kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

План- конспект урока по технологии на тему "Экология и охрана природы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

ТЕМА: "ЭКОЛОГИЯ И ОХРАНА ПРИРОДЫ"

Образовательные - систематизировать и обобщить изученный материал по теме «Лесная и  деревообрабатывающая промышленность», дать первоначальное представление об экологии;  о состоянии экологии на Земле; познакомить с мерами по охране природы, учить устанавливать природные связи;

Развивающие:   развитие мышления, воображения, эмоциональной сферы, наблюдательности, любознательности;

Воспитательные: способствовать воспитанию эстетического отношения к природе, хозяйственного подхода к использованию природных богатств, ответственного отношения к делу охраны природы.

ТИП УРОКА: комбинированный

ОБОРУДОВАНИЕ: карта Самарской области, подбор литературы по экологии и охране природы, плакаты по экологии, рисунки учащихся.

РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ: карточки «Найди соответствие», образцы пило- и древесных материалов, атлас  России.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«план- конспект урока по технологии на тему "Экология и охрана природы" »



Урок по технологии

Класс 6

Раздел «Технология обработки древесины»

Дата проведения 07.09. 2013г.

ТЕМА: "ЭКОЛОГИЯ И ОХРАНА ПРИРОДЫ"

Образовательные - систематизировать и обобщить изученный материал по теме «Лесная и деревообрабатывающая промышленность», дать первоначальное представление об экологии; о состоянии экологии на Земле; познакомить с мерами по охране природы, учить устанавливать природные связи;

Развивающие: развитие мышления, воображения, эмоциональной сферы, наблюдательности, любознательности;

Воспитательные: способствовать воспитанию эстетического отношения к природе, хозяйственного подхода к использованию природных богатств, ответственного отношения к делу охраны природы.

ТИП УРОКА: комбинированный

ОБОРУДОВАНИЕ: карта Самарской области, подбор литературы по экологии и охране природы, плакаты по экологии, рисунки учащихся.

РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ: карточки «Найди соответствие», образцы пило- и древесных материалов, атлас России.

ХОД УРОКА.

I. Оргмомент.

II. Сообщение темы и целей урока.

-Тема нашего урока "Экология и охрана природы". Вы познакомитесь с понятием экология, с состоянием экологии и с мерами по охране природы.

III На прошлом уроке мы изучили тему «Лесная и деревообрабатывающая промышленность». Познакомились деятельностью, продукцией и профессиями данной промышленности.

1.Ответить на вопросы:

- Скажите, чем занимается лесное хозяйство?

-Что производить деревообрабатывающая промышленность?



2.Решить кроссворд «Мир профессий»

М

Щ

К

Ь

В



Т

Л

Р

Т

С

Т

Р

Т

Л

В

К

Л

Н

Ч

Й



Н

Ч

К



Н



Щ











С



П





3. Задание – тест «Найди соответствие». К каждому рисунку подберите верное определение (работа в паре с карточками).

4. Лабораторная работа «Определение пиломатериала».

Порядок выполнения лабораторной работы:

а) В тетрадях напишите названия пило- и древесных материалов.

б) Разложите образцы в следующем порядке: ДСП, фанера, брусок, ДВП, доска обрезная.

Итог: если, образцы разложены правильно, то по буквенным значениям можете прочитать слово «ВЕРНО»

IV. Работа над новым материалом.

Ребята, вы обратили внимание какой прекрасный, удивительный мир нас окружает. Прекрасные зеленые леса, поля, животные, птицы. А также реки, моря, океаны, горы, небо, солнце это тоже все прекрасное. Все это мы называем - Природа.

У всех у нас есть Мать одна

По имени Природа.

У ней для всех хватает доброты.

И мы живем, запечатлев навеки

В душе её прекрасные черты –

Поля, луга, леса, моря и реки.

Ребята, отгадайте загадку:

Весной веселит,

Летом молодит,

Осенью питает,

Зимой согревает.

Что это? (Лес)

Посмотрите запись на доске. Попробуйте продолжить предложения:

Много леса - … (не губи),

Мало леса - … (береги),

Нет леса - … (посади)!



Релаксация.

Очень важной проблеме посвящена сегодняшняя наша тема

Набатным колоколом звучат слова “экология”, экологический кризис", "экологическая катастрофа"… Что же означают эти слова и почему они так прочно вошли в нашу жизнь. Откуда же пришла эта беда.

Вы уже знаете, что человек разумный появился на Земле много позже других живых существ- рыб, насекомых, птиц, млекопитающих.

С появлением человека именно он (человек) начинает оказывать решающее влияние на судьбу многих живых существ.

Вспоминая историю развития хозяйственной деятельности человека, следовало бы сказать об открытии огня, о возникновении земледелия, скотоводства и т.д- короче говоря о развитии производящего хозяйства, а также о способности человека к творчеству, благодаря которому он создавал и будет создавать – то новое, чего в природе нет, - «вторую природу» : машины города, заводы, электростанции, а также науку и искусство.

Но, пожалуй, самое главное в истории хозяйственной деятельности человека заключается в том, что он начал активно вторгаться жизнь природы, не всегда думая о последствиях своего вмешательства.

Как видите, самое время поговорить об экологии- науке о взаимодействия человека с природой.

- Термин "экология" впервые ввел в 1866 г. немецкий биолог Эрнст Геккель. Дословно с греческого "экология" переводится как наука о доме: ("ойкос"-дом, "логос"-наука). Природа ведь и есть тот дом, в котором мы живем, то место где мы все прибываем.

В своих домах мы моем, чистим, убираем. Значит и окружающая среда нуждается в нашей заботе.

Иногда слышишь: "Человек - царь природы!". Но кто поставил человека над природой? Сам человек. А кто человек без природы? Без воздуха, воды, шелеста листьев, журчания ручейка, пения птиц? Представить себе это невозможно… Все это щедро нам дает природа, а взамен просит только доброго, бережного отношения к ней.

Современные ученые- экологи считают, что человек, увлеченный бурной хозяйственной деятельностью, не заметил, как стал разрушать и губить природу. С жадностью завоевателя набросился человек на природные богатства, которые ему казались неисчерпаемыми: безжалостно вырубал и продолжает сегодня вырубать леса, выкачивать сколько угодно нефти и газа, доставать из недр Земли несметное количество полезных ископаемых, использовать любое количество пресной воды и т.д.

Некоторым учащимся было дано задание узнать -какой ущерб наносится природе в результате неправильного обращения с природой, её ресурсами.

(Выступления учащихся о загрязнение воды, воздуха, почвы.)

Приложение 1.

Учитель. Помните: бумага, брошенная вами, будет лежать более двух лет, консервная банка более 30, полиэтиленовый пакет - более 200, стекло - более 1000 лет.

Учитель. Надо признать кризисной экологическую ситуацию на Земле.

Конечно, человеку необходимо иметь сырье. Но современная наука предупреждает: следует помнить о великом экологическом правиле: нельзя требовать у природы больше, чем она способна дать. Чтобы не наделать беды, нужно изучать законы природы.

Поэтому я дала задание - изучить соответствующую литературу и рассказать, какие меры предпринимает человек по сохранению и охране природы.

(Выступления учащихся)

Приложениие2

Рассказ ученика о заповедниках.


  • Задание: Найти по карте заповедники: Байкальский, Жигулевский.


Рассказ ученика о национальных парках

  • Задание: Найти по карте Н.п. «Самарская лука»

Учитель. Для охраны природы в России приняты Земельный, Водный и Лесной кодексы.

Законы (кодексы) обязывают всех нас с вами по-хозяйски, бережно относиться к земле, воде, лесу, воздуху, растениям, животным, полезным ископаемым.

Как вы думаете, что человек получает от леса? (Древесину, тающий снег питает реки и озёра, лес обеззараживает воздух, лесные полосы предохраняют почву от пылевых бурь, от ливневых и талых вод, задерживают снег, питают почву, опавшая листва и хвоя сохраняет влагу в почве.)

Учитель обобщает:

Лес - это легкие нашей планеты.

Лес - наше богатство.

Лес - это зелёный наряд нашей земли.

Там, где лес - всегда чистый воздух.

Лес - это дом для зверей и птиц.

Лес - это наш друг: задерживая влагу, он помогает человеку выращивать хороший урожай.

Лес - это кладовая, щедро отдающая свои дары: орехи, ягоды, грибы.


Релаксация

Скажите, какие меры безопасности необходимо соблюдать, находясь в лесу, для его сохранения. (Ответы учащихся.)

Обобщение ответов учащихся:

  • Нельзя разжигать костров в лесу в пожароопасное время, необходимо тщательно проверить перед уходом место, где горел костёр, хорошо ли он потушен.

  • Находясь в природе, нельзя срывать растения для букетов. Букеты можно составлять только из тех растений, которые выращены человеком.

  • Собирать лекарственные растения можно только в тех местах, где их много. Часть растений нужно обязательно оставлять в природе.

  • Нельзя ломать ветки деревьев и кустарников. Пусть красивые растения, деревья остаются в природе.

  • В природе, особенно в лесу, нужно стараться ходить по тропинкам, чтобы растения не погибли от вытаптывания.

Помните о правилах безопасности в природе:

Задумайтесь, ведь это наш с вами дом.

Учитель:

Все, что нужно, год от года,
Нам дает сама природа.

И поэтому все мы,
Жить не можем без воды,

Без растений и животных,
Без красивых гор высоких.
Без лесов полей и рек
Жить не может человек.
Так давайте сбережем
Наш земной природный Дом!

VI. Рубрика «Это интересно!». Выступление ученика об интересных фактах из

истории деревьев. (О молочных и взрывоопасных деревьях).

VII. Закрепление.

- Что такое экология?

- О чем вас заставил задуматься наш урок? (Человек - не царь природы, а часть природы и, уничтожая природу, он обрекает на гибель и себя).

-Какие дела, связанные с охраной природы, вы можете совершить? (Это посадить дерево, ухаживать за посадками, очистить ближайший водоем от мусора, украсить пришкольный участок цветниками).


Задание: В тетрадях написать заголовок «Азбука поведения на природе» и продолжить предложения.

Не ломай ….

Не повреждай ….

Не разоряй ..

Домашнее задание: доделать работу до конца.

VIII. Подведение итогов. Выставление оценок за работу на уроке.

- Мы вместе на одной земле живем, одним воздухом дышим. Вместе и расплачиваемся за то, что творим сами или позволяем это делать другим.

А я еще раз хочу обратиться к вам с таким призывом:

Берегите эти земли, эти воды,

Даже каждую былиночку любя,

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте зверя лишь внутри себя.









Приложение 1.

1-й ученик : В о з д у х. За год только углекислого газа в атмосферу выбрасывается 5 миллиардов тонн. В результате истончается озоновый слой, появляются озоновые дыры. В эти дыры попадают ультрафиолетовые лучи, которые вызывают раковые заболевания, уменьшается количество кислорода. А если сюда добавить выхлопные газы от транспорта, котельных, заводов и фабрик? В результате аварии на Чернобыльской АЭС в воздух попало большое количество радиоактивных веществ.



2-й ученик : Вода. Ученые подсчитали, что каждый год во всем мире в водоемы попадает столько вредных веществ, что ими можно было бы заполнить 10 тысяч товарных поездов. Даже в чистых льдах Арктики нашли стиральный порошок. В некоторых реках из-за большого загрязнения нельзя купаться. В них много микроорганизмов, очень вредные для здоровья человека. Погибает рыба или происходит мутация: увеличивается в размерах печень, рыбы рождаются с двумя хвостами. С лица земли исчезло Аральское море.



3-й ученик : П о ч в а . Почва образуется очень медленно, нужны сотни и тысячи лет! А вот разрушить ее можно очень быстро. За последние 100 лет на Земле разрушено примерно 1/4 часть всех плодородных почв!

Освоение целинных и залежных земель велось безграмотно. Вначале получали хорошие урожаи. Но суховеи поднимали миллиарды тонн гумуса - плодородного слоя - и уносили его. Человек начал вносить горы минеральных удобрений: пестицидов, нитратов. Происходило отравление почвы и людей.

Серьёзный урон природе наносят мусорные свалки, которые наносят экологический вред природе, экономический ущерб хозяйству, являются источником опасных заболеваний, выделяют вредные газы, поглощают кислород при гниении и горении.



4-й ученик : Серьёзный урон природе наносят так же пожары, которые происходят из-за халатности человека.

Каждому пятому виду зверей, птиц нашей фауны сегодня угрожает опасность. 25 тысяч видов высших растений планеты на грани полного уничтожения. За последние 60 лет на планете исчезло 77 видов зверей и несколько сот видов растений, 26 видов птиц.






Приложениие2

1-й ученик: ЗАПОВЕДНИК, участок земли либо водного пространства, в пределах которого весь природный комплекс полностью и навечно изъят из хозяйственного использования и находится под охраной государства... В 3аповеднике запрещается всякая деятельность, нарушающая природные комплексы или угрожающая их сохранности. В России около 99 заповедников и заповедно охотничьих хозяйств на площади более 33 миллионов гектар. Самым знаменитым является Байкальский заповедник. Огромное сибирское озеро- Байкал относится к числу наиболее чистых водоемов не только в России, но и на Земле, содержащие 1/5 часть всех мировых запасов поверхностных пресных вод. Он существует более 20 миллионов лет.

  • В нашей области Жигулевский государственный природный заповедник известен с 1927г. Заповедник расположен на Самарской Луке - полуострове, образованном глубоким изгибом Волги в ее среднем течении, на отрезке от села Усолье до г. Сызрани, на территории Ставропольского района Самарской области. На юге граничит с национальным парком «Самарская Лука».



2-й ученик: ЗАКАЗНИК, территория, на которой при ограниченном использовании природных ресурсов охраняются отдельные виды животных, растений, водные, лесные, земельные объекты и т. д. Существуют охотничьи, рыбохозяйства и другие заказники.



3-й ученик: НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПАРК (природный национальный парк), территория, на которой охраняются ландшафты и уникальные объекты природы. От заповедника отличается допуском посетителей для отдыха. Первый в мире Йеллоустонский Национальный парк основан в 1872году в США. К 1998 в мире создано более 2000 Национальных парков. В России 34 Национальных парков.

4-й ученик. Человек начал строить очистные сооружения. Он также старается сократить выбросы в атмосферу вредных веществ машинами, фабриками и заводами. Начали выпускать машины с двигателями на газе, электричестве, солнечных батареях. Электростанции начинают использовать нетрадиционные источники энергии: приливно-отливную (на Белом море), солнечную (в Казахстане), ветряные -там, где ветры дуют в одном направлении.










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Технология (мальчики)

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
план- конспект урока по технологии на тему "Экология и охрана природы"

Автор: Латыпова Фагимя Абдулкебировна

Дата: 06.11.2014

Номер свидетельства: 127056

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства