kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Обзор истории казахского декоративно-прикладного искусства, происхождение юрты

Нажмите, чтобы узнать подробности

1. Учебная программа разработана в соответствии с Государственным общеобязательным стандартом среднего образования (начальное, основное среднее, общее среднее образование), утвержденного постановлением Правительства Республики Казахстан от 23 августа 2012 года №1080.

2.                Изучение предмета направлено на ознакомление учащихся с основными технологическими процессами современного производства материальных ценностей, обеспечение их подготовки, необходимую для последующего профессионального образования и трудовой деятельности.

3. Содержание программы определены с учетом потребностей личности школьника, семьи и общества, достижений современной педагогической науки.

4. Содержание программы предусматривает изучение материала по следующим сквозным образовательным линиям:

1) техника безопасности и охрана труда;

2) техника и технология сельскохозяйственного производства;

3) технология ручной и механической обработки древесины и древесных материалов;

4) технология ручной и механической обработки металла;

5) технология художественной обработки материалов с элементами декоративно-прикладного искусства;

6) электротехника и основы электроники;

7) творческая проектная деятельность;

8) современное производство и техническое и профессиональное образование.

5. Целью изучения курса в основной школе как учебного предмета является: обеспечение функциональной грамотности школьников в области техники и технологии, направленное на результативность системы полученных знаний в современном производстве, а также развитию технологического мышления, творческого отношения к действительности.

6.                Задачи обучения:

1) формирование систематизированных знании по основам техники, технологии и современного производство;

2) формирование общетрудовых, общепроизводственных и специальных умении и навыков по технологии обработки конструкционных материалов, по осуществлению проектной деятельности;

3) развитие технологического мышления и творческого отношения к труду;

4) формирование представлений о мире профессий, связанных с изучаемыми технологиями, их востребованности на рынке труда, содействие в самостоятельном и осознанном определении своих жизненных и профессиональных планов;

5) эстетическое, нравственное, экономическое, экологическое, физическое и правовое воспитание в процессе трудовой и профессиональной деятельности;

6) привитие учащимся уважения к национальной культуре, традициям и обычаям народов Казахстана.

Просмотр содержимого документа
«Обзор истории казахского декоративно-прикладного искусства, происхождение юрты »

Дата:

Класс:8

Тема: Обзор истории казахского декоративно-прикладного искусства, происхождение юрты

Цель урока: 1. Познакомить учащихся с историей ДПИ казахского искусства.

2.Развивать знания в ДПИ.

3.Прививать интерес к ДПИ.

Оборудование : поделки.

Ход урока:

I Орг.момент.

II Изучение нового материала

Истоки народных промыслов и ремесел казахов уходят в глубь веков. Археологические находки свидетельствуют о развитии ткачества у племен андроновской культуры на территории Казахстана. Казахский народ стал преемником духовной и материальной культуры племен, издавна обитавших на территории Казахстана. На развитие культуры казахского народа большое влияние оказали народы Южной Сибири, Средней Азии. Значительных высот достигли традиционные народные ремесла во второй половине XIX — начале XX в.
Прикладное искусство имеет национальные черты. Форма предметов — посуды, мебели, одежды — связана с обычаями и образом жизни народа, с его эстетическими воззрениями. В прикладном искусстве учитываются и возрастные различия людей. В тот период многие аулы не имели возможности приобрести бытовые предметы в городе, сельские жители использовали изделия народных умельцев. Особенно большим спросом пользовались изделия мастеров по изготовлению седел, ювелиров, сапожников и др. Мастера, занимающиеся мелким производством, трудились в своем доме или же у заказчика. Все свои инструменты, сырье они возили с собой и могли кочевать вместе с аулом на жайляу и работать. А мастера по дереву, изготавливающие основу юрты, арбы, большие деревянные изделия, мастера по железу, обработке камня открывали свои мастерские, где изготавливали и продавали свой товар.
В казахской семье принято было готовить каждому ребенку, который был способен самостоятельно передвигаться на лошади, конскую упряжь.
Среди казахских мастеров было немало умельцев, занимавшихся обработкой шкур. Подобное ремесло было развито в городах Семипалатинске, Усть-Каменогорске, Омске, Оренбурге, Верном, Таразе, Ак Мечети (Кызылорда). Кожевенное искусство. Большое и важное место в жизни казахов занимали различные предметы из кожи. Из шкур шили различную одежду, из кож - обувь, пояса, сосуды различного назначения, мастерили конскую сбрую, колчан, создавали даже настенное панно, кожаные сундуки (жаглан - шабадан - чемодан) и т.д. Обработкой шкур и кож занималась каждая семья, в основном мужчины, но помогали им и женщины, они и шили одежды. В каждом доме был тон (шуба), дакы, жакы, жаргак (тулуп). Распространенным был пошив ішік из волчьих, лисьих, хорьковых и других звериных шкур. Эти шкуры, шерстью вовнутрь, обшивались сверху плотной домотканой материей - шекпен, сукном - шуга и другими материалами. Мастерицы шили также меховые шапки - борік. На предметы декоративно-прикладного искусства шли кожи домашних животных - лошадей, рогатого скота и верблюдов, очищенных от шерстяного покрова. Особую отрасль составляло тиснение с помощью штампов на коже, и этим занимались мужчины. Мастера изготовляли сосуды для хранения, перевозки и изготовления молочных продуктов: торсык, саба, суйретпе, мес. Из кож лошадей и крупного рогатого скота изготавливали ведра - шелек, посуда для дойки кобылиц и верблюдов - конек. Было немаловажна роль сапожников - етікші. Толстая кожа, обработанная кустарным способом и шедшая на обувь, называлась - кон. А фабричные кожи, называли, былгары. Мастера шили сапоги - етік, ичиги - масі и кожаные калоши - кебіс. Сосуды и части сапог сшивались сухожильными нитями - тарамыс. Кожаные ремни, пояса мог делать каждый взрослый мужчина, то плести плетки из ремешков мог только специалист - орімші. Плетки - камшы сплетались из 3-4 ремешков до 24-32 ремешков. Все указанные предметы готовились путем очищения шкуры от волоса в специальном растворе (малма, іи), получаемого из перебродившего айран, іркіт (кисломолочные напитки).
Ювелирное искусство. Женские украшения не только подчеркивали красоту, оттеняли и разнообразили одеяние, обозначали ее положение в обществе, свидетельствовали о достатке рода, но и несли сакральную функцию, выполняли роль оберегов, амулетов, родовых знаков и т.п.
Как правило украшались (оберегались) виски, лобная часть лица, грудь, запястья, солнечное сплетение.
Украшения были праздничными и повседневными и казашки носили их постоянно с течении всей своей жизни.
Наиболее распространены у казашек серьги и височные украшения в форме полумесяца, кольцевые, с подвесками, сложной конфигурации со вставками из камней, пластинчатые, проволочные и т.д.
Функцию оберега выполняли специальные амулетницы, предназначенные для молитв из Корана - бойтумар и тумарша, которые получили широкое распространение в конце XIX - начале XX веков. Украшения изготавливались в виде полых трубчатых и треугольных изделий с декоративными элементами на лицевой поверхности.
Казахские ремесленники по благородному металлу - зергер (ювелир), создавали свои предметы в декоративно-прикладном исполнении. Металл, серебро и золото покупали на базарах Средней Азии, Восточного Туркестана или у купцов. Казахские мастера-зергеры владели сложной техникой ювелирного дела: штамповкой, гравировкой, чеканкой, сканью, насечкой, литьем, чернением, зернью, филигранью, эмальем. Все драгоценные предметы казахи называли асыл буйым (досл. - сокровище, ценный предмет). Ювелирные изделия: оніржиек - нагрудное украшение, білезік - браслеты, жузік - перстни, сырга - серьги, кемер белдік - женские пояса, кісе, куміс белбеу - виды мужских пояс. К ним относятся и убранство лошади (ер-турман, ат абзелі), в которое входят седло (ер), узда (жуген), чепрак (тебінгі), подпруга (айыл-тартпа), ремень с подвешенными на нем стременами (таралгы), седельная шлейка (куйыскан), нагрудные украшения (омілдірік), потфейное убранство, а таже потник (токым). Луки седла (ердін касы), особенно передние, и все остальные предметы конской сбруи украшались накладными металлическими пластинами, литыми, чеканными и рельефными. В создании ювелирного убранства коня соединялись два вида ремесла: кузнечное и ювелирное. Кузнец ковал стремена (узенгі), узорные облицовки передней и задней луки седла, различные формы пластин, пряжек, блях для пояса и конской сбруи и т.д. По конструкции и технике изготовления седла подразделяются на 5 основных типов: восточный или найманский, центрально- и северо-казахстанский, западный, семиреченский и сырдарьинский. Для первого вида седла характерна широкая и высокая передняя лука. Седла центрального и северного казахстана имеют сходство с седлами найманов, однако, они с более низкой передней лукой. Совершенно своеобразная форма седел Западного Казахстана. Они легкие, с характерной передней лукой - узкой, вытянутой вверх, овальной. Семиреченские седла были с узкими высокими передними луками и назывались шошак бас ер. Передний лук у седла сырдарьинских казахов имеет форму гусиной головы, и назывался уйрек бас ер. Зергер имел набор форм - калып для изготовления различных ювелирных изделий, таких как білезік калып (для браслет), жузік калып (для печатей и перстней), алка калып (для штамповки нагрудных украшений). Наряду с серебряными пластинками пояса украшали драгоценными камнями, вставленными в серебряную оправу: рубином (лагылтас), топазом (асылтас), сердоликом (акык), кораллом (маржан), агатом (сынгар тас), хрусталем (акшыны), бирюзой (феруза). У знатных встречались пояса кісе (пояс обозначающий статус человека, с различными подвесками) со вставными бриллиантами (гаухар тас) и алмазом (алмас). Серебреные изделия иногда опыляли золотом. Разнообразны по форме и декоративному оформлению застежки для женского камзола. В Центральном и Западном Казахстане эти изделия известны под названием ылгек и карсы ылгек.
По преданию сердолик символизирует «Око Аллаха», и, в основном, именно из этого камня зергеры (ювелиры - каз.) изготавливали подвески – акык. Камню придавали фигурную форму, гравировали и обрамляли плоской проволокой из серебра или другого металла. 
К нагрудным украшениям относились броши - туйреуыштер. Они очень разнообразны по форме, но чаще всего встречаются круглые броши или фигурные с мелкими подвесками. Украшая женскую повседневную одежду, они являются "украшениями-оберегами". Броши имеют свои региональные названия - туйреуыш, бастырма, танакоз. Их поверхность декорируется традиционными орнаментами и гармонирует с другими ювелирными украшениями.
В традиционном казахском костюме использовалось много разновидностей пуговиц. Они изготавливались из серебра, других металлов, иногда с применением позолоты; украшались полудрагоценными камнями: сердоликом, кораллами, перламутром, бирюзой, а также стеклом и смальтой. Кроме своего прямого назначения они служили декоративным украшением всего ансамбля одежды. На территории Казахстана издревле изготовлялась мелкая пластика из камня, кости.
Косторезное искусство. Создание изделий из кости - древнейший вид трудовой деятельности человека (находки игл, гребней в эпоху каменного века говорят об этом). Резчик по кости - сұйекші имел те же инструменты, что и мастера по дереву и серебру. Создавали интересные по орнаментальным мотивам и композиции предметы домашнего обихода. Изделия, инкрустированные костью, смотрелись живо и оригинально. Материала (костей животных) было предостаточно: лопатки, голень, ребра и челюсти лошадей, верблюдов, крупного скота и овец. В косторезное дело шли также рога, копыто домашних и диких животных. Наилучшими для обработки считались кости упитанных животных. Костей или рога, предназначенные для применения, в течение нескольких часов кипятили. Рога шли на изготовление рукояток кинжалов, плеток и ножей. Из рогов барана выделывали сосуды для хранения табака - шакша. Из рогов крупного рогатого скота изготовляли половник для разливки кумыса - ожау. Особым искусством отличалась инкрустация костяными пластинами различной мебели: кровати, кебеже, сандык, шест-вешалки, асадал, подставки для вещей - жукаяк. В богатых юртах инкрустировались костью двери, основания купольных жердей, а также мутовка для приготовления кумыса - піспек и чашки - тостаган. Особа ценилась казахская домбыра, корпус и дека которой богато инкрустировалось костью. Орнамент наносился при помощи различных зубил - шапкы.
Обработка камня. Камнерезное дело казахов было связано в основном с сооружением различных надгробных памятников. Мастера-камнерезы по спросу изготовливали ручные жерновы из камня. Этим ремеслом занимались специалисты, искусство которых часто передавалось от поколения к поколению. Регион, где наиболее было распространено камнерезное искусство, охватывал Западный Казахстан. Казахи делали следующие надгробные сооружения: - кулпы тас - стелы; кошкар тас - надгробное сооружение в виде стилизованного изображения барана-самца; кой тас - вертикальный гладкий или резной блок, покоящийся на земле или на пирамидальном возвышении; сандык тас - надмогильное сооружение в виде сундука; саганатам - надмогильное сооружение в виде ограды с открытым верхом; кумбез - мавзолей. Контуры орнамента наносились шилом (біз) или резцом (кыргы) по трафарету, вырубались набором долот (кашау) и заравнивались ножом с коротким лезвием (пышак).
Кузнечное ремесло. Кузнечное ремесло у кочевников носило скромные размеры, и то было подчинено потребностям кочевой жизни, обеспечивало население предметами хозяйственного и бытового назначения. Большим уважением в народе пользовались кузнецы и их называли уста, дархан, шебер - мастер, умелец, искусник. В народе существовало представление, что кузнецы обладают сверхъестественными силой и способностями. Кузницу называют - дукен или уста дукені. Секреты своего мастерства кузнецы хранили в тайне и передавали по наследству.  Кузнецы делали орудие труда: сохи, лемеха, серпы, лопаты, кетмени, ломы, инструменты для ремесленников и охотников; различную домашнюю утварь: кувшины, чайники, подсвечники, подставки для котлов (казан), в виде круга на треноге - ошак, а также узенгі (стремена), жуген (узда), металлические пряжки и кольца для конской сбруи, ножницы для стрижки овец (кырыктык, кайшы), подковы (тага).  Инструменты кузнеца - корік (меха), тос (наковальня), ерітетін ожау (тигли), балга (набор молотков различных размеров с плоскими или выпуклыми рабочими концами), косеу (кочерга), бургы (бурава), тескіш (пробойники), кашау (долото), турпі (рашпиль), а также имел различные формовки для заготовки гвоздей, волочения проволоки и отливки мелких деталей.  Кузнец применял в работе горячую ковку, отливку металла по приготовленным формам, заклепку различных деталей, филигрань и чернение. Умелые кузнецы ковали и отливали сабли и полусабли (кылыш, селебе), трехгранные наконечники копий (жебе), двухгранные и четырехгранные наконечники стрел и даже фитильные ружья (шиті, білтелі мылтык).

юрта (в большинстве тюркских языков yurt, yurta - юрта) — переносное жилище юрта у кочевников. юрта по казахски на самом деле "кийз уй" - "войлочный дом".Название Юрта пришло от переиначивания слова "Журт" - "Йиурт" - "место проживания народа" (на калмыцком - "Юорд"). юрта легко собирается и разбирается. юртаудобно перевозится на лошадях и верблюдах или на колесном транспорте. юрта непромокаема в ливневые дожди. юрта сохраняет прохладу в знойные дни. Юрта надёжно укрывает от пронзительных осенних ветров. Из за всего выше перечисленного юрта становится уникальным видом жилища. юрта полностью удовлетворяла потребностям кочевника в силу своего удобства и практичности. юртабыстро собирается и легко разбирается силами одной семьи в течении всего одного часа. юрта легко перевозится на верблюдах и лошадях. Юрта имеет войлочное покрытие которое не пропускает дождь, ветер и умеренный холод. юрта имеет отверстие на самой вершине купола. Отверстие создает тягу и позволяет легко пользоваться очагом. Юрта и поныне используется во многих случаях чабанами Монголии, Киргизии и Казахстана.

юрта происхождение

Слово "юрта" также, как и слово "Орда", происходит от казахского слова "Журт" - "место проживания народа". Казахи называли ханскую ставку - "Алтын журт", которая позднее стала "Алтын йиурт" - "Алтын орт" - и по русскому ладу "Алтын орда" - "Золотая орда" ("Золотая юрта").

юрта появилась в эпоху поздней бронзы XII—IX веках до нашей эры, по мнению некоторых историков наиболее близким являются жилища андроновцев. Хотя жилища адроновцев представляли собой бревенчатые хижины. Поэтому нельзя полагать эту версию достоверной. Возможно юрта появилась в более поздний период, примерно в 8-5 веке до н. э. Юрта как жилище оченб древнее и известно аж со времен хуннов. Устройство юрты у тюрков и монголов несколько различается. Казахские и туркменские юрты имеют двухстворчатые деревянные двери. В казахских и киргизских юртах кроме деревянной двери зачастую используется также и войлочный полог. Многие представления о мобильных жилищах древних кочевников дают наскальные изображения. Недалеко от деревни Алыбай Катон-Карагайского района Восточно-Казахстанской области было обнаружено еще одно изображение шатрового типа жилища юрты. Юто изображение четко делилось на правую и левую части. Одна часть жилища мужская другая часть женская. Другое изображение юрты эпохи ранних кочевников было обнаружено в ущелье Доланалы что находится севернее села Калжыр Курчумского района Восточно-Казахстанской области

III.Закрепление:

1.Что такое юрта?

2.Как произошла юрта?

3. Что имеет ДПИ казахского народа?

4. Какие виды ДПИ казахского искусства вы знаете ?

IV.Итог.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Технология (мальчики)

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Обзор истории казахского декоративно-прикладного искусства, происхождение юрты

Автор: Саламахин Николай Юрьевич

Дата: 02.02.2015

Номер свидетельства: 165847

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства