещение называют подачей сверла. Во время сверления необходимо контролировать, чтобы подача не была слишком большой, поскольку это может привести к поломке сверла, особенно когда его диаметр небольшой.
Перед сверлением необходимо надежно закрепить сверло в патроне.
(Учитель демонстрирует ученикам сверла и объясняет приемы правильного и надежного крепления их в патроне.)
Для успешного выполнения сверлильной работы важным является также умение правильно закреплять на сверлильном станке обрабатывающую деталь.
Во время сверления необходимо обеспечить равномерную подачу сверла. В конце сверления сквозного отверстия сверло подается легче для чего нужно уменьшить нажим на ручку подачи. Во время выхода сверла из заготовки, на ее крае образуются заусенцы, за которые может зацепиться резательная кромка сверла. Это приводит к его ломанию. Необходимо в конце сверления под заготовку подложить деревянный брус и уменьшить подачу сверла.
(Учитель демонстрирует запуск станка, подведения сверла, и порядок сверления).
ІV. Практическая работа. «Сверление отверстий на сверлильном станке»
Инструкция выполнения практической работы.
Ученики по очереди зачитывают правила безопасного труда, учитель их комментирует.
1.Работать обязательно в рабочей одежде.
2. Перед началом работы осмотреть станок и проверить надежность закрепления защитного тулупу, патрона и сверла.
3. На столе станка не должно быть лишних предметов.
4. Во время сверления пользоваться защитными очками или экраном.
5. Деталь закрепить в машинных или в ручных тисках.
6. Во время работы запрещается: чистить станок, касаться рукой к сверлу или патрону, охлаждать сверло, поддерживать рукой незакрепленную деталь, отходить от станка, не выключив его.
7. Закончив работу, выключить станок, очистить его от стружки щеткой, вынуть сверло из патрона, протереть тряпкой инструмент и положить его в назначенное место.
Учитель рассказывает об организации рабочего места; каким требованиям должен отвечать инструмент и правила уходу за им.
Последовательность выполнения работы:
Выполните разметку центров отверстий на заготовке.
Сделает кернером углубления.
Надежно закрепите заготовку в тисках.
Вставьте в патрон сверло необходимого диаметра.
За помощью рукоятку (15) опустите сверло к намеченному центру отверстия.
Включит станок и плавным вращением штурвала подведите сверло к заготовке и выполните сверление.
По окончании работы выключите станок, выньте сверло из патрона, уберите стружку, составьте инструмент.
Покажите выполненную работу учителю.
Итоги урока:
Какую типичную деталь вы знаете на сверлильном станке?
Назовите основную часть станка?
3. Какие правили безопасного труда необходимо придерживаться во время работы?
В какой последовательности выполняют сверление отверстий?