kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

План урока по теме: «Пороки древесины», 6 класс (мальчики)

Нажмите, чтобы узнать подробности

План урока по предмету технология разработан в разделе «Технология обработки древесины» по теме «Пороки древесины», для учащихся 6 класса. Тип урока: усвоение новых знаний с использованием метода исследования. На уроке используются следующие методы: словесный, наглядный, исследовательский, практический. Перед  учащимися ставится цель изучить пороки древесины, научиться определять их по внешнему виду. В плане отображены все этапы работы на уроке, даны вопросы для закрепление нового материала, приведены необходимые материалы, инструменты и приспособления, практическое задание.

Просмотр содержимого документа
«План урока по теме: «Пороки древесины», 6 класс (мальчики) »

План урока.

Тема: Пороки древесины.

Цель: дать понятие пороков древесины; ознакомить учащихся с видами пороков древесины; изучить сучки и трещины, пороки формы ствола и строения древесины, биологические повреждения.

Оснащение урока: рабочие тетради, учебники, инструкционно - технологические карты.

Объект и содержание работы: ознакомление с видами пороков древесины.

Ход урока:

  1. Вводная часть.

  1. Организационный момент.

Проверка готовности учащихся к уроку.

  1. Сообщение цели урока.

  2. Закрепление пройденного материала.

  1. Чем занимаются лесхозы?

  2. Какую продукцию получают в лесхозах из низкосортной древесины?

  3. Чем занимается деревообрабатывающая промышленность? Назовите рабочие профессии в этой промышленности.

  4. Что такое хлысты?

  5. Что называют лесоматериалами?

  6. Что называют кряжами?

  7. Что называют чураками?


  1. Изложение программного материала.

Перед изготовлением изделия из древесины следует подобрать и осмотреть заготовку, убедиться, что она не имеет каких-либо пороков.

Пороками древесины называют отклонения от ее нормаль­но строения, внешнего вида, а также повреждения. Пороки снижают качество древесины и возможности ее применения.

К основным порокам древесины относят следующие: сучки, трещины, формы ствола, строения древесины, биологические повреждения (рис. 4, а – ж).

Сучки (рис. 4, а) имеют все деревья. Это основания ветвей, выросшие из древесины ствола. Они всегда темнее и прочнее древесины ствола, с кривыми волокнами. Это наиболее распро­страненный порок. По состоянию древесины сучки делят на открытые и заросшие. Открытые сучки бывают одиночные, групповые, разветвлённые. Заросшие сучки – в глубине древесины, несросшийся, выпадающий, светлый здоровый, загнивший, у поверхности. По форме сучки различают – округло-овальные, сшивные, лапчатые.

Трещины – разрывы древесины вдоль волокон. Нарушают целостность древесины, снижают её прочность. В зависимости от формы, размеров, количества и причин возникновения трещины бывают: метиковые, отлупные, морозные и усушки.

Метиковые трещины делят на метик простой и метик крестовый. Метик простой - одна или две трещины на торце, расположенные по одному диаметру. Метик крестовый - две или несколько трещин в торце, расположенных под углом друг к другу.

Морозные трещины ( морозобоины) возникают в растущем де реве от мороза.

Отлупными трещинами называют трещины, образующиеся между годичными кольцами.

Трещины усушки - это трещины, появляющиеся в срубленном дереве в процессе его высыхания.

Пороки формы ствола - представляют собой различные отклонения размеров ствола. К этой группе пороков относятся: кривизна, ройка, закомелистость, сбежистость, нарост.

Кривизна - одностороннее или двустороннее искривление ствола.

Ройка - волнообразное очертание комля.

Закомелистость - значительное и резкое утолщение комля.

Сбежистость - уменьшение диаметра ствола к его вершине, превышающее норму.

Нарост - утолщение ствола, имеющее свилеватую древесину.

Пороки строения древесины - представляют собой различные отклонения в направлении волокон, в изменении годичных колец. К ним относятся: косослой, свилеватость, завиток, крень, двойная сердцевина, пасынок, сухобокость, засмолок, смоляной кармашек, прорость.

Косослой (рис. 4, б) представляет собой винтообразное расположение волокон. При высушивании косослойная дре­весина коробится (искривляется). Резать косослойную древе­сину очень трудно, так как она скалывается в сторону направле­ния волокон.

Свилеватость (рис. 4, в) — это волнистое расположение волокон, которое характерно в основном для комлевой части дерева, особенно у березы, а кроме того, для наростов. Свилеватость придает древесине красоту, но зато затрудняет ее обработку.

Завиток – местное искривление годовых слоёв.

Крень – ненормальное утолщение летней части годовых слоёв.

Двойная сердцевина - две или более сердцевины в одном поперечном сечении ствола.

Пасынок – толстый сук, пронизывающий ствол на значительном протяжении.

Сухобокость – одностороннее омертвение древесины.

Засмолок – сильно пропитанная смолой значительная часть древесины хвойных пород.

Смоляной кармашек – полость в древесине хвойных пород, заполненная смолой.

Прорость – механическое повреждение при росте дерева.

Биологические повреждения – это отверстия и ходы, возникающие в результате жизнедеятельности насекомых, паразитных растений, птиц, бактерий. К этой группе относятся: червоточины, гниль, рак.

Червоточина (рис. 4, ж) — повреждение древесины в виде отверстий, прогрызаемых личинками и жучками. Особенно по­ражается насекомыми древесина с корой. Червоточина может располагаться как на поверхности ствола под корой, так и внутри древесины.

Гниль древесины (рис. 4, е) образуется под действием дереворазрушающих грибов. На начальной стадии поражения гнилью древесина приобретает ненормальную окраску. Затем, с течением времени она постепенно превращается в труху. Гнилыми чаще всего бывают отмершие сучки.

Рак (рис. 4, д) — рана на вершине ствола дерева, заражен­ная паразитическими грибами и бактериями. На хвойных поро­дах в таких местах сильно выделяется смола. Древесина с рако­вым заболеванием рыхлая, засмоленная и хрупкая.

Пороки снижают качество изделий из древесины.

Разметку древесных материалов проводят так, чтобы изделия не имели пороков.

  1. Закрепление нового материала.

  1. Что называют пороками древесины?

  2. Назовите виды пороков.

  3. Что такое свилеватость?

  4. Какие бывают трещины?

  1. Практическая работа.

  1. Выписать в тетрадь из учебника основные пороки и их признаки.

  2. Рассмотреть различные пороки по имеющимся образцам.

V. Целевые обходы учителя.

Учитель, обходя класс, контролирует правильность выполнения работы. При необходимости проводятся индивидуальный или текущий инструктаж.

VI. Заключительная часть.

  1. Анализ урока (обратить внимание на активность учащихся).

  2. Разобрать ошибки, допущенные учащимися при выполнении работы.

  3. Оценить работу учащихся и сообщить оценки, комментируя их.

VII. Домашнее задание. §2, стр. 9 – 11.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Технология (мальчики)

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
План урока по теме: «Пороки древесины», 6 класс (мальчики)

Автор: Толмачёв Юрий Петрович

Дата: 29.11.2014

Номер свидетельства: 137106

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства