kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

План-конспект "Древесина - природный конструкционный материал. Пиломатериалы. Древесные материалы."

Нажмите, чтобы узнать подробности

комбинированный урок (лекция, лабораторная работа), Материал содержит-породы древесины,достоинства, недостатки, текстура, виды древесных материалов и пиломатериалы, элементы пиломатермалов,лабораторно-практическую работу №1"распознавание древесины и древесных материалов".Межпредметные связи- природоведение, изобразительная деятельность,математика. Содержание деятельности учителя-словестный, формирование, применение ЗУН,частично-поисковый. Учащихся- фронтальный, индивидуальный, групповой.

Просмотр содержимого документа
«план-конспект "Древесина - природный конструкционный материал. Пиломатериалы. Древесные материалы." »



2.3.План-конспект урока.

Раздел «Технологии обработки конструкционных материалов»

Технологии ручной обработки древесины и древесных материалов

Урок 2.

Тема урока

Древесина - природный конструкционный материал. Пиломатериалы. Древесные материалы.

Тип, вид урока



Комбинированный урок (лекция, лабораторная работа)

Образовательные цели

Предметные:

- знать о древесине как о природном материале, о пиломатериалах и древесных материалах;

- уметь различать породы древесины;

- учитывать различие видов древесины при выполнении столярных операций;


Личностные:

- способствовать осмыслению и первичному запоминанию;

- обогащению словарного запаса.

Метапредметные:

- способствовать воспитанию правильного отношения к общечеловеческим ценностям

- способствовать формированию выбора действия в соответствии с поставленной задачи и условиями её реализации;

-способствовать умению различать способ и результат действия;

Профориентационные:

- ознакомление с профессиями «столяр», «плотник».


Содержание материала

Породы древесины. Достоинства и недостатки. Текстура. Виды древесных материалов и пиломатериалов. Элементы пиломатериалов. Получение шпона. Изготовление фанеры. Лабораторно – практическая работа №1 «Распознавание древесины и древесных материалов».

Предметные связи (межпредметные, внутрипредметные)

природоведение, математика, изоискусство

Содержание деятельности

Учителя

- словесный

- формирование, применение ЗУН

- частично-поисковый

учащихся

- фронтальный

- индивидуальный

групповой

Практическая работа

Лабораторно – практическая работа №1

«Распознавание древесины и древесных материалов».

Словарь темы

Древесина, лиственные и хвойные породы, строение древесины (кора, сердцевина, годичные кольца), текстура; пиломатериалы (доски, брусья, бруски, горбыль), элементы пиломатериалов (пласть, ребро, торец, кромка); древесные материалы (шпон, фанера).

Домашнее задание

I 1. Ответить на вопросы параграфа 3,5

II 1. -. 2. Выучить терминологию древесных материалов, пиломатериалов, формировать словарь терминов

III 1. – 2. –3. пр№1 с. 15, учебник.

IV 1. - 2. – 3. – 4.подготовить образцы древесины и др. материалов

Дидактическое обеспечение

Учебник Технология 5 (Индустриальная технологии), рабочая тетрадь, учебно-техническая документация (УТД), образцы объектов труда, материалы для контроля знаний учащихся (карточки-задания, тесты). ЭОР.


Разработка поурочного плана-конспекта.


Тема: «Древесина как природный конструкционный материал. Пиломатериалы. Древесные материалы».

Раздел «Технология обработки конструкционных материалов».

Модуль «Технология ручной обработки древесины и древесных материалов»

  1. Дидактическое обоснование урока

Цели урока:

- способствовать формированию представлений о древесине как конструкционном материале, пиломатериалах и древесных материалах; развитие умений и навыков в определении по внешнему виду образцов древесных пород;

- способствовать формированию и развитию познавательного интереса учащихся к предмету;

- способствовать воспитанию правильного отношения к общечеловеческим ценностям;

- обобщить у учащихся знания о сферах трудовой деятельности, профессиях, карьере.

Методическое оснащение урока:

Материально-техническая база:

- столярные мастерские;

- компьютер, проектор, экран;

- инструменты, приспособления;

- образцы различных пород древесины; виды пиломатериалов; фанера, ДСП, ДВП;

Дидактическое обеспечение:

- учебник (Индустриальные технологии 5 класс);

- рабочая тетрадь;

- дополнительная литература (словари, справочники);

- учебно-техническая документация (УТД);

- материалы для контроля знаний учащихся (карточки-задания, тесты, кроссворды);

Тип урока: комбинированный урок (урок получения новых знаний, лабораторная работа)


Вид урока: лекция

Этапы урока

Деятельность педагога


Деятельность обучающихся

I. Организационный момент

Цель этапа:


  • настроить учащихся к учебной деятельности и на получение новых знаний

создать условия для мотивации у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс

  • приветствие

  • проверка явки учащихся

  • заполнение учителем классного журнала

  • проверка готовности учащихся к уроку

  • настрой учащихся на работу


Личностные УУД








Осуществляемые действия:

эмоциональный настрой на урок и т.д

Формируемые способы деятельности:

проявление эмоционального отношения в учебно-познавательной деятельности и т.д.





II. Проверка выполнения домашнего задания

Цель этапа:

  • установить правильность и осознанность выполнения всеми учащимися домашнего задания

  • устранить в ходе про-верки обнаруженные пробелы в знаниях

  • выяснить степень усвоения заданного на дом материала


  • выявление факта выполнения домашнего задания у всего класса, устранение типичных ошибок

  • обнаружение причин невыполнения домашнего задания отдельными учащимися

  • формирование понимания у учащихся связи выполнения домашней работы с результатами своего обучения вообще

использование фронтального письменного и устного контроля (Приложение )

Личностные УУД

Осуществляемые действия:

  • повторение раннее изученного материала

  • Формируемые способы деятельности:

проявление эмоционального отношения в учебно-познавательной деятельности


Регулятивные УУД


Осуществляемые действия:

  • контролировать правильность ответов обучающихся

Формируемые способы деятельности:

адекватное восприятие оценки учителя

Познавательные УУД

  • Осуществляемые действия:

  • внесение корректив в учебно-познавательную деятельность

  • Формируемые способы деятельности:

  • развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности

Коммуникативные УУД

Осуществляемые действия:

взаимодействие с учителем во время опроса

Формируемые способы деятельности:

умение полно и точно выражать свои мысли


III. Постановка учебной задачи

Цель.

-Формулирование темы урока.

-создать условия для мотивации у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс

Формулируют тему урока.

(Приложение -видеоролик)

Личностные УУД

-способствовать развитию речи учащихся

Регулятивные УУД


Осуществляемые действия:

  • контролировать правильность ответов обучающихся



Формируемые способы деятельности:

адекватное восприятие оценки учителя

Познавательные УУД


Осуществляемые действия:

  • Активное участие в диалоге в процессе рассказа учителя

  • выдвижение предположений о теме урока и т.д.

Формируемые способы деятельности:

формулирование собственных ожиданий


Коммуникативные УУД


Осуществляемые действия:

взаимодействие с учителем во время опроса

Формируемые способы деятельности:

умение полно и точно выражать свои мысли


IV. Проблемное изложение нового знания

Цель этапа:

  • сформулировать и согласовать цели урока

  • организовать уточнение и согласование темы урока

  • организовать подводящий или побуждающий диалог по проблемному объяснению нового материала


  • объяснение учителя с опорой на личные знания учащихся

  • заслушивание сообщений учащихся


( Приложение Презентация, видеоролик)

Познавательные УУД


Осуществляемые действия:

  • развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности

  • развитие умения получать информацию из рисунка, текста и строить сообщения в устной форме

  • развитие умения проводить сравнение изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям

  • развитие умения осуществлять поиск необходимой информации, используя дополнительные источники информации

  • развитие умения строить простые рассуждения

Формируемые способы деятельности:

  • формирование умения осуществлять познавательную и личностную рефлексию

Регулятивные УУД


Формируемые способы деятельности:

  • формирование умения осуществлять познавательную и личностную рефлексию



V.Первичное закрепление знаний учащихся

Цель этапа:

  • зафиксировать алгоритм выполнения

организовать усвоение учащимися нового материала (фронтально)

  • использование различных способов закрепления знаний;

  • обсуждение вопросов, требующих мыслительной активности, творческого осмысления материала

выявление умений у учащихся узнавать и соотносить факты с понятиями, правилами и идеями

Приложение- тест

Личностные УУД

Осуществляемые действия:

  • осмысление темы нового материала и основных вопросов, подлежащих усвоению

применение на практике и последующее повторение нового материала

Формируемые способы деятельности:

  • формирование умения выказывать своё отношение к новому материалу, выражать свои эмоции

  • формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности


Регулятивные УУД


Формируемые способы деятельности:

формирование умения осуществлять познавательную и личностную рефлексию





VI. Физкультминутка

Приложение







VII. Практическая работа «Распознавание древесины и древесных материалов» с самопроверкой и проверкой учителем

Цель этапа:

  • тренировать способность к самоконтролю и самооценке

  • проверить умения работать учащихся по алгоритму

  • организовать самостоятельную работу учащихся

  • организовать самопроверку самостоятельной работы

  • организовать выявление и исправление допущенных ошибок

  • организовать ситуацию успеха по результатам выполнения самостоятельной работы


7.1. Вводный инструктаж учителя:

  • сообщение учащимся названия практической работы;

  • разъяснение учащимся задач практической работы;

  • ознакомление учащихся с объектом труда - образцом;

  • ознакомление учащихся со средствами обучения, с помощью которых будет выполняться задание (оборудование, инструменты, приспособления, образцы пород);

  • ознакомление учащихся с учебно-технической документацией (инструктаж по ИК) (Приложение )

  • предупреждение учащихся о возможных затруднениях при выполнении работы;

  • инструктаж по технике безопасности.

7.2. Самостоятельная работа учащихся по УТД.

7.3. Текущий инструктаж учителя (проводится по ходу выполнения учащимися самостоятельной работы):

7.3.1. Формирование новых умений:

  • проверка организованности начала работы учащихся;

  • проверка организации рабочих мест учащихся (рабочий стол, инструменты, приспособления);

  • соблюдение правил техники безопасности, санитарии и гигиены труда при выполнении задания;

7.3.2. Усвоение новых знаний:

  • проверка правильности использования учащимися учебно-технической документации;

  • инструктирование по выполнению задания в соответствии с технологической документацией.

7.3.3. Целевые обходы:

  • инструктирование учащихся по выполнению отдельных операций и задания в целом;

  • концентрация внимания учащихся на наиболее эффективных приемах выполнения операций;

  • оказание помощи слабо подготовленным к выполнению задания учащимся;

  • контроль за бережным отношением учащихся к средствам обучения;

  • рациональное использование учебного времени учащимися.

7.4. Заключительный инструктаж учителя:

  • анализ выполнения самостоятельной работы учащимися;

  • разбор типичных ошибок учащихся;

  • вскрытие причин допущенных учащимися ошибок;

  • повторное объяснение учителем способов устранения ошибок.

  • инструктаж учителя по выполнению домашнего задания

  • сообщение о теме следующего урока

  • задание учащимся на подготовку к следующему уроку (Приложение )

Личностные УУД

Осуществляемые действия:

  • проявление эмоционального отношения и волевых усилий в учебно-познавательной деятельности

  • выдвижение гипотез, основанных на жизненном опыте учащихся

восприятие, осмысление, запоминание учебного материала

Формируемые способы деятельности:

применение на практике полученных знаний и последующее повторение

Регулятивные УУД

Осуществляемые действия:

  • самоконтроль выполнения задания

внесение корректив


Формируемые способы деятельности:

планирование своего действия в соответ­ствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в т. ч. во внутреннем плане

Познавательные УУД

Осуществляемые действия:

  • развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности

  • усвоение новых способов умственной деятельности через разные виды получения информации

Формируемые способы деятельности:

  • умение структурировать знания

  • выбор наиболее эффективных способов решения задач

  • установление причинно-следственных связей

  • построение логической цепи рассуждений

  • выдвижение гипотез; их обоснование

VIII. Инструктаж учителя по выполнению домашнего задания

Цель этапа:

  • включить новый способ действий в систему знаний учащихся

тренировать способность применять новый алгоритм действий в стандартной и не стандартной ситуации


Познавательные УУД

Осуществляемые действия:

  • отработка алгоритма по изученной теме «Древесина. Пиломатериалы и древесные материалы»

  • творческая переработка изученной информации

-поиск в компьютерных источниках

Формируемые способы деятельности:

  • развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности

  • поиск и выделение информации

применение методов информационного поиска, в том числе и с помощью компьютерных средств






IX. Уборка рабочих мест







X. Рефлексия учебной деятельности на уроке



Цель этапа:

  • организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке

  • организовать фиксацию степени соответствия результатов деятельности на уроке и поставленной цели в начале урока

  • организовать проведение самооценки учениками работы на уроке

по результатам анализа работы на уроке зафиксировать направления будущей деятельности


Коммуникативные УУД

Осуществляемые действия:

  • оценка и самооценка учебной деятельности

  • обобщение и систематизация знаний

  • учащиеся выражают свои эмоции по поводу урока

Формируемые способы деятельности:

  • формирование умений полно и точно выражать свои мысли








ПРИЛОЖЕНИЕ



Приложение-опрос

Задание. Напиши, для чего нужны все составляющие столярного верстака

Основание_______________________________________________________________

Крышка_________________________________________________________________

Отверстия под клинья_____________________________________________________ Лоток___________________________________________________________________Передний зажим__________________________________________________________

Задний зажим____________________________________________________________

Выдвижные или поворотные пальцы_________________________________________





Задание. Напиши, для чего нужны все составляющие слесарного верстака

Основание_______________________________________________________________

Подвесное сиденье________________________________________________________

Слесарные тиски__________________________________________________________

Крышка_________________________________________________________________

Защитная сетка___________________________________________________________

Столярный зажим_________________________________________________________

Подставка для технической документации____________________________________


1. Приспособление, на котором работает столяр.

2. Головной убор столяра.

З. Один из зажимов на верстаке.

4. Режущий инструмент.









5. Измерительный инструмент.

6. Разметочный инструмент.

7. Что перемещается на верстаке с помощью вращения рукоятки?

8. Место для хранения материалов, заготовок и инструментов.

9. Ударный инструмент.

10. Деревянный молоток.



Тест к - закрепление новых знаний

Древесина и древесные материалы. Пиломатериалы.

  1. Древесина- это

    1. Часть ствола дерева

    2. Природный конструкционный материал

    3. Кора дерева

    4. Строительный материал

  2. Как называется профессия рабочего, занятого ручной обработкой древесины?

    1. Столяр

    2. Плотник

    3. Токарь

    4. Слесарь

  3. Какие породы деревьев относятся к лиственным?

    1. Дуб

    2. Берёза

    3. Ель

    4. Осина

    5. Лиственница

  4. Какие породы деревьев относятся к хвойным?

    1. Бук

    2. Кедр

    3. Сосна

    4. Липа

  5. Ствол дерева снаружи покрыт

    1. Слоем заболонь

    2. Лубом

    3. Корой

    4. Сердцевиной

  6. При разрезе ствола поперёк , на срезе можно увидеть

    1. Годовые слои

    2. Сердцевину

    3. Ядро

    4. Питательные вещества

  7. Что такое текстура древесины?

    1. Шероховатость

    2. Рисунок на срезе древесины

    3. Годичные кольца

    4. Ядро ствола



  1. Виды пиломатериалов

    1. Бревно

    2. Пласть

    3. брус

    4. Ребро

    5. горбыль

    6. Доска обрезная

  2. Элементы пиломатериалов

    1. Бревно

    2. Горбыль

    3. Ребро

    4. Пласть

    5. Кромка

    6. Торец

  3. Шпон- это

    1. Тонкие слои древесины

    2. Древесный материал, полученный путём склеивания нескольких тонких слоев древесины

    3. Древесно- стружечная плита

    4. Прессованная измельчённая древесина

  4. Фанера - это

    1. Тонкие слои древесины

    2. Древесный материал, полученный путём склеивания нескольких тонких слоев древесины

    3. Древесно- стружечная плита

    4. Прессованная измельчённая древесина





Групповое задание:(4 чел)


4 круга-есть торец дерева. Выполнить графический распил бревна, показав все виды пиломатериалом, не повторяя распилы




Карта пооперационного контроля выполнения лабораторной работы№1

«Распознавание древесины и древесных материалов»





Фамилия учащегося

Организация рабочего места

Санитарно-гигиенические требования

Заполнение таблицы по изученным свойствам древесины

Проведение опыта по отределению твёрдости м мягкости пород

Определение основныхэлементов пиломатериалов

Определение количества слоёв фанеры и измерение её толщины

Общий балл


(0,5)

(0,5)

(1)

(1)

(1)

(1)




















Приложение.

Правила поведения в учебных мастерских

1. Соблюдать порядок и режим работы в учебных мастерских:

  • являться на занятия в спецодежде (фартук и нарукавники или халат, головной убор);

  • иметь тетрадь и необходимые принадлежности для выполнения графических работ и записей;

  • в начале урока по указанию учителя занять свое рабочее место, получить у бригадира (дежурного) материалы и инструмент;

  • не подходить к работающему за станком, соблюдать установленную очередность при работе на станках.

2. Строго соблюдать правила безопасности труда.

3. Содержать в чистоте и порядке рабочее место. Бережно относиться к оборудованию, инструментам и материалам. После урока убрать рабочее место и сдать изделия и инструмент бригадиру



Инструкция 
по технике безопасности при ручной обработке древесины
До начала работы

1 .Правильно надень спецодежду (фартук с нарукавниками или халат и головной убор: берет, при этом следует тщательно подобрать волосы).
2.Проверь наличие инвентаря (совок, сметка, сидение, подставная решетка).
3.Проверь состояние инструментов индивидуального пользования, разложи их в строгом порядке, установленном учителем. В случае неисправности инструментов сообщи об этом учителю.
4.Проверь состояние верстачных тисков (губки тисков должны быть плотно привинчены, насечка не сработана).



Во время работы

1.Прочно закрепи обрабатываемую деталь в тисках.
2.Работу выполняй только исправными, хорошо налаженными инструментами.
З. Во избежание травм следи за тем, чтобы:
а) инструменты (напильники и др.), имеющие заостренные хвостовики, должны быть снабжены деревянными, плотно прилегающими рукоятками установленной формы без расколов и трещин;
б) не отвлекайся во время работы;
в) при работе с ножовкой выполняя запил используй приспособления.
4.Не проверяй пальцами качество обработанной поверхности,
5.Столярными инструментами пользуйся только по их прямому назначению.

После окончания работы

1.Проверь состояние инструментов и в случае неисправности их доложи учителю.
Приведи в исправное состояние инструменты.
Тщательно убери рабочее место (опилки не сдувай и не смахивай руками) Отходы сложи в специальный ящик.
Положи инструменты в том порядке, который установил учитель.
Во избежание порчи насечек на губках тисков не зажимай их плотно, оставляй зазор в 1-2 мм.
Приведи себя в порядок.
7.Из мастерской выходи с разрешения учителя.





















Приложение-рефлексия



Чтобы закончить урок на положительной ноте можно воспользоваться одним из вариантов упражнении «Комплимент» (Комплимент-похвала, Комплимент деловым качествам, Комплимент в чувствах), в котором учащиеся оценивают вклад друг друга в урок и благодарят друг друга и учителя за проведенный урок. Такой вариант окончания урока дает возможность удовлетворения потребности в признании личностной значимости каждого.








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Технология (мальчики)

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Савинова Валентина Викторовна

Дата: 12.10.2014

Номер свидетельства: 118291

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства