Конспект занятия для детей 8-10 лет, творческое объединение "Выжигание". Цель: Освоить новые способы штриховки древесины: косая штриховка, равномерная косая штриховка для создания визуального объема на рисунках, выжженных на дереве
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Цель: Освоить новые способы штриховки древесины: косая штриховка, равномерная косая штриховка для создания визуального объема на рисунках, выжженных на дереве.
Задачи:
1.Научить пользоваться электровыжигателем при выполнении различных способовштриховки. 2. Совершенствовать умение работать по технологическим картам, эскизам. 3. Воспитывать аккуратность, трудолюбие, терпение, доброжелательное отношение в коллективе, гордость за свой труд.
Тип занятия: ознакомление с новым материалом.
Методы и формы: повторение изученного материала в форме устного контроля – в виде разгадывания кроссворда.
Наглядные пособия:технологические карты, образцы изучаемых способов штриховки на фанере, иллюстрированные образцы различных штриховок из книги Даниела Райта «Искусство выжигания по дереву», ватман, где изображен кроссворд, ватман, где изображено шахматное поле, шахматные фигуры, персонажи: шахматная королева, король.
Материалы и оборудование: электровыжигатели, фанерные заготовки, копировальная бумага, ½ альбомного листа, карандаши простые, кнопки, бесцветный лак, кисточка.
Ход занятия
Организационный момент.
- Ребята, я надеюсь у вас хорошее настроение. Какие вы сегодня красивые и доброжелательные!
2. Повторение пройденного материала.
- Ребята, к нам на занятие пришла шахматная королева и принесла кроссворд, чтобы проверить ваши знания, полученные на предыдущих занятиях. (Приложение 1)
Педагог читает вопросы, дети отвечают, ответы записываются в кроссворд по порядку, по вертикали, при их правильном написании в сетке получиться слово, обозначающее название новой темы. Дети произносят вслух слово «штриховка».
Вопросы к кроссворду: 1.Тонкий слой древесины, срезанный с короткого бревна. 2.Мера длины, применяемая для измерения лесо- и пиломатериала. 3.Листовой древесный материал, получаемый путем склеивания трех и более листов шпона. 4.Разрыв древесины вдоль волокон от морозов, жары при сушке. 5.Спиленный и очищенный от ветвей и сучьев ствол дерева. 6.Что может испортить древесину? 7.Часть дерева, из которой получают деловую древесину. 8.Невидимая часть дерева. 9.Многорезцовый режущий инструмент с зубьями-резцами, которыми перерезают волокна древесины.
-Ребята, свой экзамен на проверку пройденного материала вы прошли. Шахматная королева довольна вашими знаниями. Отгаданное слово «штриховка». (Приложение 2)
- Цель нашего занятия - освоить выполнение косой и равномерной косой штриховки древесины для создания более сложных рисунков без применения акварельных красок и гуаши.
3. Изучение новой темы.
- Шахматная королева пришла не только с кроссвордом для проверки знаний, она рассказала историю, которая произошла в ее королевстве. Послушайте ее, ребята.
«…В давние – стародавние времена, в давней – предальней стране жил - был король. Он не был ни добрым, ни справедливым, ни умным. И, наверное, поэтому он часто воевал с соседями, стараясь захватить у них поля, сады, города. И вот однажды задумал король новый поход за чужими богатствами, да не знал – будет ему удача или нет. Для верности решил спросить совета у самого старого и самого мудрого человека в королевстве. Привели во дворец белобородого старика, и обратился к нему король:
- Слушай, старец: задумал я идти войной на соседей. Скажи, будет ли мне удача? Докажу ли, что я умней и сильней других правителей? Разобью ли неприятельские армии? Завоюю ли новые земли?
Подумал мудрец и ответил так:
- Не торопись, о, владыка! Прежде, чем затевать большую войну, выиграй маленькую. Прежде, чем бросить в бой свои несметные войска, научись управлять игрушечным войском. Прежде, чем пытаться захватить обширные страны, завладей крошечным королевством…
- Что ты мелешь, старик? - рассердился король. – Какая маленькая война? Что за игрушечное войско? Где это крошечное королевство?
- Вон оно, могучий король – спокойно ответил старец и, вынув из мешка клетчатый деревянный квадрат, положил его перед троном (педагог показывает детям, нарисованное на ватмане шахматное поле, где все квадраты пустые – белые. (Приложение 3)).
- Что это за королевство?- еле сдерживая гнев, воскликнул король. –Здесь и шагу сделать нельзя! Поле разлиновано на какие-то маленькие квадраты и все пустые. Как ходить? В каком порядке? И зачем мне это нужно? Приятнее ощущать в руках реальные золотые монеты.
- Прости меня, владыка, но ты не прав. Посмотри, сколько здесь путей-дорог – и прямо, и наискосок, и вперед, и назад! А вот и армия, командуя которой ты можешь проявить свой ум, силу и терпение.
Тут старик высыпал из мешка множество странных фигурок. (Педагог высыпает из мешочка, где лежало чистое шахматное поле, настоящие шахматные фигуры).
- Присмотрись к этим деревянным фигуркам, владыка! Они все время воюют, наступают, отступают, устраивают засады, переживают чудесные приключения. Но они деревянные, поэтому здесь никогда не льется кровь, не рушатся дома, не плачут сироты. Вот где бывают удачные войны! Научись побеждать в этой бескровной войне, и слава о твоей мудрости дойдет до самых отдаленных уголков земли.
Задумался король. Очень хотелось ему прославиться на весь свет, и он стал учиться играть в шахматы – так старик назвал свою замечательную игру».
- Ребята, если вы внимательно слушали сказку, то помните, что шахматное поле, которое принес старец чистое и белое и наша задача помочь королю – в правильном порядке заполнить маленькие квадраты. А тема нашего занятия «Штриховка древесины» поможет нам. Для выполнения более сложных и соответственно красивых работ нам необходимо освоить основные способы штриховки древесины. Посмотрите сколько существуют способов штриховки древесины (педагог показывает иллюстрированные образцы штриховок из книги Даниела Райта «Искусство выжигания по дереву»). Используя штриховку можно создавать оптические иллюзии. Выжигая рисунки, где изображен пейзаж или архитектура с помощью штриховки удается достичь эффекта зрительного объема, натуральности.
Сегодня мы рассмотрим, как выполняется косая и равномерная косая штриховка, посмотрите на образцы (педагог показывает два образца, изучаемых штриховок, выполненных на фанере). Выполняя косую штриховку рисуют ровные тонкие линии, пересекающиеся не под прямым углом, получаются сильно вытянутые ромбы (показать выполнение на школьной доске). Выполняя равномерную косую штриховку наносят тонкие линии по диагонали, от одного угла к другому. Все ячейки одинаковы по размеру и пересекаются под прямым углом (показать выполнение на школьной доске. ( Приложение 4)).
- Используются изученные штриховки в сочетании с другими пересекающимися линиями для создания разных плоскостей заднего плана, а по отдельности можно оформить верхнюю одежду у людей и сказочных персонажах на рисунке (показать готовую работу на фанере, где изображен медведь в сюртуке и шароварах), в архитектуре оформляется косой и равномерной косой штриховкой крыши и стены здания (показать готовую работу на фанере, где изображен двухэтажный дом и работу, где изображена колокольня).
4. Закрепление изученного материала.
Практическая работа.
-Тяжело королю отказаться от своей старой жизни, где были войны и захваты, но все же он сделал свой правильный выбор – будет играть в шахматы. А поле шахматное все еще чистое. Ребята, давайте приступим к заполнению квадратов, но прежде, чем начать работу повторим правила по технике безопасности при работе с электровыжигателем. Вы знаете, что пренебрежение правилами по ТБ приводит к травматизму, порче одежды и наносит вред здоровью. (Дети перечисляют все правила по ТБ).
- Перед вами лежат технологические карты (приложение 5) и чистые листы бумаги – фрагмент шахматной доски. Соблюдая последовательность 2, 3, 4, 5 выполните все операции сначала на бумаге. (Педагог проговаривает последовательность выполнения операций по технологической карте. Дети выполняют работу по технологической карте на ½ листе бумаги).
Физкультминутка
Ветер тихо клен качает, Вправо, влево наклоняет Раз – наклон и два наклон. Зашумел листвою клен. Мы ногами топ- топ! Мы руками хлоп – хлоп! Мы глазами миг – миг, Мы плечами чик – чик. Раз – сюда, два – туда, Повернись вокруг себя. Раз – присели, два – привстали. Руки к верху мы подняли. Раз – два, раз – два, Заниматься нам пора.
- Следующий этап вашей работы заключается в выполнении всех операций -1, 2, 3, 4, 5, 6 на фанере. (Дети выполняют работу по технологической карте на фанере).
Индивидуальная помощь обучающимся при выполнении всех операций по технологической карте.
5. Подведение итогов занятия.
Мини выставка детских работ.
- Какие ровные линии у Арины и Паши, как аккуратно выполнена работа у Саши…
- Ребята, чему вы научились? - Мы научились выполнять косую и равномерную косую штриховку. – Как выполняется косая и равномерная косая штриховка? - Косая штриховка выполняется нанесением ровных линий не под прямым углом. Равномерная косая штриховка выполняется нанесением ровных линий по диагонали под прямым углом. – Пригодится ли вам в дальнейшей работе? Где? - Да, пригодится. С помощью штриховки можно выполнять более сложные и интересные работы по выжиганию без применения акварельных красок и гуаши. – Помогли мы королю сделать правильный выбор? - Да, теперь он будет направлять свою силу и власть только на игру с шахматными фигурами. – Шахматная королева передает вам, ребята, письменное послание: «Я, её Величество шахматная королева внимательно наблюдала за вашей работой и хочу отметить аккуратность Маши, старательность Кристины, внимательность Тимофея… Спасибо за ваше трудолюбие, желаю вам творческих успехов на занятиях по выжиганию. В благодарность дарю вам волшебные фигуры».
Вручаются, сделанные вручную из плотного картона, шахматные фигуры. С обратной стороны написаны пожелания: Николаю желаю счастья! Валерии желаю удачи!.. – Ребята, спасибо за сотрудничество, за хорошую работу!