kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая рекомендация по проведению бинарного урока ТЕМА: «Технологический процесс изготовления дверного блока с щитовым дверным полотном».

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Место проведения:   Учебный кабинет

Метод обучения:   бинарный урок.

Форма обучения: групповая.

Материально-техническое оснащение урока:

Цель бинарного урока:   Эпиграф урока:     

                                      Ход  урока:

1. Организационная часть:                                              

2. Активизация познавательной деятельности учащихся 

 3.Сообщение нового материала:

  1. Общие сведения о дверных блоках. 

 

  2.  Виды строительных материалов.

  3.  Виды применяемого инструмента, оборудования

   Инструмент:

  Деревообрабатывающие станки:

 4.Организация рабочего места.

5. Техника безопасности

6.    Технологический процесс  шаг за шагом.

1. Изучение чертежей:

 П. Раскрой пиломатериала:

Ш Строгание:

1У. Разметка заготовок:

У. Изготовление деталей двери и коробки:   

У1. Сборка коробок и дверного полотна.

 

У11. Обработка по периметру

 У Ш.  Сборка дверного полотна:

1Х. Обработка по периметру    

Х. Шлифование  дверного полотна

Х1.  Разметка гнезд под петли:                                                                   

ХП. Зарезка гнезд под замок

 ХШ.  Вгонка  дверных полотен в коробки-

- Х1У. Контроль качества изготовленных изделий.

4. Закрепление:                               - Фронтальное

5. Подведение итогов:

6. Задание на дом:

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая рекомендация по проведению бинарного урока ТЕМА: «Технологический процесс изготовления дверного блока с щитовым дверным полотном». »

Государственное Образовательное Учреждение

Начального Профессионального Образования

«Профессиональное училище №13 имени Дважды Героя Социалистического труда В.И Штепо»



Методическая рекомендация по проведению

бинарного урока



ТЕМА: «Технологический процесс изготовления дверного блока с щитовым дверным полотном».







Выполнила преподаватель

Ганьшина Н.И.

Высшая категория












Калач-на-Дону


Введение


В Постановлении Министерства образования Российской Федерации «О дальнейшем совершенствовании процесса обучения и воспитания учащихся системы профессионального образования» указывается, что система достигла высокого уровня развития. Актуальная задача сегодняшнего дня – усиление требований к профессиональной компетентности рабочей силы со стороны работодателей.

Общеизвестно, что главный смысл обучения вообще заключается в подготовке человека к самостоятельной практической деятельности. Интегрируясь в единое целое, приобретают прочность. При раздельном обучении этот процесс замедляется.

При бинарном уроке – протекает как непрерывная смена шагов в обучении. Усваиваемые знания не являются однородными, они развернутого характера – вся их совокупность переводится в плоскость практического действия. Такая логика возрастающей интеграции не должна нарушаться, иначе каждое нарушение вызовет учебные затруднения. Характер учебной информации изменяется в зависимости от фазы урока. Он также претерпевает интеграцию. Бинарное обучение – процесс индуктивно-дедуктивный: от частностей к обобщению и от обобщений к новым частностям. Информация всегда будет носить интегрированный характер, всегда будет качественно новой. Умея применять усвоенные знания и обладая соответствующими навыками, будущий специалист, в конечном счете, приобретает профессиональную самостоятельность. Такая самостоятельность именно и есть интегративные знания, умения, навыки. В соответствии с этим принципом педагог дозирует учебный материал и деятельность учащихся таким образом, чтобы переход от одного учебного шага к другому, от одной фразы к другой был не простой сменяемостью, а был подчинен обеспечению возрастающей интеграции.

Бинарная форма обучения по своей структуре и характеру существенно отличается от других видов обучения, от традиционных теоретических и производственных уроков, т.к. при ней обеспечивается не только целостная связь теории с практикой, но и объединяются темы опорных знаний, имеющий технологический характер.

Основу бинарного обучения составляет шаговая организация познавательной и практической деятельности учащихся.

Характеристика урока.

Во-первых – соединяются педагогические усилия преподавателя и мастера, что позволяет на высоком уровне вести профессиональнее обучение, т.к. достоинства одного дополняются достоинствами другого. Имеющиеся недостатки в деятельности одного, компенсируются достоинствами другого.

Во-вторых – объединение усилий преподавателя и мастера способствует усилению управления процессом познавательной и практической деятельности (особенно когда большая наполняемость группы). При бинарном обучении кооперированного характера преподавателя и мастера располагают временем, необходимым для изучения результатов своей деятельности в прошедшем шаге, т.к. смена ведущей роли в ходе занятия одного педагога другим, смена познавательных учебных шагов благоприятствует тому, чтобы педагог мог увидеть практические результаты своих действий.

В-третьих – усиление индивидуальности обучения. Регулярная смена учебных шагов позволяет выявить тех учащихся, которые нуждаются в особом внимании.

В-четвертых – облегчается изучение базисных (сложных) тем. Эти уроки имеют большое значение в плане повышения квалификации самих педагогов, их профессиональной направленности.

Подготовка бинарного урока::


1.Разработка содержания – материал, используемый во время урока, должен суммировать содержание учебного пособия.

2. Разработка структуры – формулировка вопросов, ответы на которые даются в ходе урока, определение основных этапов бинарного урока – вводной части, основной части, заключение и обеспечение логической связи между этапами урока.

3. Подбор оформления и наглядных пособий.

Тема урока: «Изготовление дверного блока с щитовым дверным полотном»


Группа 22, профессия « Мастер столярно-плотничных и паркетных работ»

Время проведения урока – 45 минут.

Место проведения: Учебный кабинет

Метод обучения: бинарный урок.

Форма обучения: групповая.

Материально-техническое оснащение урока:

*Плакаты; * Макеты дверного блока; *тренажер по сборке дверного полотна; *карандаши, *линейки, *конспекты.

Цель бинарного урока:

- Закрепить у учащихся знания по изготовлению дверного блока.

-Развивать навыки применения технологического процесса шаг за шагом.

-Воспитывать у учащихся чувство гордости за выбранную профессию, воспитывать трудовую дисциплину, бережное отношение к оборудованию и материалам.

Эпиграф урока:

« Скажи и я забуду.

Покажи и я запомню.

Дай действовать самому

и я научусь».

Древнекитайская мудрость



Ход урока:

1. Организационная часть:

-проверка посещаемости учащихся по журналу

- сообщение цели урока.

2. Активизация познавательной деятельности учащихся

- по карточкам:

- фронтальный опрос:

1. Для чего служат двери?

Для сообщения между помещениями.

2. Из чего состоит дверной блок?

Из коробки и дверного полотна.

3.По конструкции изготовления, какие бывают дверные блоки?

Пустотным и филенчатым полотном.

4.Какие бывают коробки?

С порогом и без порога, с монтажной доской.

5.Какая влажность древесины применяется? 12%



3.Сообщение нового материала:

1. Общие сведения о дверных блоках.

* Двери служат для связи помещений между собой, выхода из помещений на лестничную площадку, балкон или на улицу.

* Двери бывают одно- и двупольные.

* По конструкции различают щитовые и рамочные (филёнчатые) двери.

* Дверной блок состоит: из дверной коробки и дверного полотна, навешанного на вертикальный брусок коробки на петли.

* Дверное полотно собирается из брусков собранных в рамку, заполненную заполнителем и облицованной с двух сторон листовым материалом.

* Щитовая дверь легка, обладает хорошими звукоизоляцион­ными качествами, прочностью, формоустойчивостью, гигиенич­ностью, удобна в эксплуатации.


* На изготовление щитовой двери расходуется незначительное количество материалов, преимущест­венно низких сортов.

* Для жилых и общественных зданий щито­вые двери изготовляют с обкладкой и без нее.

* Обкладку крепят по периметру к двери в паз и гребень с трех сторон.

* В соответствии с ГОСТ 6629—74 дверные блоки подразделя­ются на типы: Г — с глухими полотнами, с притвором в четверть;

О — с остекленными полотнами, с притвором в четверть;

К — с остекленными качающимися полотнами.

Остеклённое дверное полотно состоит из брусков двух рамок, в среднюю рамку вставляют стекло, которое с помощью раскладки крепят.

2. Виды строительных материалов.

Дверные коробки и рамки изготовляют из древесины сосны.

- Влажность древесины коробок – 12%

- Наружные двери влажностью – 18%

Дверные блоки типа Г при высоте 2071 мм имеют ширину 670...1170 мм, а при высоте 2371 мм — 970...1872 мм.

Блоки типа О при высоте 2071 мм имеют ширину 770...1272 мм, а при высоте 2371 мм — 970...1872 мм.

Дверные блоки типа К при высоте 2071 мм имеют ширину 1298 мм, а при высоте 2371 мм — 1498, 1898 мм.

* Толщина щито­вых дверей 42 мм. Сечение брусков 32х42 мм.

Для склеивания древесины устанавливают на водостойком клее – фенолформальдегидные, мочевиномеламиновые клеи, поливенилоцитатные.

Шурупы – с потайной шляпкой.

Двери входные навешиваются на петли: ПН1-150; ПН2-150; ПН3-130; ПН3-150. Внутренние - ПН4.

- Сплошные двери изготовляют из брусков (реек).

- Серединки пустотелых дверей выполняют в виде разреженной решетки из брусков, решетки из шпона, сот, образуемых из полосок фанеры, твердой древесноволокнистой плиты.

- Кроме того, серединку щитовой двери можно заполнять полосками мягкой древесново­локнистой плиты, бумажными сотами, витыми спиральными струж­ками, изготовленными из древесины лиственных пород.

3. Около вертикальных брусков в середине дверных полотен размещают бруски для установки замка и ручек.

- Длина брусков должна быть 400 мм для полотен высотой 2000мм.

- 700 мм — для полотен высотой 2300 мм.


3. Виды применяемого инструмента, оборудования

При изготовлении дверных блоков на деревообрабатывающих заводах , для повышения производительности труда применяют нормокомплект: инструментов, станков и приспособлений.

Инструмент:

Наименование

Эскиз

1

Рулетка - круглый металлический футляр с лентой

2

Рейсмус - для нанесения рисок


3

Угольник- определения прямых углов

4

Ярунок- определение углов 45, 135


5

Складный метр - собран из мелких пластинок с нанесенными на них делением

6

Ножовка - для продольного и поперечного пиления

7

Рубанок - для строгания


8

Долото- стамеска - выборки гнезд


9

Электродрель - просверливание отверстий под нагеля

10

Электрорубанок - для обработки по периметру

11

12

Верстак

Шаблон Кускова и Павлихина


Деревообрабатывающие станки:

Наименование

Эскиз

1

Маятниковая пила - для торцевания

2

Круглопильный станок – ЦД - для продольного пиления


3

Фуговальный станок – для строгания


4

Рейсмусовый – обработка пластей


5

Сверильный – для сверления


6

Фрезерный – для выборки четвертей, профиля

7

Шипорезный – для зарезки шипов и проушин, торцевания


8

Шлифовальный – для шлифования

9

10

Вайма

Пресс

Для сборки дверной коробки


Для прижатия облицовки полотна.


4.Организация рабочего места.

Под организацией рабочего места столяра понимают рациональную планировку, целесообразное оснащение станками, приспособлениями, инструментами и строительными материалами.

Обеспечивает безопасные приёмы работ и нормальные условия труда.

Правильная организация рабочего места столяра имеет важное значение для производительности труда, качества столярных работ по изготовлению дверного блока. За каждым рабочим местом должен быть закреплён квалифицированный рабочий или несколько рабочих выполняющих определённый вид операций согласно своей квалификации, а так же должны быть размещены станки, инструменты, приспособления и строительные материалы необходимые для выполнения данной операции или работы.

Столяр, по изготовлению дверных блоков, выполняет свои работы непосредственно в столярном цеху. Если операции требуют механизированной обработки, то рабочее место столяра будет у станка, если он выполняет операции вручную у верстака.

Для правильной, рациональной организации труда, а так же для повышения производительности труда подбирается, состав звена. Для изготовления дверного блока примем состав звена «4»

- 2 рабочих второго разряда, будут выполнять подсобные работы;

- 1 рабочий третьего разряда и 1 рабочий четвёртого разряда – будут выполнять операции на станках, и выполнять сборку дверных блоков.

5. Техника безопасности.

Каждый вновь поступивший рабочий может быть допущен к работе только после обучения безопасным методам труда и проведения с ним инструктажа по вопросам охраны труда.

Перед допуском к работе проводиться вводный инструктаж, который проводит ответственный за технику безопасности.

Первичный на рабочем месте, повторный проводит мастер цеха.

При инструктаже рабочий должен быть ознакомлен с правилами поведения на предприятии;

- основными причинами, вызывающими травматизм (неисправность станков, инструмента, электросети). После проведения инструктажей делается запись в журнале регистрации инструктажей с обязательной подписью и с простановкой даты проведения инструктажа.

- На рабочем месте проводит мастер, он подробно объясняет безопасные приёмы работы и устройство оградительной техники;

- Рассказывает о правилах электробезопасности, ухода за станками.

- Рабочего обеспечивают спецодеждой – куртка, комбинезон, обувь, рукавицы, индивидуальные средства защиты – очки, наушники, респираторы и т.д.

- Верстак прочно закрепляют, а инструменты и материалы располагают так, чтобы удобно было пользоваться.

- Пиломатериал, заготовки размещают поблизости от верстака или станков, чтобы рабочий не затрачивал значительных усилий и не делал лишних движений.

- Рукоятки ручного инструмента должны быть тщательно закреплены, а их поверхность должна быть без выбоин и сколов.

- Механизированный инструмент так же должен быть исправен, заземлён. Оставлять без надзора механизированный инструмент с работающим двигателем запрещается, его отключают от сети.

- Переносить грузы допускается на расстояние не более 50 м.

- Станки в цехах должны быть размещены так, чтобы проезды, проходы были доступны;

- Станки устанавливают на прочный фундамент и закрепляют.

- Станки, работающие при больших скоростях резания и подачи, должны быть оборудованы надёжно действующим ограждением, приёмниками для отсоса опилок, пыли, стружки.

- На станках с ручной подачей следует применять съёмные автоподатчики.

- Пусковая аппаратура должна быть ограждена, исправна.

- Ограждение с пусковым устройством должно отключать станок, если оно приподнято.

- Рабочее место должно быть освещено.

- Режущий инструмент – фрезы, пилы, ножи, а так же движущие части станков должны быть хорошо закреплены и ограждены.

- Не изолированные части станка или инструмента следует ограждать.

- Электроинструмент следует проверить на отсутствие замыкания на корпус.

- В цехе должны быть созданы условия на предупреждения возникновения пожара.

- Должны быть противопожарные краны, водоёмы, огнетушители, ящики с песком, пожарные щиты: вёдра, лопаты, багор, топор и т.д.;

-Запрещается курить в цехе, для курения отводится специальное место с ящиком с песком.

- Каждый рабочий, заметив пожар, должен подать сигнал, позвонить и вызвать пожарную команду.

6. Технологический процесс шаг за шагом.

1. Изучение чертежей:

Изучив чертёж, столяр составляет спецификацию, определяет количество деталей, их размеры для изготовления коробки и дверного полотна.




1. Дверная коробка представляет собой рамку, предназначенную для крепления дверных полотен. Дверные коробки бывают с по­рогом и без него.

- Коробку с порогом собирают из двух вертикаль­ных и двух горизонтальных брусков, связанных между собой ши­повым соединением на клею и нагелями.

- Коробка без порога состоит из двух вертикальных и верхнего горизонтального брусков, связанных шиповым соединением на клею и скрепленных в углах нагелями.

- Коробку без порога рас­шивают внизу монтажной доской, прикрепляя ее к торцам верти­кальных брусков гвоздями или на шипах.

2. В зависимости от конструкции щитовые двери бывают сплош­ные и пустотелые.

- Сплошные двери изготовляют из брусков (реек).

- Серединки пустотелых дверей выполняют в виде разреженной решетки из брусков, решетки из шпона, сот, образуемых из полосок фанеры, твердой древесноволокнистой плиты.

- Кроме того, серединку щитовой двери можно заполнять полосками мягкой древесново­локнистой плиты, бумажными сотами, витыми спиральными струж­ками, изготовленными из древесины лиственных пород.

3. В середине дверных полотен размещают бруски для установки замка и ручек.

- Длина брусков должна быть 400 мм для полотен высотой 2000мм.

- 700 мм — для полотен высотой 2300 мм.


П. Раскрой пиломатериала:

- По размерам, приведенным в чертежах, выпиливают заготовки.

- Раскрой пиломатериала по длине и ширине производим с учетом припусков на обработку.

По длине припуски на обработку – 35 мм. По ширине и толщине до 6мм.

- При механизированном раскрое применяют станки: В первую очередь пиломатериал торцуют на длинные заготовки, а затем короткие;

1. Маятниковую пилу для поперечного пиления,


2. Для продольного раскроя применяют круглопильные станки:

Ш Строгание:

  1. После распиливания бруски обрабатывают пласте и кромки в угол- на фуговальном станке.


2. На рейсмусовом станке, ведется обработка пластей и кромок под один размер.



1У. Разметка заготовок:

- Размечают бруски полотен и коробок с помощью метра, рейсмуса, ярунка, малки, угольника на разметочном столе.



- Первый размер, который наносится на бруски коробок на торцевание с двух сторон - 35 мм.

Торцевание по 20мм,

Четверть; 9..12х28мм

- Для разметки четверти 9..12х28мм от ребра бруска по пласти, каждого бруска наносят риску, отстоящую на 28мм, а от кромки риску, отстоящую от ребра на: 9 и 12мм., выполняют со скосом.

- После разметки четвертей приступают к разметке шипов, гнезд при помощи рейсмуса, на котором устанавливают размеры шипов и гнезд.

У. Изготовление деталей двери и коробки:

1. Для коробки на заготовках после разметке выбирают четверть на фрезерах станках, с начало выбирают четверть 9х28мм., а затем дополнительно делают скос и доводят размер четверти до требуемого.

После выборки четвертей бруски торцуют на нужный размер и выбирают шипы и проушины на шипорезном станке.

1.Для дверного полотна на заготовках выбирают пазы на пазовальном станке.

2.Затем выполняют торцевание на торцовочном станке.

3.На долбежном станке выбирают гнезда.

4.На шипорезном станке выбирают шипы:

5.Выполняется разметка и раскрой заполнителя, брусков под замок и облицовки на круглопильном станке.

У1. Сборка коробок и дверного полотна.

-Сборка коробок и дверного полотна производится на рабочем столе насухо. Детали подбираются и тщательно пригоняют углы, проверяя плотность сопряжения.

- Затем их разбирают, шипы и проушины на деталях коробок и рамках полотен намазывают клеем, соединяют и укладывают в вайму и стягивают

- Собранные полотно и коробки должны иметь по периметру припуск на дальнейшую обработку до 3 мм и по толщине 1 мм для снятия провесов.

У11. Обработка по периметру

По периметру рамки дверных полотен и коробок обрабатывают после полного схватывания клея в шиповых соединениях. Обрабатывают фуганком или на фуговальном станке.

У Ш. Сборка дверного полотна:

- Рамку укладывают на сборочный станок, сверху бруски рамки смазывают клеем и на них укладывают подготовленную облицовку.

- Для плотного прилегания облицовки к брускам коробки прибивают гвоздики 10 мм.

- Рамку переворачивают и вовнутрь укладывают два бруска под замок и заполнитель.

- Сверху наносят клей и накладывают облицовку, которую также прибивают

гвоздиками.





- После чего дверное полотно укладывают под пресс и выдерживают до полного схватывания клея.

1. Рамка, 2. заполнитель, 3. два бруска под замок. 4. облицовка

1Х. Обработка по периметру

По периметру дверное полотно обрабатывают после полного схватывания клея . Обрабатывают фуганком или на фуговальном станке.

Х. Шлифование дверного полотна

- выполняют при помощи электрошлифовальной машины:


Х1. Разметка гнезд под петли:

- Петли размечают на специальных станках или применяют шаблон Павлихина

-

- Петли врезают на расстоянии полторы петли от четверти коробки. Петли должны быть врезаны заподлицо с древесиной.

Петли прикручивают шурупами при помощи щуруповерта.

ХП. Зарезка гнезд под замок

при помощи шаблона Кускова.


ХШ. Вгонка дверных полотен в коробки-

- Состоит из подгонки полотен, зачистки провесов, навеска в коробку, устранение дефектов, зазор между полотном и коробкой должен быть не более 2…4 мм, что необходимо для последующего покрытия полотен слоем краски. Тщательно проверяют правильность притвора, плотность прилегания к четвертям. Не обходимо следить за тем, чтобы навешанные полотна открывались свободно и плавно и не пружинили.

- Дверные блоки поставляют на строительство со всеми основными приборами.

- Х1У. Контроль качества изготовленных изделий.

Отклонения от номинальных размеров дверей и их сборочных единиц регламентируются ГОСТ, причем их величина должна обеспечивать отклонения от номинальных размеров зазоров в притворах не более следующих: + 1.5 мм.

4. Закрепление:

- Фронтальное

1. Назначение дверного блока.

2. Из каких элементов состоит дверной блок?

3. Из каких деталей состоит дверная коробка?

4. Из каких деталей состоит дверное полотно?

5. Перечислить технологический процесс изготовления дверного полотна?

6. Перечислить технологический процесс изготовления дверной коробки?



- Практическая работа: мастер и преподаватель

* Сборка дверного полотна. Мастер показывает приемы сборки «на сухо» дверного полотна на макете. При этом комментируя свои действия.

Вызывают к макету учащегося, для выполнения сборки дверного полотна.

Учащийся так же комментирует свои действия. Учащиеся определяют правильность выполнения сборки.




5. Подведение итогов:

1. Фронтальный опрос –

2. Закрепление по вопросам

3. Закрепление по практической работе-

По результатам опроса и закрепления выставляются оценки учащимся, которые комментируют мастер и преподаватель.

6. Задание на дом:

Задание на дом сообщает преподаватель:

*Л.Н. Крейндлин «Столярно-плотничные и паркетные работы»,

§22 стр130-137,

*Начертить чертеж детально дверного полотна.












16




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Технология (мальчики)

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Автор: Ганьшина Надежда Ивановна

Дата: 27.02.2015

Номер свидетельства: 179729


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства