3. Воспитывaть навыки сознательной дисциплины: собрaнность и внимaтельность во время работы; навыки интеллектуальной активности.
Ожидаемый результат
Формирование представления о жизненном и личном профессиональном плане.Будут развивать внимание, мышление, память, умственную и творческую активность. Могут применять полученные знания, анализировать и делать выводы.
Основные идеи
Формировать у учащихся понимание процесса обучения.
Стимулирование когнитивную саморегуляцию учеников по средствам реализации модулей Программы.
Развитие коммуникативных навыков.
Развитие познавательного интереса.
Время
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
2 мин
1.Организационный момент.
Показ видео ролика для создания коллаборативной среды «Силa единства».
Просмотрев видеоролик, должны создать для себя комфoртную атмoсферу. В знaк выражения готовности aктивно работaть учaщиеся пожимaют друг другу руки.
5 мин
2.Повторение пройденной темы.
Стрaтегия «Блиц опрос».
Учащиеся располaгaются по кругу и зaдaют по одному вопросу.
1 мин
3.Деление на две группы. По листочкам написано название профессии или специальности.
Делятся на две группы. «Профессия», и «Специальность».
5 мин
4.Стадия вызова. Беседа в группах исследовательского направления по определению типов вводимой информации: Что такое профессия? Специальность? Какими качествами должен обладать человек?
Открытие темы.
Беседа в группах исследовательского направления по определению типов вводимой информации.
Каждая группа предлагают свои версии.
Записывают тему в тетрадях.
5мин
5.Стадия осмысления.
Презентация нового урока.
Осваивают новую тему. Обсуждение темы.
2 мин
6.Разминка.
«Дотянись до неба» (на выпрямление осанки).
5 мин
7.Задание.«Профессиональные качества»
Учитель перечисляет профессиональные качества медицинского работника, адвоката, учителя, бухгалтера.
Ученики угадывают и называют профессии.
5 мин
8.Задание. Игра «Молчание – знак согласия».
Две группы придумывают профессию, которую должны отгадать, перечисляя необходимые для нее профессионально важные качества. Учащиеся молчат, если качество названо правильно, и хором говорят «нет», если это качество не является. Взаимооценивание
7 мин
9.Задание. «Наши личностные ценности»
Определяют свои личные качества. Записывают качества на цветные лепестки. Из полученных лепестков обоих групп составляют один общий цветок.
Обсуждают что нового узнали о себе и о своих одноклассников.
5 мин
10.Рефлексия. «Дерево познания».
«Какие человеческие качества кажутся вам наиболее ценным для вас лично, для общества».
- Почему вы выделили именно эти качества?
- Какие моменты работы были для вас трудными?
- Что нового вы узнали о себе?
3 мин
11.Д/з. Написать реферат, выбрав одну из профессии.
Записывают д/з в дневник.
Приложение 1
Разминка.
Надо придумать профессии или специальности, начинающиеся на буквы К, Р, Ф, П. Чья команда это сделает лучше?
Каждая профессия требует набора определенных качеств, которыми должен обладать представитель данной профессии.
Сейчас мы выясним качества, присущие тем профессиям, которые чаще всего выбирают выпускники нашей школы. Учащиеся самостоятельно анализируют и перечисляют качества заданных профессий.
А теперь по перечисленным качествам угадайте профессию:
Учитель перечисляет профессиональные качества, учащиеся угадывают и называют профессию.
Физическая подготовка Физическая подготовка
Дисциплина Смелость
Решительность Знание психологии
Находчивость Находчивость
Самосовершенствование Выдержка
Собранность Самосовершенствование
Ответственность Собранность
Отвага Решительность
Патриотизм Воображение
Знание техники и оружия Артистичность
Какая картина вырисовывается перед вами? Казалось бы – такие разные профессии, а качества повторяются. Это значит, что кроме узкой специализации, человек должен быть еще и всесторонне развитым.
Приложение 3
Наши личностные ценности.
А теперь давайте определим, какие же личностные качества есть у вас, для того, которые помогут вам добиться успеха в профессии.
1 этап. На каждую группу выдаются цветные лепестки. Ребята обсуждают качества, которые ценят в себе, советуются друг с другом.
2 этап. Учитель предлагает ребятам выбрать наиболее две важных качеств, которые они ценят в себе и в других людях. Каждая группа выбирает только два качества, и ребята выкладывают один общий цветок.
3 этап. Ребята обсуждают, что нового они сегодня узнали о себе и других людях.
В процессе работы ребята прислушиваются к мнению друг друга, определяя главное.
- Какие человеческие качества кажутся вам наиболее ценными для вас лично, для общества?
- Почему вы выделили именно эти качества?
- Какие моменты работы были для вас трудными?
- Что нового вы узнали о себе?
- Что вас приятное удивило?
Самоанализ урока
Основной целью этого урока является формирование профессионально важных качеств, развития навыков делового общения, воспитание навыков деловой дисциплины. Исходя из этого передо мной стояла задача организовать урок так, чтобы учащиеся через предметное знание формировали компетенцию «уметь учиться». Рашая эту проблему, я сформулировал следующие задачи урока:
- научить осуществлять самоанализ;
- развивать профессиональные навыки;
- воспитать ответственность за собственное обучение.
Организацию урока я начал с показа мини ролика «Сила единства» для создания коллаборативной среды и положительного настроя. Для проверки уровня знаний предыдущей темы использовал стратегию «Горячий стул». Ученики уровня А отвечали на все вопросы, которые задавали остальные ученики располагаясь в кругу. Ученики уровня В,С выполняли задание на карточках «Инсерт» с которым они справились хорошо.
После опроса д/з, чтобы разделить учащихся на две группы я предложил им вынуть листочки в которых были написаны названия профессий и специальностей. Назвав профессии и специальностей ребята сгруппировались.
На стадии вызова для активизации учащихся я вовлек их в диалог исследовательского направления по определению типов вводимой информации: «что такое профессия? специальность? профессионально важные качества?» На стадии вызова все ученики были вовлечены. На этом этапе урока ученики должны были обсуждить и озвучить, чем мы будем заниматься на этом уроке. В результате диалога мы выяснилм тему сегодняшнего урока. Мне понравилось, что ребята активно учавствовали в беседе, кроме Рашида и Гасырбека, которые немножко затруднялись в грамотном формулировании своего ответа. Думаю на последующих уроках ученики с низкой мотивацией научатся правильно выражать свои мысли через постановку развернутых проблемных вопросов.
При изучении новой темы использовалась интерактивная доска. Раскрывая тему урока у учащихся возникали вопросы, которых они записывали в структурных картах. Обучение и преподавание на данном уроке строилось с учетом возрастных особенностей учащихся при выполнении разноуровневых заданий.
Первое задание было групповым. Нужно по перечисленным профессиональным качествам определить к какой профессии оно подходит (медицинский работник, адвокат, учитель, бухгалтер). Я заметил как дети детально пошагово просматривали, вдумчиво разбирали задание. Второе задание игра «Молчание – знак согласия», заключалась в следующем: одна группа придумывают профессии, а вторая группа должна отгадать, перечисляя необходимые для нее профессиональные качества. Эта работа позволила вовлечь всех учащихся в работу, которая способствовала развитию саморегуляции.
Первые два задания должны были подвести учеников к самоопределению и поэтому я предложил группе выполнить следующее задание. Каждая группа получает индивидуальное задание, которое выполняют самостоятельно. Третье задание определяет какие же личностные качества есть у ребят, которые в будущем помогут добиться успеха в профессии. Задание состоит из трех этапов.
1 этап. На каждого ученика раздаются цветные лепестки. Ребята обсуждают качества, которые ценя в себе и в других людях, советуются друг с другом, записывают эти качества на лепестках.
2 этап. Из каждого цветка учащиеся обеих групп, выкладывают один общий цветок.
3 этап.Ребята обсуждают, что нового они сегодня узнали о себе и своих сверстников. В процессе этой работы ребята прислушиваются к мнению друг друга, определяя главное.
Рефлексия является обязательным условием создания развивающей среды на уроке. Каждый оценил свой вклад в достижении поставленных в начале урока целей. Ребята высказывают обратную связь, записывают их на стикеры и приклеивают на «дерево познании».
В ходе урока ученики приобрели новые знания о профессионально важных качеств, путем исследования обнаружили друг у друга качества, которые ранее не проявлялись. Применение ИКТ дало возможность провести урок оживленно. Даже ученики с низкой мотивацией смогли определить в себе качества, о которых они не замечали.
Урок учащимся понравился. С помощью рефлексии я увидел учеников с разных сторон и понять, кто понял изученный материал и как справились с заданиями на уроке, у кого завышена или занижена самооценка, какие были трудности и как их в дальнейшем преодолеть.