План – конспект урока по образовательной области "Технология" на основе ФГОС. 5класс. Тема урока: Строгание заготовок из древесины.
План – конспект урока по образовательной области "Технология" на основе ФГОС. 5класс. Тема урока: Строгание заготовок из древесины.
План – конспект урока по образовательной области "Технология" на основе ФГОС. 5класс. Урок №9
Учитель технологии: Садыков Нургалей Галинурович.
Тема урока: Строгание заготовок из древесины.
Цели обучения:
Предметные:
- способствовать запоминанию основной технологической терминологии, формированию первоначального (базового) умения выполнять операцию строгания на основе полученных знаний;
Критерии достижения цели урока:ученик должен
знать: основные части и устройство рубанка; элементы детали; правила безопасной работы; критерии качества обработанной детали;
уметь: выполнять операцию в соответствии с алгоритмом действий; контролировать и оценивать результаты работы на основе критериев;
владеть: первоначальными умениями выполнения действий и приемов строгания детали; умениями организации рабочего места и безопасной работы;
Тип урока: комбинированный.
Методы проведения занятия: активная беседа, постановка и решение проблемных ситуаций, инструктивно – практический метод;
- организовать уточнение и согласование темы и цели урока; ( показ учителем различных инструментов на верстаке ; Почему они нужны? Что с ними делают? Как работают с этими инструментами?
Актуальность изученного ранее материала. Проверка знания материала прошлого занятия. Активная беседа. Вопросы к классу (диалоговый режим).
3. Изучение нового материала — 20 мин.
- организовать уточнение и согласование темы и цели урока;
- построить объяснение учителя с опорой на личные знания учащихся;
- зафиксировать причину затруднений у учащихся;
- организовать фиксацию преодоления затруднения;
На данном уроке изучаемый новый материал имеет, как теоретическую, так и практическую направленность.
Содержание учебного материала теоретической направленности: устройство рубанка, его основные части; Ученики находят с учебника виды строгальных инструментов и изучают его основные части, записывают в рабочую тетрадь.
-Чем отличается шерхебель от рубанка?
-Зачем нужен фуганок?
Содержание учебного материала практической направленности:
4. Вводный инструктаж— 5 мин.
Использую методы: активная беседа (диалоговый режим), показ трудовых приемов, наблюдения учащихся, решение творческих задач и постановка проблемных ситуаций.
5. Первичный контроль усвоения изучаемого материала.
Ученики изучают на плакате безопасные приемы работы с инструментом, и правила контроля строгания.
Пробное выполнение приемов – 10 мин.
Учащиеся выполняют упражнение:
-проверка организации рабочих мест учащихся (верстак, инструменты, заготовки);
- соблюдение правил техники безопасности при выполнении задания;
- проверить умения учащихся закрепления заготовок на верстаке на клиньях;
- организовать выявление и исправление допущенных ошибок;
- тренировать способность к самоконтролю;
Первый обход. Текущий инструктаж (индивидуальный)
Второй обход. Текущий инструктаж (индивидуальный)
Исправление (показ учителя).
Практическая работа с самопроверкой, взаимопроверкой по образцу и проверкой учителем. Самостоятельная работа учащихся — 30 мин.
6.1. Третий обход. Текущий инструктаж (индивидуальный) – контроль правильности и фиксация ошибок организации рабочего места.
Просмотр содержимого документа
«План – конспект урока по образовательной области "Технология" на основе ФГОС. 5класс. Тема урока: Строгание заготовок из древесины. »
План – конспект урока по образовательной области "Технология" на основе ФГОС. 5класс. Урок №9
Учитель технологии: Садыков Нургалей Галинурович.
Тема урока: Строгание заготовок из древесины.
Цели обучения:
Предметные:
- способствовать запоминанию основной технологической терминологии, формированию первоначального (базового) умения выполнять операцию строгания на основе полученных знаний;
Критерии достижения цели урока:ученик должен
знать: основные части и устройство рубанка; элементы детали; правила безопасной работы; критерии качества обработанной детали;
уметь: выполнять операцию в соответствии с алгоритмом действий; контролировать и оценивать результаты работы на основе критериев;
владеть: первоначальными умениями выполнения действий и приемов строгания детали; умениями организации рабочего места и безопасной работы;
Личностные:
- способствовать формированию ответственного отношения к учению на основе мотивации к обучению, развивать познавательный интерес учащихся к предмету; уважительного отношения к труду, развитию опыта участия в социально значимом труде;
- способствовать формированию осознанного, доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
- способствовать формированию ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоению правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в условиях мастерских, соблюдению норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;
Метапредметные:
Регулятивные
- формулировать в совместной деятельности цель и задачи урока
- способствовать формированию первоначального умения по составлению плана и последовательности действий (алгоритма) изготовления детали
- способствовать формированию первоначального умения интегрировано (в баллах) производить самоконтроль и взаимоконтроль в письменном (табличном) виде
- вносить необходимые коррективы в действия после контроля на основе оценки и учета характера сделанных ошибок
Коммуникативные
- способствовать формированию умения работать индивидуально и в группе:находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;
- научиться слушать собеседника и вести диалог;
- адекватно воспринимать оценку учителя;
Познавательные
- способствовать овладению основными способами мыслительной деятельности учащихся (учить анализировать, выделять главное, сравнивать, строить аналогии);
- способствовать развитию сенсорной сферы учащихся (развитие глазомера, ориентировки в пространстве, визуальный контроль формы);
- способствовать развитию двигательной сферы (овладение моторикой мелких мышц рук, двигательная сноровка, соразмерность движений, пространственная координация);
- способствовать формированию умения выявлять проблему и находить способы ее разрешения;
Тип урока: комбинированный.
Методы проведения занятия: активная беседа, постановка и решение проблемных ситуаций, инструктивно – практический метод;
5. Плакат "Организация рабочего места при строгании".
6. Плакат «Устройство рубанка».
Литература для учителя: Методика преподавания технологии/. Под ред. В.Д. Симоненко – М.: Издательский центр «Вентана - Граф»,2012.
Литература для учащихся: Технология. Индустриальные технологии. Учебник для учащихся 5 класса общеобразовательных учреждений / А.Т. Тищенко, В.Д.Симоненко. – М.: Вента – Граф, 2012.
- обход рабочих мест, проверка организации рабочего места, наличия спецодежды и готовности учащегося к уроку, настроить учащихся на работу;
2. Актуализация опорных знаний — 5 мин.
- организовать уточнение и согласование темы и цели урока; ( показ учителем различных инструментов на верстаке ; Почему они нужны? Что с ними делают? Как работают с этими инструментами?
- подвести учащихся к самостоятельному формулированию целей и задач урока; значит, на уроке мы что будем делать? (Будем изучать приемами работы с строгателными инструментами, и изготавливать изделия из древесины).
-организовать подводящий диалог по изучению нового материала с опорой на изученный ранее материал и межпредметные связи;
- настроить учащихся к учебной деятельности на получение новых знаний, создать условия мотивации внутренней потребности у ученика для включения в учебный процесс
Актуальность изученного ранее материала. Проверка знания материала прошлого занятия. Активная беседа. Вопросы к классу (диалоговый режим):
а) для чего на крышке верстака существует большое количество гнезд (восемь)?
б) сколько клиньев необходимо для закрепления детали и почему?
в) как регулировать высоту клина в зажимном бруске?
г) как определить необходимую силу зажима детали?
д) по каким причинам может сломаться механизм зажима верстака?
ж) как на станке закрепить длинную деталь?
3. Изучение нового материала — 20 мин.
- организовать уточнение и согласование темы и цели урока;
- построить объяснение учителя с опорой на личные знания учащихся;
- зафиксировать причину затруднений у учащихся;
- организовать фиксацию преодоления затруднения;
На данном уроке изучаемый новый материал имеет, как теоретическую, так и практическую направленность.
Содержание учебного материала теоретической направленности: устройство рубанка, его основные части; Ученики находят с учебника виды строгальных инструментов и изучают его основные части, записывают в рабочую тетрадь.
-Чем отличается шерхебель от рубанка?
-Зачем нужен фуганок?
Содержание учебного материала практической направленности: Хватка рубанка, поза (стойка) при работе, начальное положение инструмента. Движение и его характер, траектория перемещения. Последовательность обработки по зонам, достижение чистоты и его контроль, достижение плоскостности продольной и поперечной и его контроль, характерные ошибки и их недопущение. Визуальный и инструментальный контроль, обращение с инструментом и уход за ним, правила техники безопасности и организация рабочего места.
Для активизации познавательной деятельности изучение нового материала веду в диалоговом режиме, применяя метод активной беседы, задавая учащимся, многочисленные вопросы и задачи, ведем поиск ответов на основе межпредметных знаний, интуиции и жизненного опыта. В процессе беседы вывожу учащихся на постановку проблемы (задиры – чистота) и совместно ее решаем. Использую также метод демонстрация наглядных пособий (изображения на классной доске, плакаты, образцы детали, заготовки и.т.д.) Выполняем запись основных терминов в тетрадь.
4. Вводный инструктаж— 5 мин.
- сообщение учащимся названия практической работы. Технология строгания. Действия, приемы, правила обработки древесины;
- разъяснение учащимся задач практической работы и ознакомление учащихся с объектом труда – образцом выполняемой работы;
- ознакомление учащихся со средствами обучения, с помощью которых будет выполняться задание (оборудование, инструменты, приспособления)
- ознакомление учащихся с действиями, приемами, правилами обработки пластей квадратного бруска
- предупреждение учащихся о возможных затруднениях при выполнении работы
- инструктаж по технике безопасности
- разъяснение алгоритма действия (совместное планирование) учителя и учащегося при выполнении, упражнения и самостоятельной работы
- разъяснение критериев (показателей) оценивания учителем и самооценки учащимся результата выполнения упражнения и самостоятельной (практической) работы – первоначального умения строгания
Учащиеся подходят к рабочему месту учителя (демонстрационный верстак). Использую методы: активная беседа (диалоговый режим), показ трудовых приемов, наблюдения учащихся, решение творческих задач и постановка проблемных ситуаций.
5. Первичный контроль усвоения изучаемого материала.
Ученики изучают на плакате безопасные приемы работы с инструментом, и правила контроля строгания.
Пробное выполнение приемов – 10 мин.
Учащиеся выполняют упражнение:
-проверка организации рабочих мест учащихся (верстак, инструменты, заготовки);
- соблюдение правил техники безопасности при выполнении задания;
- проверить умения учащихся закрепления заготовок на верстаке на клиньях;
- организовать выявление и исправление допущенных ошибок;
- тренировать способность к самоконтролю;
Первый обход. Текущий инструктаж (индивидуальный) — проверить организацию рабочего места, правильность выполнения приема закрепления заготовки. Указание ошибок. Исправление (показ учителя). Окончательный контроль приема, переход к новому приему по разрешению учителя.
Второй обход. Текущий инструктаж (индивидуальный) – проверить правильность приемов строгания пласты, соблюдение правил безопасной работы. Указание ошибок. Исправление (показ учителя). Окончательный контроль приема, переход к самостоятельной работе по разрешению учителя.
Практическая работа с самопроверкой, взаимопроверкой по образцуи проверкой учителем. Самостоятельная работа учащихся — 30 мин.
Выполнение самостоятельной работы: "Строгание "
- организовать самостоятельную работу учащихся;
- проанализировать правильность и осознанность выполнения всеми учащимися задания;
- выяснить степень усвоения материала;
- определить типичные недостатки в знаниях и их причины;
- ликвидировать обнаруженные недочёты;
- оказание помощи слабо подготовленным к выполнению задания учащимся;
- тренировать способность применять алгоритм действий в стандартной и нестандартной ситуации;
- тренировать способность к самоконтролю и самооценке, взаимоконтролю и взаимооцениванию;
- контроль над бережным отношением учащихся к средствам обучения и рациональному использованию учебного времени;
Организую работу учащихся в парах, где они учатся контролировать и оценивать не только свою работу, но и работу товарища (взаимоконтроль, взаимооценка).
6.1. Третий обход. Текущий инструктаж (индивидуальный) – контроль правильности и фиксация ошибок организации рабочего места, соблюдения правил техники безопасности, закрепления детали, приемов строгания. Указание ошибок без показа учителя. Самоконтроль учащимся при переходе от одного приема к другому. Переход к следующему приему без контроля учителя.
6.2. Окончательный контроль практической работы.
По мере окончания выполнения задания самостоятельной работы учащиеся подходят к рабочему месту учителя для окончательного контроля и оценки проделанной работы. Сдают изготовленную деталь, выставляю оценки в соответствии с критериями, раннее озвученными во время вводного инструктажа. Обязательно учитываю мнение учащихся.
- рефлексия учителя и учащихся о достижении целей и задач урока;
- совместный разбор типичных ошибок учащихся;
- повторное объяснение учителем способов устранения ошибок;
- проанализировать проведенную учениками самооценку работы на уроке»
- по результатам анализа работы на уроке зафиксировать направления будущей деятельности;
- объективно и комментировано оцениваю результаты коллективного и индивидуального труда учащихся на уроке;
- выставляю отметки в классный журнал и в дневники учащихся;
По команде учителя все учащиеся заканчивают работу, подписывают деталь и сдают ее. Провожу совместный анализ проделанной работы. Для рефлексии использую активный диалог, когда учащиеся самостоятельно выявляют ошибки и их причины. Демонстрирую разные работы, учащиеся определяют лучшие и с ошибками, сами определяют ошибки и способы их устранения. Если много типичных ошибок, то повторно демонстрирую трудовые приемы. Особое внимание уделяю вопросам организации рабочего места и безопасным приемам работы.
Уборка мастерской. Индивидуальная уборка верстака и рабочей зоны. Общая уборка. Дежурство по мастерской. Д/з. Прочитать материал урока из учебника. П.9 стр.38. Узнать есть ли у них дома строгальные инструменты.