Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока: "Штангенциркуль. Устройство и применение." »
План-конспект урока
ТЕМА: «ШТАНГЕНЦИРКУЛЬ. УСТРОЙСТВО И ПРИМЕНЕНИЕ».
Цели урока:
Коррекционно - обучающая
– ознакомить учащихся с устройством и назначением штангенциркуля с погрешностью измерений 0,1 мм,
- обучить приемам работы штангенциркулем,
- закреплять умения выполнять практическую работу,
- делать выводы из увиденного, услышанног,
- расширение активного и пассивного словарного запаса.
Коррекционно - воспитательная
– воспитывать внимательность, точность в выполняемой работе.
- воспитывать культуру труда (порядок на рабочем месте),
Коррекционно - развивающая
- зрительное восприятие при изучении наглядного материала,
- слуховое восприятие при работе с видео - материалами, устными сообщениями,
-наглядно-образное и логическое мышление в логических заданиях,
- устную речь в беседе и ответах на вопросы, при анализе ситуаций,
- различные виды памяти при повторении материала прошлых уроков, новой темы, своего опыта.
Оборудование: Кронциркуль, штангенциркули ШЦ-I и ШЦ-II, компьютерная программа ОМС (Открытые модульные системы), модуль 190604_1.5.1.2.6p1_119460, «Устройство штангенциркуля», модуль TECHNO_3.2.1i1_Shtangen, «Измерение размеров деталей с помощью штангенциркуля», модуль CW_268_p01, «Практика.Штангенциркуль»,образцы для измерений, макет шкалы нониуса, учебник «Столярное дело».
План занятия.
1. Организационная часть.
а) проверка готовности к уроку б) назначение дежурных, проверка отсутствующих в) выдача бланков лабораторной работы
2. Повторение материала по теме предыдущего урока “Измерение размеров кронциркулем”
а) для чего нужен кронциркуль;
б) продемонстрировать прием измерения размера кронциркулем.
3. Формирование новых знаний.
Тема урока на доске закрыта, штангенциркули и макет шкалы нониуса прикрыты.
а) показываю отрезок проволоки, прошу назвать основные размеры (длина, диаметр). Спрашиваю, как с помощью известных ребятам инструментов измерить эту заготовку (длина – линейкой, диаметр - ?)
Проблемная ситуация.
б) Показываю тонкую пластинку, прошу измерить ее толщину (вызовет затруднение). Говорю, что измерить толщину пластины, а также диаметр проволоки очень точно можно одним измерительным инструментом, спрашиваю, не известен ли он кому-нибудь. Показываю его. Объясняю тему урока, его цель, записываем в тетрадях – дату, тему.
в) Рассказываю немного об истории штангенциркуля. Первые штангенциркули появились уже в начале XVII века, то есть существуют уже около 4-х столетий. Были они деревянные и имели невысокую точность, но жизнь требовала настоятельно более точных размеров в технике, особенно военной. Уже тогда выпускали огнестрельное оружие, пушки.Поэтому в конце XVIII века в Англии в Лондоне появились металлические штангенциркули, которые вместе с основной содержали и дополнительную шкалу, изобретенную шведом Нониусом и в честь его названную шкалой Нониуса. Ими можно было измерять с высокой точностью.
В настоящее время существует 3 вида и 8 типоразмеров штангенциркулей. Они отличается своими возможностями, пределов измерений и степенью точности. На современном промышленном производстве любой уважающий себя рабочий, техник, инженер обязательно пользуются ими, а работа станочников по металлу – токарей, фрезеровщиков, инструментальщиков без него вообще немыслима.
г) в учебнике «Столярное дело» на стр.222-224 изучаем применение раметочно-измерительных инструментов
д) Посмотрим, как же он устроен (модуль 190604_1.5.1.2.6p1_119460, «Устройство штангенциркуля»). Объясняю устройство, называю составные части, учащиеся повторяют названия, затем учащиеся записывают их в тетрадь, а также назначение штангенциркуля.
е) Перехожу к правилам измерения размеров деталей, наружных и внутренних диаметров. По макету объясняю, как считать целые мм, затем по шкале Нониуса десятые доли мм. Если возникают затруднения по подсчету десятых долей, то привожу примеры с записью на доске 5х0,05=0,25; 18х0,05=0.9; 30х0.1=3
4.Физкультминутка.
5. Лабораторно-практическая работа «Измерение размеров деталей штангенциркулем».
Порядок выполнения работы:
Внимательно изучить рисунок с изображением штангенциркуля и заполнить таблицу:
Наименование детали
Номер позиции
Подвижная рамка
Губки для внутренних измерений
Штанга
Губки для наружных измерений
Нониус
Винт для зажима рамки
Шкала штанги
Глубиномер
Измерить образцы и нанести размеры на техническом рисунке образца.
По мере сдачи тетрадей проверяю правильность измерений и выставляю оценки, здесь же проводят измерения диаметра проволоки.
Затрудняющимся объясняю дополнительно.
6. Подвожу итог занятия, объявляю оценки называя лучших учащихся.