kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Моделирование урока технологии в условиях реализации системно-деятельного подхода в обучении

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект  урока  по  теме  «Бытовые  приборы» (ПОКАЗ  СЛАЙДА  ПО ПОЛУЧЕНИЮ И ПОТРЕБЛЕНИЮ ЭЛ.ЭНЕРГИИ)

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Моделирование урока технологии в условиях реализации системно-деятельного подхода в обучении»




ТЕМА :Моделирование урока технологии в условиях реализации системно-деятельного

подхода в обучении

Подготовил : Прошко А.В, учитель технологии

(составление технологической карты урока по теме«Бытовые электроприборы»,5класс)



Предмет: Индустриальные технологии.

Класс: 5класс.

План проведения мастер-класса:

1.Показ календарно-тематического планирования для 5 класса (Слайд)

2.Показ темы,тип урока, материально –техническую базу,цели урока(Слайд с картинкой мастерской и изделиями)

3.Текст «Проектирование деятельностной модели урока технлологии» (ПОКАЗ ДИАФИЛЬМА ПО ЛЭТИ)

4.Показ технологической карты урока.(Слайд)

5.Конспект урока по теме «Бытовые приборы» (ПОКАЗ СЛАЙДА ПО ПОЛУЧЕНИЮ И ПОТРЕБЛЕНИЮ ЭЛ.ЭНЕРГИИ)

6. Показ схемы и задания практической работы по теме «Сборка электрической схемы светильника» (Слайд)

7.Заключительная часть: подведение итогов, выдача домашнего задания.

1. Тема урока: «Бытовые электротехнические изделия, назначение и устройство.

Сборка и испытание электрического светильника»

2. Тип урока: урок изучения и открытия новых знаний


3. Материально-техническое оснащение урока: образцы электротехнических изделий (ламповые патроны, электролампы, выключатели, вилка, розетки), отвёртки, пассатижи, интерактивная доска, видеофильм: «Электрический ток в промышленности и быту», таблицы: «Осветительная сеть», «Электротехнические изделия».

Технологические обучающие и контролирующие карты

4.Объект и содержание работы: сборка и разборка выключателей,лампового патрона, вилки, розетки, изучение устройства электрической лампы накаливания, плавкого предохранителя, патрона, вилки, розетки.


Практическая работа по теме: «Сборка электрической схемы светильника»

5.Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений учащимися класса, для которого проектируется урок: знания и умения обращаться с бытовыми электроприборами, усвоение понятий потребители и источники электрической энергии, назначение различных бытовых электроприборов.



6. Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень достижения целей:



Вид планируемых действий

Учебные действия

Планируемый уровень достижения результата

ПРЕДМЕТНЫЕ–определять и формулировать цель деятельности, составлять план действий.

Овладение алгоритмом сборки и разборки выключателей, вилок,розеток, электролампового патрона,умение владеть инструментом.

1уровень-выполнение действий по сборке и разборке электротехнических изделий, понимание, обоснованное применении операций.

РЕГУЛЯТИВНЫЕ–осуществлять действия по реализации плана, соотнести результат своей деятельности с целью и оценить его.

Научить последовательности сборки и разборки электротехнических изделий,составлять план своих действий при изучении устройства изделий.

2уровень-самостоятельное выполнение действий с опорой на известный алгоритм.

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ-извлекать и перерабатывать информацию для получения необходимого результата и для создания нового продукта.

Освоить правила сборки и монтажа изделий,знать устройство изделий,усвоить новые понятия:электрический ток,потребители,источники,изучить условные обозначения электротехнических изделий.

2уровень-совместные действия учащихся и учителя,самостоятельность при изучении устройства изделий,взаимопомощь и взаимоконтроль при усвоении новых понятий.

КОМУНИКАТИВНЫЕ- доносить свою позицию до других, владея приемами монологической и диалогической речи.

Умение грамотно поставить вопрос учителю по содержанию материала, вести диалог с учителем по реализации алгоритма действий при выполнении задания в группах

2уровень-вести диалог с учителем, одноклассниками по выполнению действий по сборке и разборке электротехнических изделий

ЛИЧНОСТНЫЕ- оценивать ситуации и поступки, объяснять смысл своих поступков, мотивов, целей.

Научиться проводить самооценку выполнения задания, взаимооценку и взаимопомощь в группах.

2 уровень – самостоятельное выполнение операций с изделиями с опорой на известный алгоритм.





7. Технологическая карта урока по теме «Бытовые электроустановочные изделия», 5класс.

Этапы урока, время

Задачи этапа

Методы, приемы обучения

Формы учебноговзаимо-действия

Действия учителя

Деятельность учащихся:познавательная,коммуникативная,регулятивная,личностная. Осуществляемые действия, формируемые действия

Формируемые УУД и предметные действия

Мотивационный

оргмомент



Отмечает в журнале явку учащихся и готовность к уроку

Показывают домашнее задание,принадлежности и рабочую форму


Актуализация знаний,ответы на вопросы учителя,проверка домашнего задания

Устный опрос,показ приемов работы сэлектроинструментом

Фронтальная и групповая

Ставитпроблемные вопросы: что такое электрический ток,назначение эл.цепи,условные обозначения

Отвечают на вопросы и приводят примеры из своей практики по использованию эл.энергии

Личностные:осознание своих возможностей. Регулятивные:умение вступать в диалог.Познавательные:анализировать и выделять основное, осознано строить речь

Поисково-исследовательский

Выбор электротехнических изделий по назначению

Коллективный,групповой,показ приемов работы электромонтажнымииструментом

Работа в звеньях по 2-4 человека,распределение по видам работ обязанностей

Подводит учащихся к усвоению цели урока,показывает учащимся устройство электротехнических изделий,алгоритм сборки и разборки.

Разбирают изделия на основные части,записывают названия,учатся владеть электромонтажным инструментом.

Личностные:активность в выборе решения по изучению устройства изделий.Регулятивные:составить алгоритм сборки и разборки изделий.Познавательные:умение подбирать технологическую информацию,оценивать свойство изделий.

Практический этап

Проанализировать полученную информацию,сделать вывод.

Практическая работа,репродуктивный метод,работа по технологической карте

Работа в звеньях

Проводит целевые обходы,наблюдает за правильностью выполнения приемов,предупреждает о возможных ошибках,собл.т\б

Самостоятельно отыскивают свои ошибки и исправляют их под руководством учителя.

Личностные:умение организовать свою работу,развитие творчества.Регулятивные:умение планировать свои действия.Познавательные:умение выделять необходимую инфор.

Рефлективно-оценочный этап

Умение построить технологическую цепочку привыполнениизадания,сотрудничать на уроке с учителем иодноклассниками

Индивидуальный подход.

Взаимодействие содноклассниками, обмен мнением при выполнении задания.

Подводит итоги работы с учащимися, отмечает характерные ошибки,напоминает о соблюдении правил т\б,ставит вопросы на следующий урок:привести примеры установки электротехнических изделий в вашей квартире,составьте электрическую схему фонарика или игрушки

Обмениваются мнениями с одноклассниками,отмечают допущенные ошибки,анализируют их,задают вопросы учителю о дальнейших действиях.

Личностные:делают самооценку и взаимооценку своих действий.Регулятивные:рассуждают о правильности выполнения приемов работы с электромонтажным инструментом.Познавательные:рассказывают о алгоритме своих действий при сборке и разборке электротехнических изделий,обосновывают свои действия.



Конспект урока по теме «Бытовые электроустановочные изделия» 5класс.



1.Вопросы для учащихся :Назовите электроустановочные изделия в вашем доме.

Назначение электрического патрона,вилки,розетки,выключателя, электролампы

Из каких элементов состоит электрическая цепь, назначение элементов цепи.

Что такое источники и потребители электрической энергии?

2.Вопросы и содержание нового материала.

2.1.Источники и потребители электрической энергии.

Слово «ток» означает движение или течение чего-то. В проводнике, соединяющим источники и потребители электрической энергии, перемещаются различные электрические заряды,электроны и ионы. Электрическим током называетсяупорядочное(направленное) движение заряженных частиц.Чтобы получить электрический ток в проводнике, надо создать в нем электрическое поле.Под действием этого поля заряженные частицы, которые могут свободно перемещаться в этом проводнике, придут в движение в направлении действия на них электрических сил,при этом возникает электрический ток.

Чтобы электрический ток в проводнике существовал длительное время,необходимо все это время поддерживать в нем электрическое поле,которое создается и поддерживается источниками электрического тока.Источники бывают разными, но в каждом из них совершается работа по перемещению и разделению положительно и отрицательно заряженных частиц. Разделенные частицы накапливаются на полюсах источника тока-местах, к которым присоединяются с помощью клемм или зажимов проводниками электрической энергии.Один полюс источника заряжается положительно, другой –отрицательно.Если полюсы источника соединить проводником с потребителем электрической энергии, то под действием электрического поля свободные заряженные частицы в проводнике начнут двигаться в определенном направлении, при это возникает электрический ток в цепи.

В источниках тока в процессе работы по разделению заряженных частиц происходит преобразование механической, внутренней или какой-нибудь другой энергии в электрическую. Сила тока показывает, какое количество электричества проходит через поперечное сечение проводника в единицу времени. Напряжение-это величина, которая показывает, какой энергией обладает источник тока, иначе, способность источника совершать большую или меньшую работу по перемещению электрического заряда.Электрическое сопротивление – способность проводника оказывать препятствие прохождению электрического тока по проводнику. Простая электрическая цепь состоит из источника электрической энергии, потребителей, элементов управления, соединительных проводов. Графическое изображение электрической цепи с помощью условных обозначений называется электрической схемой. Принципиальная схема отражает состав и последовательность соединения элементов цепи, а монтажная схема показывает точное расположение элементов и способы их соединения.






В электрофорной машине механическая энергия превращается в электрическую, в термоэлементе внутренняя энергия двух спаенных проводников при нагревании места спая превращается в электрическую, в фотоэлементах при освещении некоторых веществ(селен,оксид меди,кремний,германий) наблюдается потеря отрицательного электрического заряда, в гальванических элементах происходит химические реакции, и внутренняя энергия, выделяющиеся при этих реакциях, превращается в электрическую.





В потребителях электрической энергии происходит преобразование электрической энергии в механическую, тепловую, химическую, световую, внутреннюю энергию,возникает магнитное действие тока.Потребители электрической энергии и источники соединяются между собой проводниками и электротехническими изделиями:выключателями(цепь управления),электропатронами,розетками.Выключатели предназначены для замыкания и размыкания электрической цепи.Выключатель состоит из корпуса, подвижных и неподвижных контактов, зажимных винтов, корпуса. Электроламповый патрон состоит из сердечника,винтовых зажимов, пружинных контактов,цоколя, корпуса.Штепсельнпя вилка состоит из корпуса,контактных штифтов, контактных винтов, прижимной планки, крепежного винта.Розетка состоит из керамического корпуса, гнезд, основания, прижимных планок, зажимных винтов.

2.2.Алгоритм сборки и разборки лампового патрона и штепсельной вилки:

1.Разобрать корпус лампового патрона, достать фарфоровый сердечник.

2.Открутить отверткой винтовые зажимы, открепить центральный и боковой контакты.

3.Изучить конструкцию каждой детали и собрать патрон в обратном порядке.

4.Разъединить корпус штепсельной разборной вилки, открепить прижимную планку.

5.Вынуть контактные штифты и отсоединить от них провода.

6.Изучить конструкцию каждой детали и собрать вилку в обратном порядке.

3.Приемы работы с электромонтажным инструментом, правила техники безопасности:

1.Прежде, чем разбирать электротехнические изделия, отключить их от сети.

2.Работать только исправным инструментом.

3.Включать в электросеть собранную схему можно только после проверке ее учителем.

4.Отверткой откручивают или закрепляют винтовые зажимы, совершая при этом круговые движения.

5.Плоскогубцами выполняют скрутку проводов,зажимают скрутку,обрезают провода.

6.Монтажным электроножом производят зачистку изоляции проводов на подкладной доске,выполняя движения рукой «от себя».

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОЙ МОДЕЛИ УРОКА ТЕХНОЛОГИИ НА ОСНОВЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КАРТЫ.

Технологическая карта урока- современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и ученика. Технологическая карта урока-это обобщенно-графическое выражение сценария урока, основа его проектирования, средство представления учителем индивидуальных методов педагогической деятельности.

В новых ФГОС отмечена необходимость достижения учащимися трех групп образовательных результатов- личностных, метапредметных и предметных,а также ориентации на результаты, сформулированные не как перечень знаний, умений и навыков, а как формируемые способы деятельности. При этом метапредметные результаты понимаются как сформированные на предметном содержании учебных дисциплин универсальные учебные действия. Методологической основой стандартов нового поколения является культурно-исторический системно-деятельностный подход, раскрывающий механизмы процесса усвоения знаний, формирование картины мира, общую структуру учебной деятельности учащихся. Процесс обучения как передача информации от учителя к ученику противоречит самой природе человека-только через собственную деятельность каждый познает мир.

Несоответствие между деятельностью,диктуемой природой,и той, которую от ребенка требуют в школе, порождают актуальную социальную проблему: неподготовленность выпускников к самостоятельной жизни и работе. Современному учителю предстоит реализовать те существенные изменения, которые ФГОС требует привести в практику педагогической деятельности.В контексте научно-методического сопровождения введение ФГОС проблема состоит в том, чтобы разработать такую технологическую карту урока, которая позволила бы воплотить требования стандартов: учителю наглядно спроектировать , а замдиректора проследить ход работы учителя по реализации деятельностной направленности педагогического процесса и формирование УУД. Основополагающей мыслью, определивщей визуальный образ создаваемой карты урока, явилось понимание, что необходима форма, которая позволила бы педагогу видеть, что он осуществляет педагогические действия, входящие в целостную деятельность, позволяет достичь конкретных планируемых предметных, метапредметных и личностных результатов образования. Педагогические действия связаны в последовательную цепь и не нарушает логику целостной деятельности как ученика, так и педагога.

Карта представляет из себя таблицу с вертикальными столбцами:ход урока, этапы урока, деятельность учителя, деятельность учащихся: состоящая из нескольких модулей- познавательной, коммуникативной, регулятивной, личностной, где предусмотрены осуществляемые действия и формируемые способы деятельности. Количество горизонтальных столбцов в таблице зависит от типа урока, который планирует учитель. Именно тип урока определяет количество необходимых для его реализации этапов. Проблемой на сегодняшний день является необходимость сломать стериотип, сложившийся при подготовке конспектов уроков: планирование учителем, прежде всего и преимущественно своей деятельности, а потом деятельности учащихся.В таблице предусмотрено визуальное доминирование графы деятельность учащихся, которое позволяет учителю зафиксировать действия учащегося, а затем зафиксировать в содержание карты свои новые функции, новую педагогическую позицию. В процессе педагогического взаимодействия на основе субъект-субъектных отношений учитель является инициатором деятельности учащихся и помощником в ходе освоения ими способа учебной деятельности. Базовой образовательной технологией, реализирующей требования ФГОС, является формирование универсальных учебных действий на предметном материале школьных дисциплин. Именно их виды, в совокупности представляющие группу метапредметных результатов, и определили содержание модулей «Вид деятельности». В структуре технологической карты отсутствует графа, отражающая целевое назначение проектируемого урока. Надобность в этом отпадает, потому что планируемые результаты образования в соответствии с ФГОС представляют собой систему личностно ориентированных целей образования, где в процессе проведения урока учитель наблюдает за практической деятельностью учащихся и конкретно ставит цель освоения материала, исходя из личностных особенностей ученика.

Поэтому предлагаемая технологическая карта позволяет фиксировать предметные и метапредметные планируемые результаты в виде формируемых способов деятельности на каждом этапе урока, как отдельные действия в рамках каждого способа деятельности на каждом этапе урока, поэтому нет смысла их прописывать в отдельную графу. Реализуя новое понимание образовательных результатов в виде формируемых способов деятельности, введенное ФГОС, структуирована графа»Деятельность учащихся» в виде нескольких модулей, соответствующих предполагаемым видам деятельности, а затем для каждого их также определили структуру, фиксирующую выполняемое действие и его предполагаемый результат.

Предметные планируемые результаты фиксируются в графе «Ход урока», «Этап урока» в виде учебно-познавательной или учебно-практической задачи, предъявляемой учащимся для решения.

Одной из базовых образовательных технологий, реализующей требования ФГОС, является дифференциация требований к уровню освоения учебной информации. Поэтому в графе, предназначенной для фиксирования учебных заданий, с помощью которых будут сформированы как предметные,так и метапредметные результаты, предусмотрена возможность выделения базового и повышенного уровня освоения материалов.

Базовой образовательной технологией, реализующей требования ФГОС, является формирование универсальных учебных действий на предметном материале школьных дисциплин. Их различные виды представляют группу метапредметных результатов в модуле «Вид деятельности». Планируемые результаты образования в соответствии с ФГОС представляют собой «систему личностно-ориентированных целей образования. Предлагаемая карта позволяет фиксировать предметные и метапредметные планируемые результаты в виде формируемых способов деятельности на каждом этапе урока как отдельные действия в рамках каждого этапа урока. Карта позволяет проектировать комбинированные уроки, уроки целеполагания,урок рефлексии, урок освоения учебной информации, урок отработки полученных умений и навыков. Какую бы систему не использовали, она должна разворачивать особую учебную ситуацию, которая призвана создать условия действий учащихся с помощью учителя, то есть обнаружить предмет своего действия, исследовать его, совершая разнообразные учебные действия. преобразует его, предлагает свое описание.

Предлагаемая технологическая карта урока дает возможность сформировать у учащихся способы деятельности в соответствие с видами осуществляемой на уроке деятельности,формируемые способы деятельности соответствуют предлагаемым учителем учебно-познавательным или учебно-практическими задачами. Учитель может зафиксировать в проекте урока и проанализировать результаты проведения урока, изменить уровень мотивации учащегося в процессе овладения учебным материалом, коммуникации с педагогом и сверстниками, качественно изменить формы индивидуальной и коллективной работы учащихся на уроке, изменить роль учителя в учебном процессе, помогать учащимся самостоятельно получать новые знания, формировать предметные и универсальные учебные действия, сделать для учителя процесс формирования УУД прозрачным и управляемым благодаря фиксированию формируемых у учащихся способов деятельности, оптимально индивидуализировать процесс проектирования урока.

У каждого предмета есть свои особенности в организации учебного процесса на системно-деятельностной основе. Обучение технологии строится на учебно-практической деятельности учащихся. Приоритетными методами являются упражнения, лабораторно-практические, практические и творческие работы, выполнение проектов. Все виды практических работ направлены на освоение различных технологий, а стандарты нового поколения определяют содержание технологических процессов различной сложности и трудоемкости. Значительно больше часов отводится на самостоятельную работу обучаемых.

Все элементы учебной деятельности -планирование, ориентировка в задании, преобразование, оценка продукта, умение распознать и ставить задачи, предлагать практические решения, добиваться достижения результата- предстают перед учащимися в самом наглядном виде и поэтому становятся более для понятными.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Технология (мальчики)

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Автор: Прошко Александр Васильевич

Дата: 27.12.2016

Номер свидетельства: 373721


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства