kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

" Основы обработки древесины. Пиление, строгание, разметка,шлифовка."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по теме " Основы обработки древесины пиление, строгание, разметка,, шлифовка."

Характер и форма организации учебно-познавательной деятельности учащихся:

  1. проблемно-поисковый, исследовательский и репродуктивный характер деятельности с применением ИКТ технологии;
  2. фронтальная, индивидуальная работа.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«" Основы обработки древесины. Пиление, строгание, разметка,шлифовка." »

Костанайская область, Карабалыкский район,

ГУ « Карабалыкская средняя школа имени Максима Горького»

























Разработка урока по теме



" Основы обработки древесины пиление, строгание, разметка,, шлифовка."







Учитель: Арапов Василий Иванович

Урок по теме " Основы обработки древесины пиление, строгание, разметка,, шлифовка."

Характер и форма организации учебно-познавательной деятельности учащихся:

  1. проблемно-поисковый, исследовательский и репродуктивный характер деятельности с применением ИКТ технологии;

  2. фронтальная, индивидуальная работа.

Перед учащимися были поставлены следующие цели:

Образовательные: получение новых и систематизация ранее полученных знаний по теме “Технология обработки древесины ”, формировать у учащихся начальные трудовые знания и умения, развить их техническое мышление и творческие способности, используя ИКТ для лучшего восприятия материала.

Развивающие: совершенствовать навыки самостоятельной работы, активизировать мышление школьников, умение самостоятельно формулировать выводы, развивать речь. Развитие умения правильно выбрать заготовку, разметить заготовку по шаблону.

Воспитательные: развитие чувства взаимопонимания и взаимопомощи в процессе совместного решения задач; развивать мотивацию изучения этапов изготовления объектов труда, используя разнообразные приёмы деятельности, сообщая интересные сведения.

Оборудование:

Для лекции: ноутбук, презентация в Power Point ““ Основы обработки древесины пиление, строгание, разметка, заточка, шлифовка ”, видеоурок по обработке древесины, видеоурок «Этапы создания изделия из древесины»

Для практической работы: проектор, компьютер, презентация в Power Point “Технология обработки древесины”. Проектная деятельность по изготовлению ножек детского стульчика”, верстаки, наборы столярного инструмента, измерительный инструмент, технологические карты, образцы изделий, заготовки.

Задачи урока:

  1. продолжить формирование основных технологических понятий;

  2. выделить свойства и средства обработки древесины;

  3. обучить учащихся новому рабочему приему – строгание,ознакомить учащихся с основами пиления;


Место урока в учебном плане. Тема “ Основы обработки древесины пиление, строгание, разметка, заточка, шлифовка. ” рассматриваются в разделе “ Технология ручной и механической обработки древесины и древесных материалов ”. Эта тема расширяет кругозор учащихся и дает более глубинное понимание структуры материи. Основное содержание изучаемого материала задают учебная программа и обязательный минимум содержания образования по труду.

План урока.

  1. Организационный момент.

  2. Повторение ранее изученного материала

  3. Изучение нового материала: Выполнение практического задания по изготовлению ножек детского стульчика с использованием технологической карты и презентации к уроку.

  4. Домашнее задание.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

Организация рабочей обстановки в классе. Объявление темы, целей задачей урока. . Здравствуйте ребята! Тема сегодняшнего урока… Сегодня на уроке мы будем говорить о…

II. Повторение ранее изученного материала.

Учащиеся отвечают на следующие вопросы:

  1. что называется древесиной;

  2. на какие два вида делятся все древесные породы, приведи примеры;

  3. как подразделяется древесина по твердости, приведи примеры;

  4. что такое текстура дерева;

  5. какие пороки бывают у древесины;

  6. инструмент для пиления.

Тема “Строгание”, “Пиление”, “Разметка”, ”Шлифование”знакомят с этапами изменения формы , размеров, и чистоты поверхности заготовки с

применением столярных инструментов. слайд2

Что такое древесина? слайд 4,5

Ответы учеников.







На какие два вида делятся все древесные породы, приведите пример. Слайд 6

Что такое текстура древесины? Слайд 7,8

III. Изучение нового материала.

Слово учителя /сообщение темы и целей урока/.
Во время объяснения нового материала идет демонстрация слайдов презентации “ Основы обработки древесины пиление, строгание, разметка, заточка, шлифовка ”.

Слайд 9




Рассказываю и показываю на доске правила выполнения разметки. Слайд 10

Показываю на примере разделочной доски разметку по шаблону, затем раздаю заготовки и прошу учеников выполнить разметку, используя шаблон.



Перехожу к рассказу о пилении древесины и приёмах пиления . Слайд 11,12

Затем рассказываю о правилах ТБ при пилении.

Затем плавно перехожу к объяснению правил и приемов строгания.

Строгание древесины - обработки заготовки до нужного размера и создания на ней ровных и гладких поверхностей.

Строгание осуществляют с помощью различных стругов (строгальных инструментов). Среди стругов наиболее распространены шерхебе­ли, рубанки и фуганки

Этими инструментами с дере­вянных заготовок сострагивают стружки.

Режущая кромка у ножа шерхебеля дугообразная, выпуклая, а у рубанка и фуганка — прямолинейная.



Обрабатываемую деталь крепят на верстаке, зажимая или заклинивая между упором и клином так, чтобы сострагиваемая сторона была направлена вверх. Правой рукой берут рубанок за ручку с задней стороны колодки, а левой — за колодку или ручку с передней стороны.

Если волокна на обрабатываемой поверхности задираются, то деталь следует строгать с другой стороны.

Контроль качества строгания осуществляется с помощью линейки или угольника на просвет.

Объясняю с помощью презентации правила ТБ при строгании. Слайд 19

Правила техники безопасности при строгании.



1. Надежно закреплять заготовку на верстаке.

2. Работать рубанком с хорошо заточенным ножом.

3. Не проверять руками остроту лезвия и качество обработки поверхности.

4. Очищать строгальные инструменты от стружки только при помощи деревянного клина.

5. Инструменты для строгания класть на верстак только на бок лезвиями ножа от себя.



Перехожу к шлифованию древесины. Слайд 20.

  1. Для шлифовки используют шлифовальную бумагу. Она (наждачная бумага) классифицируется в зависимости от размера абразивных зерен . Грубая бумага покрыта относительно большими зернами. Существует целый ряд различных качеств бумаги, причем различают мокрую и сухую шлифовку. Древесина всегда шлифуется в сухом состоянии.

  2. Шлифовка всегда производится по направлению волокон. Поперечные скребки впоследствии вряд ли удастся удалить. Подобные дефекты полировки будут особенно заметны на блестящих покрытиях или после морения. Для шлифовки вручную в помощь нужно взять шлифовальную пробку, которая обтянута шлифовальной бумагой. Только таким способом получится равномерное и плоскостное шлифование.

  3. Учтите, что при шлифовке больших поверхностей переносными ленточно-шлифовальными машинами очень сложно управлять. Из-за большой скорости ленты в древесине при шлифовании быстро возникает углубление. У фанерной древесины тонкая фанера очень быстро прошлифовывается, в этом случае становится заметной окрашиваемая поверхность. Наилучших результатов можно достичь при использовании суперфинишного станка. Но так как он шлифует не только по направлению волокон, то для шлифования необходимо выбирать тонкую бумагу.



Добрый совет – не трогай того, о назначении чего имеешь слабое представление!

IV. Практическая работа.

Проведение практического занятия сопровождается презентацией. Слайд21Ученики самостоятельно выполняют творческую практическую работу, согласно своим технологическим картам, соблюдая правила техники безопасности. Учитель проводит текущий инструктаж и проверяет ход их творческой работы.

какую из табуреток Вы хотите изготовить?

Когда замысел определен, учащиеся переходят к следующему, самому ответственному этапу в творческой деятельности – воплощению замысла в эскизах.

Учащиеся составляют технологическую карту по изготовлению табуретки

Последовательность операций

Графическое изображение

Инструменты, приспособления

1

Выбрать заготовки, разметить, распилить заготовку

линейка, карандаш, ножовка

2

Обработать заготовки и на станке

фуговальный станок ФСШ-2

3

Прострогать и распилить по размеру. По диагонали найти центр для точения на токарном станке

 

 

верстак, линейка, карандаш, ножовка, молоток, вороток

4

Разметка и установка заготовки на токарном станке

станок СТД-120М, штангенциркуль, резцы, линейка, карандаш





5

Шлифовка ножек табуретки

 

шлифовальная шкурка

6

Разметка  и изготовление шиповых гнезд

Сверлильно-долбежный станок

7

Разметка, распиление, строгание вставок

Карандаш, линейка, рубанок, ножовка, угольник

8

Изготовление шипового соединения

Верстак, линейка, угольник, ножовка, стамеска, нож

9

Сборка остова табуретки (соединение ножек к вставкам)

Клей столярный, киянка

10

Изготовление столешница: разметка, распиление, шлифовка

Верстак, линейка, карандаш, ножовка, напильник дрочевой, шлифовальная шкурка

11

Сборка изделия

 

Верстак, клей столярный, нагель, киянка

V. Анализ работы учащихся, подведение итогов

Если ошибки присущи большинству учащихся, то необходим фронтальный инструктаж с повторной демонстрацией приемов работы. Ребятам, которые допустили брак в работе, предлагают другую заготовку. Учитель оказывает помощь в ее обработке. В текущем инструктаже необходимо подчеркнуть, что невнимательная и неаккуратная работа приводит к браку, большому расходу материала, непроизводительным затратам учебного времени. Качественно обработанной считается заготовка, имеющая правильную геометрическую форму, гладко отшлифованная, без сколов и ворсистости на лицевой поверхности.

В конце урока учитель оценивает работу класса, демонстрирует лучшие изделия, т.е. те, которые выполнены в срок в соответствии с техническими требованиями, сообщает, обобщает типичные ошибки, вскрывает их причины и рассматривает способы их предупреждения.

Рекомендуемая литература.

V. Закрепление материала.

Ученики повторяют последовательность выполнения работы.

Учитель. Практические и теоретические знания, которые вы получили на уроке, вам помогут лучше выполнить проект, а деталь, выполненная вами, является материалом для творческого проекта.

VI.Итог урок

Рефлексия урока: (слайд 24) Все участники взаимодействия садятся в круг.

Учитель:

-расскажите о своем эмоциональном состоянии

во время урока и в его конце;

-что нового вы узнали, чему научились;

-каковы причины этого;

-как вы оцениваете свое участие в уроке

Участники высказываются по кругу в соответствии

с заданным алгоритмом. Учитель своим

высказыванием завершает рефлексивный круг. Молодцы, я считаю, что урок удался и вы проявили все свои возможности..



Выставление оценок. Выполненная деталь является материалом для творческого проекта учащихся










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Технология (мальчики)

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
" Основы обработки древесины. Пиление, строгание, разметка,шлифовка."

Автор: Арапов Василий Иванович

Дата: 28.12.2014

Номер свидетельства: 148540


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства