Конструкт урока по теме: «Соединение деталей из древесины с помощью гвоздей и шурупов».
Конструкт урока по теме: «Соединение деталей из древесины с помощью гвоздей и шурупов».
Конструкт урока разработан для учащихся 5 класса по технологии (мальчики) по программе Симоненко в соответствии с требованиями ФГОС. В конструкте прописаны цели урока, этапы деятельности, планируемые результаты деятельности. При планировании урока продуманы поисково-исследовательский и практический этап, коллектиные и индивидуальные формы работы. Обучающиеся работая в группах, проводят оценочную деятельность.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конструкт урока по теме: «Соединение деталей из древесины с помощью гвоздей и шурупов». »
Конструкт урока
по теме: «Соединение деталей из древесины с помощью гвоздей и шурупов».
КЛАСС: 5 класс
УЧИТЕЛЬ: Кириллов А.Ю.
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ: 2 часа
ПРЕДМЕТ: технология
УЧЕБНИК: (УМК): В.Д. Симоненко. «Технология»
ТИП УРОКА: комбинированный (завершающий с оценкой готового изделия).
ОБОРУДОВАНИЕ: образцы гвоздей и шурупов, шило, молотки, клещи, плоскогубцы, отвёртки.
Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений учащихся класса, для которого проектируется урок:
предметные результаты – умение разметки, прямой угол, строение древесины, понятие волокна.
Межпредметные связи:
Изобразительное искусство 1-3 класс, природоведение 1-3 класс, трудовое обучение 1-3 класс.
Литература для учащихся:
В.Д. Симоненко, А.Т. Тищенко, П. Самородский, Технология, учебник для учащихся 5 класса общеобразовательной школы / под редакцией В.Д. Симоненко М., Просвещение, 2008.
Литература для учителя:
В.И. Коваленко, В.В. Куленок Объекты труда М., Просвещение, 2003.
Программа образовательных учреждений. Технология 5-11 классы М., Просвещение 2007.
Т.Я. Шпикалова Декоративное творчество школьников и художественные народные промыслы М., 2003.
Методическая литература.
К.Л. Дерендяев Поурочные разработки по технологии /вариант для мальчиков 5 класс, ВАКО,2009.
Технология.5 класс (вариант для мальчиков). Поурочные планы по учебнику
Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень достижения целей:
Вид планируемых учебных действий
Учебные действия
Планируемый уровень
достижения результатов обучения
Предметные
овладеть навыками нанесения разметки на заготовку, знать основные характеристики крепежа, уметь сделать выбор крепежа в зависимости от предложенной ситуации. Аргументировать свою точку зрения при выборе способов соединения и видов крепежа.
2 уровень — понимание, обоснованное применение операций.
Регулятивные
определение последовательности завершающих операций с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
2 уровень — самостоятельное выполнение действий по алгоритму.
Познавательные
Выбор наиболее оптимальных средств и способов решения задачи (зачистки поверхностей)
2 уровень — совместные действия учащихся в условиях взаимопомощи и взаимоконтроля
Коммуникативные
Умение вести учебное сотрудничество на уроке с учителем, одноклассниками в группе и коллективе.
1 уровень — выполнение действий по алгоритму под управлением учителя.
Личностные
Умение провести самооценку, организовать взаимооценку и взаимопомощь в группе.
2 уровень — самостоятельное выполнение действий с опорой на известный алгоритм.
КОНСТРУКТ УРОКА
по теме: «Соединение деталей из древесины с помощью гвоздей и шурупов».
Этап урока, время этапа
Задачи этапа
Методы, приемы обучения
Формы учебного взаимодействия
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формируемые УУД и предметные действия
Мотивационно-целевой этап
Орг. момент
2 мин
Организовать самоопределение детей к деятельности на уроке.
Фронтальная
Приветствует учеников.
Проверяет готовность к уроку,
выдаёт индивидуальные задания к уроку.
Воспринимают на слух, визуально контролируют свою готовность к уроку.
Личностные: самоорганизация.
Регулятивные: способность регулировать свои действия, прогнозировать деятельность на уроке.
Актуализация знаний
Целеполагание и постановка задач.
Беседа по уточнению и конкретизации знаний из личного жизненного опыта.
Предлагает соединить деревянные элементы известными для них способами используя материально-техническую базу кабинета.
На столе у доски приготовлены:
- шурупы; - клеи; - гвозди; - сварка;
- скобы; - пластины; - уголки.
Ставит задачу сравнить прочность, надежность и сферу применения видов соединений.
Выполняют соединения.
Вносят ответы в приготовленные бланки, формулируя вывод о прочности соединений и сфере их применения,
рассматривая варианты, где и кокой способ НЕ может быть использован.
Личностные:
осознание своих возможностей.
Регулятивные:
умение регулировать свои действия,
взаимодействовать в группе.
Рефлексия этапа
Подводя итоги этапа анализирует:
все ли способы соединений были использованы
насколько прочными являются соединения
эстетичность соединений
Демонстрирует образцы гвоздей и шурупов. Подводит учащихся к цели занятия: «научиться соединять детали из древесины с помощью гвоздей и шурупов в единое изделие».
Обсуждают и выявляют достоинства и недостатки гвоздей и шурупов с точки зрения прочности, функциональности и эстетичности соединений.
Этап получения новых знаний и приобретения первичных практических навыков
Объясняет приёмы соединения деталей на гвоздях и шурупах.
СМОТРИ ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Моделирует ситуацию с «подвешиванием турника к потолку» и ставит задачи:
Обосновать наиболее безопасный способ крепления.
Научится делать разметку для гвоздей и шурупов;
Научиться подбирать гвозди и шурупы соразмерно деталям и их функциональности;
Овладеть основными безопасными приёмами работы с молотком и отвёрткой.
По ходу объяснения учителя повторяют правильные действия по выбору крепежа, разметки точек крепления, сверления, подбору инструмента, способов крепления.
Поисково-исследовательский этап
Этап работы в новых условиях.
Выбор гвоздей и шурупов, инструмента для выполнения поставленной задачи
Систематизировать имеющиеся у учащихся знания: строение древесины, направление волокон, приёмы разметки, инструмент для разметки.
Анализ и обсуждение вариантов инструментария. Сравнение гвоздей и шурупов по величине соединяемых деталей.
Групповая
Предлагает ответить на вопрос: куда легче забить гвоздь вдоль или поперёк волокон? Можно ли забивать шуруп?
Контролирует деятельность, консультирует учащихся в выборе инструмента и корректирует действия.
Выбирают гвозди и шурупы (по длине и диаметру стержня) соразмерно соединяемым деталям, подбирают инструмент; сравнивают анализируют и объясняют свой выбор.
Личностные: проявление интереса и активности в выборе решения; установление личностного смысла знания.
Регулятивные:
умение составлять план и последовательность действий, осуществлять контроль по результату.
Познавательные: умение рационально использовать технологическую информацию и свойства материалов, ориентироваться в средствах и технологиях обработки материалов; умение подбирать инструмент и оборудование.
Практический этап
Умение анализировать полученную информацию и применять на практике.
умение сотрудничать на уроке с учителем, одноклассниками, в группе и коллективе.
Практическая работа
В бригадах.
Организует работу бригад, следит за правильным выполнением операций, контролирует и корректирует действия учеников.
Подводит учащихся к выявлению причин и способов устранения возможного брака.
Демонстрирует возможные искажения формы, угла вхождения гвоздя, шурупа в древесину.
Привлекает к обсуждению причин и способов устранения брака.
Определяют и выполняют технологические операции, осуществляют самоконтроль выполнения операции.
Личностные: умение овладеть нормами и правилами научной организации труда;
Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей и коллективной деятельности.
Регулятивные:
умение составлять план и последовательность действий, осуществлять контроль по результату.
Познавательные: умение выделять необходимую информацию; умение ориентироваться в средствах и технологиях обработки материалов; умение планировать свою трудовую деятельность; умение обосновывать показатели качества промежуточных операций.
Рефлексивно-оценочный этап
Умение построить алгоритм действия (технологическая цепочка)
умение сотрудничать на уроке с учителем, одноклассниками, в группе и коллективе.
Фронтальная
Предлагает вариант критериев оценки деятельности и оценивания работы, организует обсуждения внутри бригад
Комментирует и объясняет допущенные ошибки, демонстрируя работы учеников. Сравнивает качество работы бригад.
Предлагает ответить на вопросы:
Доступно и понятно ли данный способ соединения деталей?
Где его можно применить?
Соответствует ли изделие их проекту?
Подводит учащихся к выводу о декоративной отделке изделия и возможности произвести какие-либо работы с изделием с тем, чтобы оно стало привлекательнее.
Объясняет о целесообразности работы в бригаде.
Фиксирует оценки учащихся.
Бригады обсуждают результат проектной деятельности с точки зрения критериев.
Перед всем классом защищают свою оценку проделанной работы, проговаривают последовательность своих действий при выполнении соединения деталей на гвоздях и шурупах, отмечая возникшие трудности при этом и их причины.
Сравнивают результа-ты своей деятельности и работу других групп, отвечают на вопросы учителя.
Делают вывод о значимости сложности и трудоёмкости операции; необходи-мости декорирования изделия.
Личностные: умение провести самооценку и организовать взаимооценку (прогнозирование и контроль).
Регулятивные: построение логической цепочки рассуждений и доказательство.
Познавательные: умение сформулировать алгоритм действия; выявлять допущенные ошибки и обосновывать способы их исправления обосновывать показатели качества конечных результатов.
Тест для проверки теоретических знаний
по теме: "Соединение деталей гвоздями, шурупами, склеиванием".
1. Какими из перечисленных способов соединяются деревянные заготовки?
а) При помощи гвоздей, шурупов, сваркой
б) На клею, сваркой, при помощи гвоздей
в) При помощи гвоздей, шурупов на клею
2. Какие инструменты нужны для соединения деталей на гвоздях?
4. Шурупы, с какой формой головки НЕ применяются для соединения деревянных деталей?
а) Квадратной
б) Полупотайной
в) Потайной
г) Полукруглой
5. Что такое шлиц?
а) Острие шурупа
б) Винтовая линия на стержне
в) Прорезь для отвёртки
г) Стержень
6. Инструмент для завинчивания шурупа в соединяемую деталь
а) Гаечный ключ
б) Стамеска
в) Молоток
г) Отвертка
КЛЮЧ К ТЕСТУ
Номер
вопроса
1
2
3
4
5
6
Номер
ответа
в
б
в
а
в
г
При помощи гвоздей, шурупов наклею
Молоток, клещи, шило
Гвоздь
Квадратной
Прорезь для отвёртки
Отвёртка
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Учитель. В зависимости от назначения гвозди различаются диаметром, длиной, формой шляпки.
Учитель демонстрирует различные виды гвоздей.
При соединении деталей гвоздями необходимо придерживаться основных правил:
тонкую деталь прибивают к толстой;
толщина гвоздя не должна превышать 1/4 толщины детали;
длина должна соответствовать 2-3 толщины детали;
расстояние от кромки 4 диаметра;
расстояние от торца 15 диаметров.
Учитель демонстрирует приемы забивания гвоздя и его вытаскивания, если гвоздь согнулся или вошел в заготовку криво.
Для улучшения прочности соединения, выступающие гвозди подгибают на оправке.
Учитель демонстрирует прием выполнения этой операции.
Для выдергивания гвоздя операции проделывают в обратном порядке.
2. Инструктирование по правилам безопасного применения молотка.
Учитель.При работе с молотком необходимо соблюдать правила безопасности:
работать только исправным молотком;
не стоять за спиной товарища, работающего молотком;
ударять по шляпке гвоздя строго вертикально;
не оставлять молоток на краю верстака.
3.Практическая работа.
Выполнение заданий:
на непригодном материале выполнить соединение деталей гвоздями.
тренировка в сгибании гвоздей.
вытащить забитые гвозди.
4. Объяснение и отработка соединения деталей шурупами.
Учитель.Теперь давайте рассмотрим соединение деталей шурупами.
Шуруп состоит из головки (полукруглой, потайной и полупотайной), стержня различной длины и толщины с винтовой нарезкой.
а) полукруглой; б) потайной в) полупотайной.
Виды шурупов
1.Шурупы с плоской головкой и шурупы с крестообразной головкой подходят для большинства обычных работ с деревом. Головка шурупа после ввинчивания лежит на поверхности или утапливается в нее. Крестообразный разрез на головке шурупа обеспечивает более прочное сцепление с отверткой при ввинчивании. Кроме того, с крестообразными шурупами можно работать практически одной отверткой, независимо от их размера (на шурупах с большими крестообразными головками отвертка глубже входит в шлиц), в то время как для каждого обычного шурупа требуется подходящая по размеру отвертка.
2. Шурупы с полупотайной головкойприменяют для крепления фурнитуры с расширенными отверстиями, такие шурупы производятся с хромовым или никелевым покрытием. Фурнитура без расширенных отверстий требует применения шурупов с полукруглой головкой, которая также может быть хромированной или никелированной.
3. Зеркальным называют тип шурупов, на которых навинчен хромированный колпачок различной формы, определяемой конструктивными и декоративными требованиями к изделию.
4. Ключевые шурупы предназначены для крепления деревянных изделий, фиксируются в отверстии при помощи гаечного ключа. Ключевые шурупы предназначены для соединения крупных строительных деталей и конструкций. Нержавеющие покрытия на декоративных никелированных или хромированных шурупах делают их незаменимыми для применения во влажных помещениях или вне дома.
5. Двойной шуруп незаменим для скрытого соединения деревянных деталей.
6. Наконец, работы с жестью и ДСП требуют применения специальных шурупов. В первом случае это шуруп специальной формы из закаленной стали, твердость которой позволяет при ввинчивании прорезать резьбу в жести и пластмассе непосредственно шурупом. Во втором случае (ДСП) в связи с рыхлой структурой поверхности материала применяют шурупы с незаостренным кончиком (рис. 20).
7. Шурупы по дереву выпускают с плоской, полупотайной и полукруглой головками, можно встретить также шурупы с привинченными дополнительными декоративными головками.
Шлицы шурупов различаются по форме Наряду с шурупами с простым шлицем используют крестообразные шурупы, головку которых отвертка «схватывает» намного прочнее, не соскальзывает и не повреждает поверхность шурупа; отвертка в этом случае автоматически центрируется в прорези.
Шурупы могут комплектоваться колпачками и шайбами - при некоторых видах креплений необходимо под головку шурупа подложить шайбу, прокладку или подкладное кольцо.
Соблюдение данной рекомендации особенно важно в тех случаях, когда соединению подлежат детали из мягких материалов: шайбы или прокладки помогают избежать слишком сильного утапливания головки шурупа в деталь, так как давление распределяется на большую площадь поверхности. Колпачки и покрышки для головки шурупа применяют в случаях, когда шуруп выполняет помимо функционального еще и декоративное назначение, является декоративным элементом; они изготавливаются из разных материалов и бывают разных цветов.
Учитель обращает внимание учащихся на разновидности шлицов головки шурупа.
Учитель.
При выборе длины шурупа необходимо учесть, что его длина должна быть в 2-3 раза больше соединяемой детали (верхней).
В верхней детали сверлят отверстие чуть более диаметра шурупа, а в нижней - 4/5 0 шурупа.
Для потайных и полупотайных головок шурупов отверстие раззенковывают. Завинчивают шуруп отверткой по часовой стрелке.
а) сверлом; б) зенковкой.
Учитель демонстрирует пример соединения деталей шурупами.
Как вы думаете, какое соединение деталей будет более прочным и надежным - гвоздями или шурупами?
На предприятиях сборщики выполняют операцию завинчивания шурупов с помощью электрошуруповертов, пневмошуруповертов.
5. Инструктирование по правилам безопасности при соединении деталей шурупами.
Учитель.Основными правилами безопасности являются:
не пользоваться шурупами со сбитым шлицом;
пользоваться только исправной отверткой;
ввинчивать шуруп только под прямым углом;
при ввинчивании не трогать шуруп руками;
после ввинчивания шуруп зачистить от заусенцев.
шуруп при ввинчивании не держите рукой, чтобы не повредить её, если отвёртка соскользнёт.
пользуйтесь исправной отвёрткой, точно подходящей к шлицу.
ось отвёртки, вставляемой в шлиц, должна быть продолжением оси шурупа.
нажимайте на отвёртку равномерно, так как она может выскочить из шлица головки шурупа
держите отвёртку двумя руками: левая направляет её на стержень, а правая — вращает.
не используйте шурупы с рваными прорезями и затупленным остриём, а также согнутые.
6. Практическая работа.
На непригодном материале потренируйтесь ввинчивать шурупы, предварительно подобрав шурупы и отвертку