kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка занятия " Изготовление предметов деревянной утвари".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Может пригодиться  учителям технологии в школе  и педагогам дополнительного образования.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка занятия " Изготовление предметов деревянной утвари".»

«Изготовление предметов деревянной утвари»


Цель: Познакомить с новым словом «утварь», объяснить значение.

Задачи:

1. Обучить приемам и последовательности обработки внутреннего криволинейного контура детали.

2. Использовать, полученные учащимися ранее знания и умения, при выполнении более сложных изделий.

3. Отработать навыки ручной обработки древесины.

4. Использовать индивидуальный подход при повторении пройденного материала и распределении практического задания.

5. Воспитывать потребность к творчеству, стремлению вносить в свою жизнь красоту.

6. Развивать умения в планировании, самооценке, самоконтроле.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование, оснащение: столики для пиления, лобзики, напильники, надфили, шлифовальная шкурка, шаблоны, карандаши.

Наглядные пособия: образцы готовых изделий, плакаты, стенды.

Ход занятия.

1. Организационная часть.

2. Повторение пройденного материала.

3. Объяснение нового материала (сопровождается показом).

Дерево – это удивительный, щедрый дар природы, который человечество ценило на всем протяжении своей истории.

На Руси дерево издревле было в ходу. Доступность, простота обработки и природная красота сделали его излюбленным поделочным материалом.

И если сегодня каждый из нас посмотрит вокруг, то, несомненно, убедиться, что дерево играет в нашей жизни важную роль. И может быть оттого, что во многих областях нашей жизни его потеснили, а иногда и полностью заменили новые синтетические материалы, мы стали сегодня еще больше ценить его неповторимую красоту, связывающую нас с миром природы.

Д ерево – весьма прочный материал, способный дать в руках умелого мастера большое разнообразие форм, а изделие из него служат порой несколько поколений.

К таким изделиям относятся и предметы деревянной кухонной утвари.

Слово «утварь» произошло от старого русского слова «утваряти» (наряжать, убирать, украшать». А ныне, «утварь» - украшения, наряды, драгоценности, все движимое в доме: мебель, украшения, посуда. (Толковый словарь русского языка В.И. Даля).

В словаре русского языка С.И. Ожегова, «утварь» - предметы, принадлежности какого-нибудь обихода, например, домашняя утварь.

В нашем случае – это предметы деревянной кухонной утвари: разделочные доски, подставки под горячее, деревянные лопатки.

Началом традиционного русского промысла, изготовления изделий из древесины, считают X век, об этом говорят деревянные ложки, которые были найдены археологами, в погребениях Нижегородской области.

В течение следующих столетий, по словам историков, «везде выделялось множество разных деревянных изделий, которые были незаменимы в быту народа».

Сегодня на занятии мы приступаем к изготовлению предметов деревянной кухонной утвари.

Показать образцы будущих изделий, назвать материал, из которого будут изготавливаться предметы.

Казалось бы, зачем нам это нужно сейчас, когда есть удобные и дешевые изделия из пластмассы и металла?

Дело все в том, что так выражается потребность людей в красоте. А.М. Горький говорил, что «человек по натуре своей художник, он всюду, так или иначе, стремится вносить в свою жизнь красоту».

«К народным традициям должно быть величайшее внимание, их надо изучать и воспринимать всей душой, их надо осваивать», - писал А.Б. Салтыков.

А по определению С.И. Ожегова:

ТВОРЧЕСТВО – это создание новых по замыслу культурных и материальных ценностей.

ТВОРИТЬ – творчески создавать.

Таким образом, приступая к изготовлению предметов, имеющих отношение к кухне, т.е. месту, где человек готовит и принимает пищу, мы будем не просто выпиливать лобзиком, мы будем «творчески создавать новые материальные ценности».

К тому же, особую ценность в доме представляют предметы, сделанные своими руками.

Снова обратиться к стенду с образцами будущих изделий.

Отметить, что при работе мы будем опираться на уже полученные, на предыдущих занятиях знания и умения: в разметке, сверлении, выпиливании лобзиком.

Обратить внимание на то, что до сих пор, работая лобзиком, учащиеся пилили фанеру толщиной 4 мм, а на этом занятии для работы будут использовать 6-ти мм, фанеру, березовые и буковые рейки, а выпиливать предстоит как наружный, так и внутренний контур детали.

Особенности задания в том, что для пиления этих заготовок потребуется большая физическая сила, чем раньше, а перед выпиливанием внутреннего контура, необходимо будет просверлить отверстие рядом с разметочной линией, вставить в него пилку и, закрепив ее, выпилить по разметке.

При обработке внутреннего контура детали существуют несколько приемов работы.

Выпиливание острого угла:

1 – способ – если орнамент крупный, то острый угол можно выпиливать так же, как и тупой, т.е. поворотом на месте, но у вершины угла пилку лобзика подают на себя, чтобы не было излишнего закругления. При выпиливании тонкого орнамента пропиливают одну сторону угла до вершины, за тем, возвращая пилку назад, пропиливают произвольную линию так, чтобы попасть на смежную сторону угла по касательной и продолжить выпиливание до вершины угла. У вершины угла выпадает выпиленный кусочек, и образуется острый угол. Затем выравнивают смежную сторону угла.

2 – способ – плавно перейти на смежную сторону угла, не доходя до вершины выпилить контур, затем выровнять обе стороны угла.

Если при выпиливании наружного контура, лобзиком в правой руке, необходимо пилить против часовой стрелки, то внутреннего – по часовой стрелке, чтобы при работе была видна разметочная линия.

В первую очередь выпиливают внутренний орнамент, в последнюю очередь – наружный контур. Это связано с безопасностью при работе.

После выпиливания деталь необходимо зачистить и шлифовать.

4. Закрепление полученных знаний.

Задать вопросы на повторение: что означает слово «утварь»? Привести примеры домашней утвари. В какой последовательности и почему выпиливают деталь, имеющую наружный и внутренний контур? В каком направлении и почему выпиливают деталь по наружному и внутреннему контуру?

5. Практическая работа.

Объяснить последовательность практической работы, записанной на классной доске:

  • Разместить заготовку по шаблону.

  • Просверлить отверстие внутри контура.

  • Вставить пилку, закрепить в рамке

  • Выпилить внутренний контур детали.

  • Вынуть пилку из детали, закрепить в раме.

  • Выпилить наружный контур.

  • Зачистить, шлифовать.

Напомнить о соблюдении правил безопасности во время практической работы:

  • При сверлении;

  • При выпиливании;

  • При зачистке и шлифовании.

Поставить задачу на урок.

Предложить каждому ученику индивидуальное задание.

Контролировать работу каждого ученика, оказывать при необходимости помощь, разъяснять моменты, вызывающие наибольшие затруднения.

6. Заключительная часть.

Предложить учащимся оценить свои изделия в сравнении с образцами. Проверить собранные изделия. Подвести итоги повторения пройденного материала и практической работы. Контролировать уборку рабочих мест.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Технология (мальчики)

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Методическая разработка занятия " Изготовление предметов деревянной утвари".

Автор: Сидоренко Александр Анатольевич

Дата: 22.12.2025

Номер свидетельства: 679615

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "Методическая разработка занятия "Изготовление предметов деревянной утвари"."
    ["seo_title"] => string(77) "metodicheskaia_razrabotka_zaniatiia_izgotovlenie_predmetov_dereviannoi_utvari"
    ["file_id"] => string(6) "633887"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1687032392"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства