Методическое пособие: интеграция урочной и внеурочной деятельности в образовательной области технология
Методическое пособие: интеграция урочной и внеурочной деятельности в образовательной области технология
Образование - это не только создание комплекса знаний, умений, навыков. Это не просто знания ради знаний. Образование должно стать платформой, на которой прочно создается жизненная позиция. Ценность образования, на мой взгляд еще должна состоятся в том, что оно образовывало к подрастающего поколения такое понятие, как общее планетарное мышление.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методическое пособие: интеграция урочной и внеурочной деятельности в образовательной области технология »
Методическое пособие
Интеграция урочной и внеурочной деятельности в образовательной области технология
Современное образование характеризуется отличительной чертой – новшествами, модернизацией в целях, содержании, направленности. И большей своей частью оно направлено на « свободное развитие человека», на творческую инициативу, самостоятельность учащихся, их конкурентность, мобильность, умение ориентироваться в постоянно меняющемся мире. Образование – это не только создание комплекса знаний, умений, навыков. Это не просто знания ради знаний. Образование должно стать платформой, на которой прочно создается жизненная позиция, разовьется способность к выбору жизненного пути, составит основу самореализации и самоактуализации учащегося. Ценность образования, на мой взгляд, еще должна состоять в том, чтобы оно образовывало у подрастающего поколения такое понятие, как общее планетарное мышление.
В Послании Президента Н. Назарбаева народу Казахстана от 27.01.12. делается акцент на необходимость содержания и технологий образования, внедрение новых государственных стандартов общего образования на основе компетентного подхода. Современному образованию сегодня характерно личностное направление, деятельный характер, практическая направленность. Использование современной школой традиционных и инновационных подходов, придают образованию качественно новое содержание. В этом ключе учебно-воспитательный процесс можно рассматривать как совместный союз творческой жизнедеятельности педагога и школьника. Воспитание личности не будет считаться целостным, если оно не будет связано с обществом, с природой, религией, с духовной и материальной культурой, словом, жизнью.
Воспитание детей проходит не только в стенах школы. Ребенка воспитывают все, и школа, и улица, семья и внешняя среда. Вопрос в том, что каждый из этих объектов влияя выполняет свою особую роль, а школа занимает одну из ведущих позиций в процессе воспитания. Школа – это большой творческий дом, где каждый может проявить себя, как творческая, деятельная личность. Здесь необходим прочный союз учителя и ученика. Именно учитель формирует у школьника активную жизненную позицию, творческую активность, самовыражение.
Школьное и внеклассное образование, урочные и внеурочные занятия могут проводиться в рамках любого предмета или носить межпредметный характер. Хочу показать возможности организации взаимосвязи урочной и внеурочной деятельности на примеры предмета-технология.
Предмет технология очень связан с повседневной жизнью, имеет ярко выраженную практическую направленность. Все это дает возможность учащимся получать новые знания, умения, навыки, используя знания полученные на других предметах применять их в разных жизненных ситуациях. Определение выбора профессии, воспитания трудолюбия, развитие самостоятельной практической деятельности, развитие технологического мышления, стремление к творчеству, созиданию, проявление индивидуальности, воспитании общей культуры – вот важнейшие задачи предмета технологии. [10]
Р. Кимбелл так определяет место технологии в ряду школьных предметов: «Научные дисциплины объясняют мир, математика дает абстрактный язык для описания и исследования мира, родной и иностранный языки предоставляют возможность общаться, технология учит изменять окружающий мир». (« Технология. Метод проектов в технологическом образовании школьников». Пособие для учителя под редакцией И.А. Сасовой, М. «Вента – граф»- 2005, стр. 34). Взаимодействие урочных и внеурочных занятий в преподавании технологии позволяет использовать и применять многообразие методов и технологий обучения.
Остановимся на урочной деятельности. Классными считаются занятия, которые включены в школьное расписание, и проводимые по нормативам учебным программам, а также факультативные занятия по предметам. Урок был и по- прежнему остается основной формой организации учебно – воспитательного процесса. На уроке учащиеся усваивают обозначенную программой информацию, знакомятся со способами применения теоретических знаний на практике, приобретают определенные умения и навыки, получают от учителя рекомендации, как построить самостоятельную работу. Внеурочная же деятельность расширяет возможности взаимодействия ученика и учителя. Это работа вместе и социальная адаптация, и учет характеров и разные формы творческой организации обучения. Все это ориентирует педагогов и учащихся на поиск новых форм, способов и сотрудничества всех участников педагогического процесса: учителей, учащихся, родителей, работников детских учреждений.
Внеурочная деятельность может проводиться, как в школе, так и вне ее. Одной из самых распространенных форм внеурочной деятельности, конечно же, является кружковая работа. Сюда можно отнести организацию экскурсий на промышленные и сельскохозяйственные предприятия, посещение театров, художественных выставок, туристических походов, Внеурочная деятельность также может включать в себя лекции, практические занятия, диспуты, ролевые игры, конференции. Внеурочная деятельность имеет много плюсов. Она расширяет и углубляет знания, полученные на уроке, помогает приобрести необходимые полезные навыки, которые необходимы в дальнейшем, учит самостоятельности. Все это приближает обучение и воспитание к жизни.
Более подробно хотел бы остановиться на кружковой работе, так как многие разделы школьного предмета технология находят в ней логическое продолжение. Надо отметить, что учащиеся с большим желанием и интересом посещают кружки резьбы по дереву, рисования, лепки, где углубляют и совершенствуют свое творчество, мастерство, индивидуальность, опираясь, конечно же на знания полученные на уроках. Кружковая работа предполагает более свободное общение, выражение яркой индивидуальности, совместной коллективной работы и общения и со сверстниками, и с наставниками. Областные и районные конкурсы по предмету технология содержат порой сложные и емкие по времени изготовления задания. Временные рамки урока не позволяют в полной мере и в срок выполнить то или иное задание, и кружковая работа как нельзя лучше выполняет роль мобильного помощника. При этом руками учащихся создаются такие изделия, которые по праву можно отнести к разряду эксклюзивных. Например: вырезанные из дерева игрушки в стиле богородской резьбы по дереву принесли победу нашим ученикам в областном конкурсе декоративно – прикладного искусства. И это действительно так. Это работы индивидуальные, в них учащиеся вложили все свое мастерство, проявили творчество, а полученный положительный результат способствует закреплению мотивации к учебе.
Процесс обучения для учеников должен быть увлекательным. И здесь не последнюю роль играет проектная деятельность. Метод как нельзя лучше учит ребенка поисково-исследовательской работе. Проектная деятельность – это хорошая ступень в дальнейшую жизнь. Учащийся уже будет готов к научной деятельности, что позволит ему сделать не одно изобретение и открытие. Работая над темой того или иного проекта, ученик вовлекает в эту деятельность и учителей, и родителей, и специалистов. Такая совместная творческая работа дает большой положительный импульс: повышается качество знаний, мотивация к учебе, формируется эмоциональная и духовная культура ребенка. Примером проектной деятельности могут служит работы учащихся 9 классов « Родной край», выполненные в технике рельефной резьбы. Основой сюжетов для которых послужили фотографии самых интересных уголков нашей местности. Была одержана победа на областном уровне.
Проектная деятельность предполагает коллективную и групповую форму работы. Это развивает и формирует навыки работы в команде, умении слушать и принимать позицию и мнение других, уметь отстаивать свою точку зрения, нести ответственность перед товарищами. Проектная деятельность дает возможность учащимся определиться по интересам, развивает критическое мышление. Ролевая игра также является одной из эффективных форм урочной и внеурочной деятельности. Ролевая игра помогает приблизить учебную деятельность к реальной жизни. Создание воображаемых ситуаций помогает учащимся освоить учебный материал, вызвать интерес к предмету. Образовательная область Технология позволяет создать многообразие моделирующих упражнений. На сегодняшний день ролевая игра является одной из активных форм обучения.
К внеурочной деятельности также относятся экскурсии на промышленные и сельскохозяйственные предприятия, творческие и художественные выставки, посещение музеев. Музеи, художественные выставки и выставки изделий народного творчества знакомят учащихся с традициями и культурой других народов. Также они способствуют ознакомлению учащихся с достижениями науки, техники и культуры. Экскурсии на промышленные предприятия формируют у учащихся производственную и трудовую культуру. Непосредственно наблюдая за производственным процессом, общаясь и беседуя с мастерами, специалистами, учащиеся тем самым готовят себя к практической деятельности. Полученная экскурсионная информация активирует у учащихся профессиональную ориентацию. Одной из задач предмета технология является подготовка учащихся к выбору профессии. Этот предмет воспитывает и прививает такие значимые качества, как трудовую активность, самостоятельность, практичность, целеустремленность, умение ориентироваться в трудовой сфере.
Общественно – трудовые мероприятия занимают во внеурочной деятельности весомое место. Ничто так не облагораживает человека, как труд на земле. Уборка школьной территории и школьных помещений, озеленение и работа на пришкольном участке – все это как нельзя лучше воспитывает и развивает трудовую и экологическую культуру учащихся. Как мы видим, урочная и внеурочная деятельность включает в себя видовое многообразие, связанное единством дидактических, воспитательных и развивающих целей.
Педагогический (учебно-воспитательный) процесс мы рассматриваем, как совместный процесс творческой жизнедеятельности педагогов и школьников, направленный на развитие и социальную адаптацию. Главная ценность образования – воспитание образованной и культурной личности.