Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка "Пиломатериалы и древесные материалы"»
МБОУ «Кюсюрская средняя общеобразовательная школа»
МО Булунский улус (район)
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
по технологии (мальчики).мальчики
Пиломатериалы и древесные материалы
5 класс.
Автор:
Жирков Виталий Федотович, учитель технологии.
Конспект урока по технологии в 5 классе
Тема урока: Пиломатериалы и древесные материалы.
Предмет «Технология» нацелен на становление самосознания обучающегося как творческой личности, индивидуальности, формирование у него устойчивого стремления к творческой самореализации. Определенным набором учебных заданий у школьника последовательно формируется эмоционально-ценностное отношение к добросовестному творческому созидательному труду, как одному из главных достоинств человека; осознание гармоничной связи мира вещей с миром природы и ответственности человека за поддержание этой гармонии; понимание ценности культурных традиций, отраженных в предметах материального мира, их общности и многообразия, интерес к их изучению
Формирование познавательных учебных действий в курсе технологии осуществляется на основе интеграции интеллектуальной и предметно-практической деятельности, что позволяет ребёнку наиболее сознательно усваивать сложную информацию абстрактного характера и использовать её для решения разнообразных учебных и поисково-творческих задач.
Тип урока: Комбинированный
Методы и формы обучения: Объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная
Цели урока: ознакомить обучающихся с древесиной, её строением и областью применения, пиломатериалами и древесными материалами; формировать и развивать экологическое мышление, интерес к предмету; воспитывать дисциплинированность и аккуратность, бережное отношение к природе.
Задачи урока: научить обучающихся различать породы древесины и виды пиломатериалов, подбирать нужный материал для изделия.
Цели: подготовить обучающихся к эффективной работе на уроке посредством приготовления к уроку (тетрадь, канцелярские принадлежности, учебник).
Задачи: ознакомить обучающихся с целями и задачами урока; подготовить к восприятию нового материала.
Методы обучения: рассказ.
На данном этапе урока учитель организует деятельность обучающихся к работе. У каждого обучающегося на столе: учебник, рабочая тетрадь, канцелярские принадлежности. Обучающиеся самостоятельно формулируют цели и задачи данного урока.
2.Опрос учащихся по заданному на дом материалу.
Цели: выяснить степень усвоения обучающимися изученного ранее материала по теме «Древесина как природный материал».
Задачи: добиться усвоения материала всеми обучающимися.
Методы обучения: фронтальный опрос, беседа.
Критерии достижения целей и задач: «++» – если обучающийся дал полный ответ на вопрос; «+» – если ответ обучающегося был не полным; «-» – если обучающийся не смог ответить на вопрос.
Учитель заранее подготавливает оценочный лист, в котором оценивает ответы обучающихся по пройденной теме.
№ п/п
ФИ обучающегося
Этапы урока
Итого
Оценка
Опрос по заданному на дом материалу
Изучение нового учебного материала
Закрепление учебного материала
1
2
3
Далее учитель производит фронтальный опрос с элементами беседы:
1.Как вы понимаете выражение «рукотворный мир»? (Ответ: множество предметов, которые нас окружают, сделаны руками человека).
2.Какие природные материалы вы знаете? (Ответ: например, глина, металлы, древесина, известняк, гранит и другие).
3.Приведите примеры изделий из глины. (Ответ: например, горшки, кувшины, игрушки).
4.Какие изделия можно изготовить из металла? (Ответ: например, гвозди, ножницы, вилки, ложки, ножи).
5.Из чего делают бумагу? (Ответ: из древесины).
6.Какие строительные материалы вам известны? (Ответ: например, кирпичи, цемент, доски, брёвна и другие).
Те обучающиеся, которые в ходе опроса получили «-», услышав правильные ответы осознают их и постараются запомнить; учитель рекомендует таким обучающимся проработать этот материал дома повторно. Положительная оценка ответов обучающихся будет способствовать стимулированию их учебной активности на уроке. Обучающиеся, получившие отрицательный результат в ходе опроса, тоже получают мотивацию исправиться на следующих этапах данного урока.
3.Изучение нового учебного материала.
Цели: ознакомить обучающихся с пиломатериалами и их областью применения, формировать и развивать экологическое мышление, кругозор, интерес к предмету; воспитывать дисциплинированность и аккуратность, бережное отношение к природе.
Задачи: сообщить обучающимся тему урока; научить обучающихся различать породы древесины и виды пиломатериалов.
Методы обучения: демонстрация наглядных пособий, беседа, рассказ.
Критерии достижения целей и задач: «+» - внимательная, активная работа на данном этапе; «-» - невнимательная, пассивная работа.
Учитель: Для того чтобы определить тему нашего урока, необходимо разгадать загадки.
- А теперь на основе полученной информации попробуйте этих определить тему. Разгадывают загадки. Формулируют тему урока: «Пиломатериалы и древесные материалы»
Обучающиеся записывают тему в свои рабочие тетради.
Из каких основных частей состоит дерево? (Ответ: ствол, корень, ветки (сучья), листья или хвоя).
Учитель: Древесина как конструкционный материал весит меньше, чем металлы, легко режется, хорошо склеивается и соединяется гвоздями и шурупами. Также достоинством древесины является её красивый внешний вид. Поэтому с давних времён человек широко применяет этот материал в строительстве, при изготовлении мебели, спортивного и садового инвентаря, музыкальных инструментов, художественных изделий и многого другого. Но у древесины есть и недостатки: она портится от сырости (плесневеет, гниёт), коробится (становится неровной) при высыхании, легко возгорается. Кроме того, древесина может иметь пороки: сучки, гниль, червоточину, трещины и др.
Учитель: Текстурой называют рисунок на срезе древесины, получающийся при пересечении годичных колец, сердцевинных лучей и волокон.
Учитель: Что же такое пиломатериалы?
При изучении пиломатериалов следует акцентировать внимание школьников на названиях таких элементов, как пласть, ребро, кромка, торец, поскольку они будут упоминаться практически на всех уроках по обработке древесины.
Учитель: Стволы деревьев после обрезки ветвей и сучьев разрезают на брёвна. Брёвна распиливают вдоль и получают пиломатериалы:
а) доски обрезные,
б) доски необрезные,
в) брусья,
г) бруски,
д) пластины,
е) четвертины,
ж) горбыли.
Отличие доски от бруска состоит в том, что ширина доски в два раза больше толщины.
Пиломатериалы имеют следующие элементы: пласть, ребро, торец, кромка.
Учитель: Выясним теперь особенности древесных материалов.
Для демонстрации древесных материалов подготовьте небольшие образцы древесностружечной и древесноволокнистой плит, шпона, фанеры и др. Поясните, каким образом перекрёстное расположение волокон шпона при склеивании делает фанеру прочным материалом.
Учитель: Древесностружечные плиты (ДСП) изготовляют на специальных машинах прессованием стружки, смешанной с синтетической смолой.
Древесноволокнистые плиты ДВП прессуют в виде листов из измельчённой древесины.
ДСП и ДВП применяют для изготовления мебели и в строительстве.
Шпон – это тонкие слои древесины. Его получают на специальных станках: специальный нож срезает с поверхности вращающегося бревна тонкий слой древесины. Этот процесс называют лущением).
Фанера – это древесный материал, полученный путём склеивания трёх и более тонких листов шпона. Для получения фанеры используют древесину берёзы, ольхи, бука, сосны.
4.Закрепление учебного материала.
Практическую работу начнем с повторения правил техники безопасности.
Для выполнения работы вам потребуется заготовка, карандаш и линейка. Ваша задача, пользуясь рабочим листом разметить линии распиловки.
Цели: сформировать навыки распознавания древесины и древесных материалов, обоснованного выбора необходимого материала для изделий.
Задачи: научить обучающихся распознавать древесину и древесные материалы.
Методы обучения: лабораторно-практическая работа, работа с рабочей тетрадью.
В ходе практической работы ученики выполняют задания в рабочей тетради.
Задание №1.
Отметь стрелками, какие материалы относятся к пиломатериалам, а какие – к древесным.
Пиломатериалы Древесные материалы
Доска
Древесностружечная плита (ДСП)
Брус
Фанера
Древесноволокнистая плита (ДВП)
Горбыль
Брусок
Шпон
Физминутка. Пальчики в замок сцепили,
Вправо, влево покрутили.
Кисти вниз, потом подняли.
Так недолго помахали.
Каждый пальчик на руке
Помассировать в руке.
Пальцы в кулачки сомкнули,
Кисти рук слегка стряхнули.
Задание №2.
Получи у учителя образцы древесных материалов, изучи их. Определи количество слоёв в образце фанеры и измерь линейкой его толщину. Результаты занеси в таблицу.
Таблица 3
Характеристика материала
Тип древесного материала
ДСП
ДВП
Шпон
Фанера
Состав материала
Толщина
Задание №3.
Проверьте себя. Верны ли следующие утверждения?
В рабочих тетрадях заполните таблицу 2 (если утверждение верное, то ставьте «+» в колонке «Да»; если утверждение неверное, то ставьте «+» в колонке «Нет»).
Утверждение
Да
Нет
1.Древесина легко обрабатывается резанием, хорошо склеивается и соединяется гвоздями
2.Древесину применяют для изготовления мебели
3.Дуб имеет мягкую древесину
4.Древесина клёна имеет запах хвои
5.ДСП получают на специальных машинах прессованием стружки, смешанной с синтетической смолой
В ходе выполнения работы обучающимися учитель постоянно находится рядом с ними и консультирует их в процессе возникающих трудностей.
Рефлексия. Вспомните цель урока, которую мы поставили с вами в самом начале. Удалось ли нам достичь ее? Трудно ли вам было выполнять работу? Кто доволен своей работой? Молодцы. Вы отлично потрудились сегодня. Спасибо за урок.
Подводятся итоги занятия; обучающиеся получают оценки.
При выставлении оценки за урок нужно учитывать также правильность выполнения заданий из рабочей тетради.
5.Задание на дом.
Выучить конспект (записи в тетрадях).
Список использованной литературы.
1) Учебник технологии 5 кл. В.М. Казакевич, Г.А.Молевой.