Методическая разработка теоретического урока в 5 классе
Тема: «Художественная обработка древесины. Выпиливание
лобзиком»
Тема: «Художественная обработка древесины. Выпиливание лобзиком».
Цели:
1 .Обучающая: проявить интерес к художественной обработке древесины.
2. Развивающая: развить художественный вкус и художественное творчество.
бережное обращение с материалом и инструментом, терпение, аккуратность, внимание, глазомер.
4.Профориентационная: познакомить с работой резчика по дереву.
Тип урока: комбинированный.
Метод обучения: объяснительно-иллюстрационный.
Наглядные пособия: доска, плакаты, шаблоны, раздаточный материал, инструменты и приспособления для выпиливания, поделки и изделия.
Используемая литература:
Симоненко В. Д. Технология: учебник для 5 класса-М. : Просвещение, 2001. Шемуратов Ф. А. Выпиливание лобзиком-М. : Легпромбытиздат,1992. Соколов Ю. В. Альбом по выпиливанию-М. : Экология, 1992. Рыженко В. И. Работы по дереву. От резьбы до паркета-М. : Риполклассик,2003.
ХОД УРОКА.
I .Организационно-подготовительная часть.
Приветствие учителя, контроль посещаемости и готовности к уроку, сообщение темы занятия.
П. Теоретическая часть.
1. Повторение пройденного материала:
Ответьте на вопросы предложенного технического кроссворда (см. приложение 1).
Отгадайте загадки. Для облегчения задания к загадкам прилагаются рисунки-отгадки (см. приложение 2).
Ответьте на иллюстрированные вопросы по таблицам диагностики технического мышления (см. приложение 3).
Ответьте на вопросы тестирования по теме «Обработка древесины» (см. приложение 4).
2. Изложение нового материала.
Виды художественного творчества.
Развитие художественной обработки древесины тесно связано с общим развитием русского искусства и архитектуры. Русское искусство художественной обработки древесины - является уникальным, подарившее миру великолепные архитектурные памятники, затейливую резьбу, прекрасную бытовую утварь. На стенах славянских святилищ изображались люди, птицы, звери, мифологические животные.
Существуют различные способы художественной обработки древесины, такие как выжигание по дереву, резьба по дереву, роспись по дереву, мозаика. Но наиболее распространённым способом является резьба по дереву. Резьбой украшают архитектурные сооружения, мебель, различные поделки и предметы быта.
Выпиливание лобзиком - как разновидность оформления изделий.
Выпиливание лобзиком - один из распространённых видов резьбы по дереву. Древесина - наиболее доступный материал, обработка её не требует сложного технического оснащения. Поэтому ремёсла, связанные с обработкой древесины пользуются популярностью по всей стране.
Работа лобзиком не требует ни больших материальных затрат, ни специальной мастерской. Выпиливанием можно заниматься почти в любом помещении. Поэтому можно считать, что среди всех видов художественных ремёсел выпиливание лобзиком по простоте и лёгкости исполнения является одним из самых доступных для широких масс.
Но при кажущейся простоте техники выпиливания, изделия радующие глаз очень редки. Поэтому во время занятий выпиливанием необходимо воспитывать терпение, усидчивость, аккуратность, внимание, развивать глазомер и чувство материала.
Виды резьбы по дереву.
В художественной обработке древесины существует несколько видов резьбы по дереву:
Плоскорельефная - вид декоративной обработки древесины, при котором рисунок углубляется в толщу доски с помощью резцов. Характеризуется она тем, что резное изображение находится в одной плоскости с фоном доски.
Пропильная (сквозная) - вид декоративной обработки древесины, при котором заранее намеченные на плоскости узоры выпиливаются с помощью лобзика или выкрутной пилы. Этот вид резьбы является одним из самых излюбленных. Причиной распространения такой резьбы является несложный способ её выполнения и простота восприятия узора.
В пропильной резьбе декоративность достигается игрой ажурной орнаментальной сетки. Нарядное кружево воздействует на зрителя ритмичным чередованием орнаментальных мотивов, красиво развёрнутых на плоской поверхности дерева.
Особенно нарядными народные умельцы делали наличники окон, карнизы и др. детали внешнего убранства деревянной избы, украшали мебель, мелкие изделия бытового назначения: шкатулки, полочки, вешалки, подставки и т. д.
Типы изображения резьбы.
По типу изображения резьба может быть:
Геометрической -резьба, в которой используется геометрические формы: треугольники, квадраты, ромбы, круги, овалы, полосы, пересекающиеся дуги окружностей (см. приложение 5).
Растительной -резьба с использованием растительных мотивов: цветов, листьев, травы, ягод, плодов и побегов растений (см. приложение 6).
Животной -резьба с использованием изображения животных, птиц, рыб, сказочных и мифологических персонажей (см. приложение 7).
Материалы, инструменты и приспособления для выпиливания лобзиком.
Перед тем как приступить к выпиливанию, необходимо познакомиться с материалами и инструментом.
В качестве материала для выпиливания рекомендуется использовать фанеру толгфлной 3-5 мм высокого качества (отсутствие пустот и сучков), либо дощечки из мягких пород древесины (липы, осины, сосны).
Для выпиливания необходим следующий инструмент:
Металлический ручной лобзик - представляет собой рамку, в виде буквы П, на свободных концах которой помещены винтовые зажимы и деревянная ручка. В зажимы вставляют пилку. Обязательное условие хорошей работы лобзика -натяжение закреплённой пилки, которое достигается сдавливанием свободных концов лобзика перед закреплением. Пилку прочно закрепляют в зажимах, наклоном зубьев в сторону ручки. Для начала необходимо иметь два сорта пилок: с мелкими и крупными зубьями, для крупного и мелкого рисунка.
Отверстия в фанере можно протыкать шилом, либо просверливать тонким сверлом. Для подгонки деталей друг к другу перед сборкой, удаления излишков клея, выравнивания и исправления рисунка понадобятся надфили и наждачная бумага.
Контур орнамента выпиливают на специальном выпиловочном столике, который легко сделать самому из дощечки твёрдой породы. Во время работы столик закрепляется в боковом зажиме столярного верстака. Чертёж: столика дан на рис. 1 (размеры в мм).
Рис. 1 Выпиловочный столик
Перевод рисунка на фанеру и другой материал
Рисунок на материал можно переводить двумя основными способами:
1. Перевод рисунка из специального альбома на прозрачную кальку, а затем через копировальную бумагу на фанеру.
2. Перевод рисунка по шаблону (эскизу детали, выполненному на картоне в натуральную величину).
В том или ином случае располагать рисунок нужно компактнее, чтобы отходов было как можно меньше. Обводить рисунок можно как карандашом, так и шариковой ручкой, стараясь точно придерживаться линий рисунка. При копировании рисунка нужно укрепить его кнопками, во избежание случайного смещения. Закончив копирование, обязательно проверить, нет ли пропусков в мелких контурах рисунка. Места рисунка, которые будут выпадать при выпиливании, желательно помечать лёгкими штрихами.
Сборка и отделка изделий.
Когда все детали изделия выпилены, их необходимо тщательно осмотреть для выявления неточностей выпиливания. Детали подгоняют друг к другу стамеской, надфилем или наждачной бумагой. Ширину прорезей паза проверяют кусочком той же фанеры, правильность подгонки контролируют угольником. После подгонки детали шлифуют мелкозернистой наждачной бумагой.
Выпиленные и зачищенные детали нужно собрать без клея для проверки правильности изготовления, после чего детали разъединить и, смазав клеем шипы, собрать.
Среди клеев самым распространённым является клей ПВА (поливинилацетатный), время схватывания которого 1-2 часа. Очень удобный в применении универсальный клей «Момент-1» и полимерный клей «ЭКО-НАСЕТ», но так как эти клеи являются сильнотоксичными, работать нужно в хорошо проветриваемых помещениях. Правила применения клеев приведены на упаковках. Наносить клей лучше всего кисточкой. Работать нужно аккуратно, чтобы клей не попал в глаза или рот.
После высыхания собранного изделия по желанию исполнителя изделие можно лакировать и красить. Естественный вид поверхности можно получить, покрыв её прозрачными нитролаками холодного нанесения типа НЦ-221. Часто исполнитель желает изменить цвет изделия. Это достигается нанесением на него морилки на спиртовой основе. Цвет морилки выбирается по желанию. Наносят её тампоном или кистью. После высыхания морилки, изделие покрывают лаком.
Техника безопасности при выпиливании.
При выполнении работ связанных с художественным выпиливанием лобзиком необходимо соблюдать следующие правила безопасной работы:
Работать исправными лобзиком и шилом, с хорошо насаженными ручками.
Надёжно крепить выпиловочный столик к верстаку.
Надёжно закреплять пилку в рамке лобзика.
Не делать резких движений лобзиком.
Зачищать изделие надфилем с исправной и хорошо насаженной ручкой.
Не захватывать носок надфиля пальцами левой руки.
Не сдувать опилки и пыль с изделия, пользоваться щёткой.
При отделке изделия проветривать помещение.
Не лакировать и не морить поверхности вблизи нагревательных приборов. -Не нюхать лак и морилку во избежание отравления.
Избегать попадания лака и морилки на открытые поверхности тела.
После работы тщательно вымыть руки тёплой водой с мылом.