Введение в тему урока. Повторение имеющихся знаний об угловых соединениях | Учащимся демонстрируются образцы угловых соединений, которые они уже изучали. Вопросы учащимся: Где применяются эти соединения. Приведите примеры. Из каких элементов состоят эти соединения. Объясните значение каждого слова в фразе « угловое концевое соединение брусков открытым сквозным шипом». Какова последовательность изготовления этого соединения. | Учащиеся сравнивают образцы угловых концевых соединений, называют изделия, где они применяются. В диалоге с учителем вспоминают последовательность их изготовления. | Регулятивные: Владение основами оценки и анализа, принятия решений и осуществления осознанного выбора. Познавательные: Создавать обобщения, устанавливать аналогии, определять логическую последовательность действий. Коммуникативные: Умение осознано использовать речевые средства для выражения своих мыслей. |
В процессе беседы с учащимися составляется технологическая карта изготовления УК -1. Обсуждаются безопасные приёмы работы и отдельные сложные операции. | Вопросы учителя: 1.Какой длинны необходимо, отпилить заготовки для деталей соединения, если согласно чертежу и образцу, длинна деталей равна 150 мм. Как изменится, длинна заготовки после выравнивания и обработки торцов. Какие инструменты понадобятся, какие безопасные приёмы работы необходимо использовать. 2. Какими инструментами, и в какой последовательности необходимо производить разметку деталей 3.Какими инструментами, и в какой последовательности проводится запиливание шипа. Какие безопасные приёмы работы необходимо соблюдать. 4.Какие операции мы проводим после запиливания шипа. 5.В какой последовательности мы будем запиливать проушину. В чём сходство и различие в технологии запиливания шипа и проушины. 6.Какими инструментами, и в какой последовательности мы будем выдалбливать проушину. Какие правила безопасности труда необходимо соблюдать. 7.Как проверяется качество изготовленных деталей. Каковы ваши действия, если шип не входит в проушину. Какова технология склеивания соединения. | Ответы, к которым должны прийти учащиеся в результате беседы и логических рас суждений: 1.Заготовки необходимо отпиливать с прируском на обработку, тоесть, на 2 -3 мм длиннее, так - как появится необходимость выравнивать и зачищать торцы напильником, надёжно закрепив заготовку в зажим верстака. 2.Для разметки необходимы: линейка, угольник, рейсмус, карандаш. От торца бруска откладываем по линейке длину шипа ( или проушины), и наносим карандашом метку. По угольнику от метки проводим линии на всех четырёх сторонах бруска. Устанавливаем рейсмус на заданный размер (толщина шипа) и проводим риски на двух противоположных сторонах и торце. 3.Крепим брусок в зажиме верстака. Устанавливаем полотно ножовки с внешней стороны риски. Делаем первый короткий надрез. По линиям разметки запилить половину шипа. Сделать такой же пропил с другой стороны шипа. Перевернуть деталь в зажиме верстака и закончить пропил до линии разметки. 4.Горизонтально крепим брусок в зажиме верстака. Спиливаем щёчку с одной стороны, а затем перевернув брусок с другой стороны. 5.При запиливании проушины повторяются те же операции что и при запиливании шипа. Но полотно ножовки устанавливают с внутренней стороны риски. 6.С помощью долота и киянки удаляем лишний материал из проушины. Вырезаем древесину, примерно до середины длинны проушины с одной стороны, а затем переворачиваем брусок и заканчиваем работу с другой стороны. Ширина стамески или долота должна быть немного уже ширины проушины. Инструменты хорошо заточены, с исправными ручками. Киянки исправные без трещин. 7.При точной разметке и качественном изготовлении деталей шип должен с трудом входить в проушину. Если шип входит свободно и болтается то это брак. Такое изделие будет не прочным. Если шип не входит то проушину подгоняют, расширяя её напильником или стамеской. После подгонки деталей шип и щёчки проушин смазывают клеем, собирают изделие и зажимают струбциной. | Регулятивные: Определять цель учебной деятельности самостоятельно и с помощью учителя, искать средства её осуществления и выдвигать версии. Познавательные: Анализировать и обобщать, делать выводы, строить логически обоснованные рассуждения. Представлять информацию в разных формах(образец, чертёж, схема, технологическая карта). Коммуникативные: Работать индивидуально и в группе: находить общее решение; формулировать, аргументировать, и отстаивать своё мнение. Уметь осознано использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих мыслей. Личностные: Проявление познавательных интересов и творческой активности в данной предметной деятельности. |
Технологическая карта, составленная на доске в процессе беседы с учащимися. | 1.Строгаем заготовки в размер. 2.Отпиливаем заготовки для деталей длинной 150 мм. 3.Обробатываем и выравниваем торцы. 4.Размечаем шип и проушину. 5.Запиливаем шип так, чтобы риска оставалась внутри на шипу. 6.Спиливаем щёчки. 7.Запиливаем проушину так, чтобы риска оставалась снаружи. 8.долбим проушину долотом и киянкой. 9.Подгоняем детали, проверяем плотность соединения, склеиваем с помощью струбцины. | | |
Практическая работа. | Перед каждой новой операцией наглядный показ безопасных приёмов работы и того что нужно получить в итоге. 1.Показываю, как надо обработать брусок. 2.Показываю, какими инструментами, и как надо размечать шипы и проушины. 3Показываю размеченный шип и проушину. 4Показываю как нужно запилить шип и снять щёчки. 5.Показываю готовый шип. 6.Показываю, как правильно ставить долото при долблении проушины. 7.Показывапроушину,выдолбленную до середины. 8.Показываю готовую проушину. | Учащиеся выполняют операции согласно технологической карте. | Регулятивные: Определение адекватных условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов; планирование, последовательность операций. Выполнение технологических операций с соблюдением безопасных приёмов труда, санитарии, гигиены. Выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления. Умение соотносить свои действия с планируемым результатом. Корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Познавательные: Соблюдение безопасных приёмов познавательно-трудовой деятельности. Подбор инструментов и приемов работы ими с учётом технологии. Коммуникативные: Оформлять свои мысли в устной речи с учётом своих учебных и жизненных ситуаций. |
Подведение итогов практической работы, закрепление материала. | Вопросы учителя : 1Что такое шип. 2.Что такое проушина. 3От чего зависит прочность шипового соединения 4.Какова основная причина брака при выполнении УК-1. 5.Выводы о применении соединение УК-1. | Предполагаемые ответы учащихся. 1Шип это выступ на конце бруска, входящий в гнездо или проушину. 2.Проушина это выемка на торе бруска, в которую входит шип. 3.Прочность соединения зависит от плотной подгонки шипа и проушины. 4.Неточность разметки и ошибки при запиливании. 5.При изготовлении рам стендов итп. Вывод: соединение УК-1 является не сложным в изготовлении и достаточно прочным в изделиях небольшого размера. При необходимости его можно сделать в условиях домашней мастерской. | |