Понятие о чеканке по металлу. Подготовка заготовок к чеканке, выполнение чеканки
Понятие о чеканке по металлу. Подготовка заготовок к чеканке, выполнение чеканки
Цель урока: познакомить учащихся с элементами чеканки, инструментами и технологиями изготовления чеканки. Научить учащихся готовить рисунок, переносить его на заготовку, выполнять чеканку.
Образовательные задачи: изучить особенности древнего вида искусства- чеканки, историю ее возникновении, значение данного вида художественной обработки металла в настоящее время.
Развивающие задачи: заинтересовать учащихся искусством чеканки, развивать творчество в выполнении рисунков, в выборе металла для выполнения чеканки, развивать эстетический вкус.
Просмотр содержимого документа
«Понятие о чеканке по металлу. Подготовка заготовок к чеканке, выполнение чеканки»
Урок о технологии в 6 классе.
Разработал учитель технологии Арыкбалыкской средней школы
Айыртауского района Северо- Казахстанской области Республики
Казахстан
Нихаенко Вадим Николаевич.
Тема урока: Понятие о чеканке по металлу. Подготовка заготовок к чеканке, выполнение чеканки.
Цель урока: познакомить учащихся с элементами чеканки, инструментами и технологиями изготовления чеканки. Научить учащихся готовить рисунок, переносить его на заготовку, выполнять чеканку.
Образовательные задачи: изучить особенности древнего вида искусства- чеканки, историю ее возникновении, значение данного вида художественной обработки металла в настоящее время.
Развивающие задачи: заинтересовать учащихся искусством чеканки, развивать творчество в выполнении рисунков , в выборе металла для выполнения чеканки, развивать эстетический вкус.
Оборудование урока: жесть, алюминий, медь, ножницы по металлу, молотки, чеканы, рисунки, плоскогубцы, напильники, рашпили, надфили.
Ход урока:
I. Организация класса.
II. Изучение нового материала ( объяснение материала с демонстрацией приемов чеканки, готовых изделий, презентация по теме).
1.Чеканка- способ художественной обработки металлов. Этот вид искусства очень древний. Чеканка была известна в Древнем Египте, в Древней Греции, Древнем Риме, применялось в искусстве Ирана, Китая, Индии и Японии. Из листового металла изготавливали котлы, ковши, блюда, кувшины, вазы, чайники. Пришедшая из глубокой древности техника чеканки успешно применяется современными мастерами при создании декоративных панно и посуды, различных украшений.
2.Чеканка может представлять плоскорельефное, рельефное и объемное изображение. Чеканку производят на листовом металле толщиной от 0,3 до 1,5мм. Для чеканки используют медные, латунные, алюминиевые листы, кровельную сталь.
3.Инструменты, применяемые для выполнения чеканки.
а) _Расходники, или обводные чеканы. С помощью расходника на металле воспроизводят контур рисунка, обводя его по линии переведенного через копировальную бумагу в виде слегка углубленной четкой сплошной линии.
Толстые или широкие расходники дают мягкую линию, острые- дают более четкую линию. Расходники бывают прямые- для проведения прямых линий и полукруглые с различным радиусом закругления- для обводки кривых линий.
б) Лощатники- это группы чеканов с более или менее плоским «боем». Они применяются для лощения( выравнивания) поверхности, для проработки рельефа с лицевой стороны, опускания фона. Лощатники бывают гладкие и шероховатые и, соответственно ,след на металле получается от них или гладкий или шероховатый.
в) Бобошники- это чеканы с продолговатым, овальным, бобовидным боем . Они служат для выколотки рельефа.
г) Канфарники- чеканы с заостренным концом в форме тупой иглы- для перевода рисунка с бумаги на металл, а также для отделки фона точками( канфарения); Канфарники бывают круглые и восьмигранные.
д) Пурошники- чеканы с круглой, сферической головкой. Они служат для выколотки сферических полукруглых форм при чекане с изнанки или для получения ямочной фактуры при работе с лицевой стороны.
и) все повороты , изгибы контура выполняются более частыми ударами и с большим наклоном чекана внутрь закругления.
3.Техника безопасности:
а) резать металл слесарными ножницами;
б) чекан удерживать тремя пальцами, мизинцем прижимать заготовку;
в) техника безопасности при работе рашпилями , напильниками , надфилями.
Текущий инструктаж:
Корректировка хода практической работы, индивидуальная помощь учащимся. Контроль за соблюдение техники безопасности учащимися. Контроль за последовательностью и правильностью выполнения чеканки.
Заключительный инструктаж:
Анализ выполненной учащимися работы, анализ успехов и ошибок.