Цели урока.
Обучающие: (формирование знаний, умений, навыков):
• ознакомить учащихся с ручными инструментами: слесарная ножовка, напильник, отвертка, их устройством, назначением;
• формировать умение правильно организовывать рабочее, применять приёмы безопасного труда при использовании ручного слесарного инструмента;
• создать условия для освоения алгоритма преобразовательной деятельности, для вырабатывания навыков самостоятельной работы, работы в группе при обучении изготовлению несложных инструментов (отвертки), осознавать ход и результаты обучения , намечать самостоятельно этапы выполнения задания.
Развивающие:
• развивать мотивацию безопасных приёмов труда,
• организации рабочего места.
Воспитательные:
• воспитывать организован¬ность, технологическую грамотность, дисциплину, аккуратность, точность в работе, трудолюбие.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
ознакомить учащихся с ручными инструментами: слесарная ножовка, напильник, отвертка, их устройством, назначением;
формировать умение правильно организовывать рабочее, применять приёмы безопасного труда при использовании ручного слесарного инструмента;
создать условия для освоения алгоритма преобразовательной деятельности, для вырабатывания навыков самостоятельной работы, работы в группе при обучении изготовлению несложных инструментов (отвертки), осознавать ход и результаты обучения , намечать самостоятельно этапы выполнения задания.
Развивающие:
развивать мотивацию безопасных приёмов труда,
организации рабочего места.
Воспитательные:
воспитывать организованность, технологическую грамотность, дисциплину, аккуратность, точность в работе, трудолюбие.
Методы обучения:
демонстрация учителем приёмов работы при использовании ручного слесарного инструмента, практическая работа.
Наглядные пособия:
Инструкция по технике безопасности при выполнении слесарных работ,
КТ презентация.
Инструменты и оборудование:
тиски, ножовка по металлу, напильник, стальная проволока диаметром 5 мм.
Информационно-компьютерные технологии:
компьютерная поддержка урока ( использования компьютера в качестве средства иллюстрации материалов урока, в качестве средства повторения ранее изученного материала: правила безопасного труда при работе с ручными инструментами (презентация), в качестве средства закрепления материала (тест).
УУД.
Уметь изготовить детали из проволоки: определение длины заготовки; правка проволоки; разметка заготовок; резание проволоки кусачками или слесарной ножовкой; гибка проволоки с использованием плоскогубцев, круглогубцев. Визуальный и инструментальный контроль качества деталей. Выявление дефектов и их устранение. Соблюдение правил безопасности труда
2. Проверка готовности учащихся к уроку. Наличие формы.
II. Актуализация опорных знаний учащихся.
Назовите ручные инструменты для обработки металла.
Отгадайте загадку. Где упрется хвостом, станет дырка потом (шило).
Для чего предназначено шило?
Какие правила надо соблюдать, чтобы не пораниться шилом?
Вы самостоятельно шило изготовили на предыдущем уроке. Назовите последовательность, алгоритм его изготовления.
III. Сообщении темы и цели урока. Постановка проблемы.
Тема урока – ручные инструменты. Вы получите возможность своими руками изготовить отвертку.
А зачем нужна отвертка? Правильно, закручивать и откручивать шурупы, винты. Если вы изготовите отвертки для мастерской, то при изучении раздела «Электротехнические работы» у вас будет инструмент для сборки-разборки выключателя, розетки, для монтажа электрической цепи. И при выполнении ремонта мебели в мастерской такой инструмент как отвертка тоже будет незаменим. На уроке вы не только получите возможность изготовить отвертку, но узнаете более подробно устройство слесарной ножовки, напильника, закрепите правила безопасной работы с ними.
IV. Изложение нового материала.
1. Устройство и назначение слесарной ножовки, основные правила организации процесса резания металла.
Слесарная ножовка состоит из двух основных частей: ножовочного станка – рамки и ножовочного полотна.
Ножовки бывают двух видов:
1. С цельным ножовочным станком.
2. С раздвижным ножовочным станком. (Слайд 2, 3)
Полотно пилы – ножовки представляет собой тонкую узкую стальную пластину с зубьями на одном из ребер или на двух ребрах. На концах полотна имеются отверстия для закрепления его в ножовочном станке. (Слайд 4)
Процесс резания металла. (Фронтальная работа учителя с классом по актуализации опорных знаний). (Слайд 5)
1. Для чего нужны тиски? Приступая к работе ножовкой, следует прочно закрепить разрезаемую заготовку в тисках.
2. Как правильно встать перед тисками? Встать перед тисками вполоборота (расстояние между тисками и корпусом работающего должно быть 120-150 мм.)
3. Можно ли наклоняться при работе? Корпус работающего должен располагаться вертикально.
4. Как правильно держать ножовку? Ножовку надо одной рукой за передний конец ножовки, а другой – за ручку. (Слайд 6)
5. Перемещать ножовку вперед надо с легким нажимом, а назад – без нажима. Работать надо плавно, не допуская рывков.
(Вперед – рабочий ход – зубья режут металл. Назад – холостой ход – зубья не режут металл).
В разрезании должна участвовать вся длина ножовочного полотна.
2. Виды и назначение напильника. (Слайд 7)
Напильники применяются для удаления ржавчины с поверхности металлов, для удаления с неё различных шероховатостей, а также для придания нужной формы металлическим изделиям. Существуют различные виды напильников для обработки поверхностей изделий различной формы и сделанных из различных металлов.
Надфиль. Очень небольшой напильник для довольно мелких, точных работ, для обработки мелких поверхностей и прорезей.
Рашпиль. Напильник по дереву. Имеет очень крупную насечку, специально для обработки дерева.
Напильники изготавливают из достаточно твердых сталей.
По форме сечения определите, какую форму имеет напильник. (Слайд 8)
Ручки для напильников делают из дерева или пластмассы. (слайд 9)
Отгадайте загадку. Она с винтом пустилась в пляс, а он, кружась, в доске увяз! (ШУРУП И ОТВЕРТКА). (Слайд 10)
Отвертка – основной инструмент, которым завинчивают или отвинчивают винты и шурупы.
Устройство отвертки.
Отвертка представляет собой стержень, на одном конце которого закреплена ручка, изготовленная из пластмассы или дерева. Диаметр ручки (10-40 мм.) зависит от диаметра завинчиваемых винтов. Отвертки для мелких винтов снабжают ручками небольшого диаметра, чтобы не сорвать резьбу.
Другой конец стержня затачивается в зависимости от вида отвертки.
Разновидности винтов, соответствие им отверток. (Слайд 11)
Винты с крестообразной головкой. Отверстие затачивается в форме пирамидального креста. Для них нужна крестообразная отвертка.
Винты с одним поперечным шлицом. (Слайд 12)
Винты, болты, гайки и другие крепежные детали называют метизами.
Для таких винтов лезвие отверток отковывается и затачивается под сплющенное сечение так, чтобы конец лезвия был плоским и как можно точнее входил в шлиц головки винта. Необходимо следить, чтобы при заточке не создавалась коническая форма лезвия, так как при вращении с усилием лезвие может выдавливаться из шлица.
Винты бывают разных размеров, и отверток требуется много (под размер винта). (Слайд 14)
Для увеличения срока службы отверток, ее наконечник в ряде случаев изготавливают из твердых сплавов.
V. Практическая работа.
Изготовление отвертки.
1. Создание бригад.
2. Вводный инструктаж.
Каждая технологическая операция, выполненная слесарным инструментом, не только сложный, но и опасный технологический процесс. Вы познакомились со слесарной ножовкой и напильником, правилами безопасной работы с ними. Очень важно соблюдать правила безопасного труда, чтобы не было травматизма. Не отвлекаться от работы, не мешать работать другим. Строго соблюдать правила безопасного труда.
Перед началом работы надеть специальную одежду (халат, фартук).
3. Организация рабочего места. Для выполнения работ понадобятся: слесарные тиски, разметочный инструмент, ножовка по металлу, напильник, заготовка из проволоки.
Запомни! Порядок на рабочем месте — необходимое условие производительного труда.
4. Определение этапов изготовления отвертки. (Слайд 15- 22)
Выполнение практической работы в группах.
Учитель контролирует приёмы безопасного труда при использовании выполнении практической работы. Обращает внимание на последовательность выполняемых работ.
Каждую технологическую операцию комментирует с учётом мер техники безопасности.
5. Элементы самоконтроля. Визуальный и инструментальный контроль качества деталей. Выявление дефектов и их устранение. Соблюдение правил безопасности труда
После работы 1. Убрать рабочее место. 2. Инструменты положить в отведённые для них места. 3. Сдать рабочее место дежурному. 4. Обо всех недостатках (неисправностях), обнаруженных в инструментах и оборудовании, сообщить учителю.
5. Сдать учителю на проверку готовые изделия (отвертки).
На следующем уроке вы познакомитесь с понятием «техническая эстетика», с требования к технической эстетике; с сущностью понятия золотое сечение и способами применения данного правила; требованиями к внешней отделке изделий.
Домашнее задание:
Подготовить сообщение на тему «Техническая эстетика».
Уборка рабочих мест и помещения кабинета. Вымыть руки. Привести себя и одежду в порядок.