План-конспект урока по технологии
Учитель: Макаров В.Н.
Класс: 5
Тема: «Проект: проработка идеи»
Цели:
Образовательная:
-Создать условия для усвоения знаний по теме “ Выработка первоначальных идей. Выбор и проработка лучшей идеи ” на уровне осмысления и первичного их применения.
-Научить обучающихся анализировать и оценивать идеи с точки зрения требований, предъявляемых к изделию.
-Научить создавать дизайн-проекты в форме эскиза.
-Научить пользоваться элементами ТРИЗ при художественном проектировании изделий.
Воспитательная:
-Формирование качеств, обеспечивающих успех в творческой деятельности.
Развивающая:
Создать условия для проявления у учащихся познавательной активности, коммуникативных и общеучебных умений.
Развивать самостоятельность и способности учащихся в решении творческих и изобретательских задач.
Развивать эстетическое чувство и художественную инициативу;
Развивать умения анализа и синтеза – выявление связи между проведенными ранее исследованиями и требованиями, предъявляемыми к изделию и конструкцией изделия.
Развивать логическое мышление, умение наблюдать, запоминать, работать в группе в нужном темпе.
Развивать умения самоконтроля и взаимоконтроля.
Мобилизующий этап(5мин)
Перед тем как мы начнём работу на уроке, давайте настроим себя с помощью специального аутотренинга. Повторяйте за мной.
Аутотренинг:
-Давайте вспомним понятие технологического проекта? Что собой представляет проектная деятельность? Где она применяется?
-Распределите в правильном порядке основные этапы выполнения проекта: подготовительный, заключительный, технологический (слайд 1).
2. Целеполагание(10 мин)
-Какие части подготовительного этапа мы уже выполнили? (выбор и обоснование проекта, краткий план изготовления, дизайн-спецификация).
-Давайте подумаем, какой этап будет следующим? Что он будет содержать? (разработка формы и способы отделки поверхности). А теперь давайте посмотрим образцы работ изделий из древесины, имеющие различные формы и способы отделки поверхности (слайд 2-4).
Как вы думаете, сложно ли людям было придумать такие различные формы изделий и способы их отделки? И кто занимается созданием таких изделий?
А как вы понимаете слово «дизайн»?
Как можно найти информацию по этому понятию?(…..,в интернете).Давайте попробуем найти информацию через интернет(выполняет учащийся).
Разбор определения. Кто такой дизайнер из определения дизайна?
Человек, занимающийся созданием вещи, разработкой её формы и художественного оформления. А сейчас я предлагаю вам посмотреть видеоролик с нестандартными дизайнерскими решениями. (слайд 5)
Значит, целью нашего урока будет? (разработка формы изделия или первоначальные идеи) (слайд 6), то есть сегодня на уроке мы будем работать в качестве дизайнеров. А результатом нашей работы будет? (эскиз изделия, имеющего интересную форму и привлекательный внешний вид) (слайд 7 ).
3. Момент осознания недостаточности знаний (3 мин)
Перед нами сейчас встала проблема: у нас есть цель работы, есть конечный результат, а как его добиться, мы не знаем.(ЦЕЛЬ РЕЗУЛЬТАТ )(Слайд 8).Как нам эту проблему решить? ?
4. Коммуникация и взаимопроверка.(24 мин)
Не у каждого человека есть природный дар творчества, который так необходим дизайнеру, поэтому существуют специальные способы решения творческих задач (ТРИЗ). Рассмотрим два способа: МФО, использование природных форм.(Слайды 9-12).
Для выполнения работы мы создадим с вами четыре дизайнерских бюро.
В состав бюро входит три человека:
Руководитель бюро, он же казначей. В его функции входит общее руководство и принятие окончательного решения, а также подсчет баллов, заработанных бюро.
Функции художников, дизайнеров, экспертов выполняют все члены бюро.
На себя я беру функции Главного эксперта
Займите места в группах:
Давайте повторим правила работы в группах.(Слайд 13)
никакой критики, доброжелательность,
коллективизм
выслушивать все идеи и соображения,
выполнять эскизы,
вместе обсуждать все "за" и "против" каждой идеи, выбрать одну,
выбор формы и способа презентации предполагаемых результатов.
Все баллы, заработанные индивидуально, принадлежат группе.
Группы работают следующим образом (слайд 14):
1.В группе самостоятельно разработать несколько вариантов разделочных досок (каждый выполняет отдельно).
2. Проанализировать идеи в группе в и выбрать лучшую.
3. Проработать лучшую идею (декоративное отделка: роспись, выжигание, лакирование, покраска).
4. Выявить недочеты, предложить варианты устранения.
5.Подготовить защиту своей разработки(рассказать об изделии и способе декоративной отделки).
Презентация результатов работы групп. Оценка результатов работы по оценочной ведомости. Оценка производиться главным экспертом, а так же каждым дизайнерским бюро, оценка за свое изделие не ставится. Оценки складываются, находиться средний балл и учащиеся сами выставляют себе оценки(26-30-«5»,21-25-«4»,15-20-«3»).
5.Рефлексия (3 мин)
Давайте вернемся к проблеме нашего урока. (ЦЕЛЬ РЕЗУЛЬТАТ),смогли мы её решить?Докажите?
1. Комфортно ли вам было на уроке? (слайд 15)
Да. Нет.
2. Освоили ли вы новые методы выработки идей:
А- Да, легко.
Б- Да, но с большими затруднениями.
В- Нет, совсем не могу.
3. Достаточно ли сведений вы получили по теме?
Да. Нет.
4. Как вы считаете, ваша работа была успешной на уроке?
Да. Нет.
5. Достигли вы целей поставленных в начале урока?
Да. Нет.
Оценочная ведомость группы №1
№ группы | Критерии оценки изделия |
Необычная форма изделия | Привлекательный внешний вид | Удобство в использовании |
2 | | | |
3 | | | |
4 | | | |
Максимальный балл по каждому критерию-5 баллов.
Оценочная ведомость группы №2
№ группы | Критерии оценки изделия |
Необычная форма изделия | Привлекательный внешний вид | Удобство в использовании |
1 | | | |
3 | | | |
4 | | | |
Максимальный балл по каждому критерию-5 баллов.
Оценочная ведомость группы №3
№ группы | Критерии оценки изделия |
Необычная форма изделия | Привлекательный внешний вид | Удобство в использовании |
1 | | | |
2 | | | |
4 | | | |
Максимальный балл по каждому критерию-5 баллов.
Оценочная ведомость группы №4
№ группы | Критерии оценки изделия |
Необычная форма изделия | Привлекательный внешний вид | Удобство в использовании |
1 | | | |
2 | | | |
3 | | | |
Максимальный балл по каждому критерию-5 баллов.
Хохломская роспись
Городецкая роспись
Полхов-майданская роспись
Используемые УУД:
Личностные
Профессиональное самоопределение-профессия дизайнер;
Регулятивные
целеполагание – постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;
оценка – выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы;
Познавательные
поиск и выделение необходимой информации, в том числе решение рабочих задач с использованием общедоступных в начальной школе инструментов ИКТ (информационные и коммуникативные технологии) и источников информации;
осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;
рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
Коммуникативные
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка его действий;