1 | Орг. момент | Создание положительного эмоционального настроя учащихся на урок, подведение их к теме урока. | Орг. момент. – Добрый день! Вот звенит для нас звонок – начинается урок. Ровно встали, подтянулись и друг и другу улыбнулись. Садитесь (Настраивает учащихся на работу.) Создаем проблему, А как вы думаете какие из материалов человек научился обрабатывать и начал использовать в своей жизни первыми? Материал о котором мы сегодня с вами будем говорить используется с давних времен. О его источнике говорят: Весной веселит, Летом холодит, Осенью питает, Зимой согревает. Что это? (дерево) А материал как называется? (древесина). Ребята, оглянитесь вокруг и назовите мне, как можно больше предметов. сделанных из древесины.» (Ответы: мебель, полы, двери, рамы, столярный верстак и т. д.) Формирование темы урока, постановка цели Давайте сравним свойства древесины и таких материалов, как, например, металл и камень. Мы приходим к выводу, что древесина легкий, прочный, хорошо обрабатываемый режущим инструментом материал, отличается красивым внешним видом. Поэтому вам необходимо знать, какие пиломатериалы и конструкционные материалы получают из древесины, т. к. они имеют широкое применение. Назовите тему нашего урока? Объявляет тему урока: «Древесина. Пиломатериалы. Природные материалы» и ставит цели. | Приветствие учителя. Учащиеся, выполняя задание, предлагают варианты моделей одежды, описывая их изготовление, делают выводы. Анализируют, рассуждают, обсуждают, дают ответ, корректируют ответы товарищей, делают выводы. Принимают цели, высказывает своё мнение, помогают сформулировать тему, записывают тему в тетрадь |
2 | Целеполагание | Принятие учащимися темы урока и целей учебно-познавательной деятельности. | Мотивация к учебной деятельности Проблемный вопрос: В лесах нашей страны произрастают деревья более ста различных пород. Все они состоят из ствола, корней, ветвей, коры и листьев. Подумайте и ответьте, из каких частей дерева получают «деловую» древесину, которая идет на изготовление пиломатериалов (досок, брусков и т. д.)? . | Анализируют информацию, делают выводы, составляют предложение, отвечают на вопросы, перечисляют предметы из древесины. |
3 | Усвоение новых знаний и способов действий | Открытие нового знания – поиск решения проблемы – выражение решения проблемы. | Лесные массивы занимают в нашей стране площадь свыше 700 миллионов гектаров. Несмотря на такие огромные лесные богатства, все должны бережно относиться к лесу, так как он существенно влияет на климат, на растительный и животный мир Кроме того, лес имеет большое народнохозяйственное значение. Главный его продукт - древесина - применяется в строительстве, мебельном, спичечном производстве, химической промышленности и др. Лесные богатства в нашей стране охраняются законом. Демонстрация образцов изделий и материалов из разных пород древесины. Древесина- это природный конструкционный материал. Его получают из стволов срубленных деревьев различных пород. Различают лиственные породы, у которых на ветках растут листья (дуб, липа, берёза, осина, бук и др.) И хвойные, имеющие листья в виде иголок (ель, кедр, лиственница и др) Давайте посмотрим строение ствола дерева. Его хорошо видно на срезах ствола. Обратите внимание у вас на столе лежат информационные листки, давайте рассмотрим рисунок2 - Чем ствол покрыт снаружи? Корой Как называется молодой слой древесины?- заболонь Какое название имеет самая мягкая часть ?- сердцевина Самая пригодная часть для применения?- находится между корой и сердцевиной Дайте определение что такое луб? Как можно узнать возраст спиленного дерева? (по годичным кольцам). Молодцы Классификация по твердости (можно переломить – показ детям и вывод) Как вы думаете зачем нужно знать твёрдость древесины? (твердая древесина прочнее в изделии, но хуже обрабатывается, труднее забивать гвозди ит.д.) Текстура – природный рисунок на срезе древесины, получающийся при пересечении годичных колец, сердцевидных лучей и волокон. Применение текстуры в мебельном и художественно-декоративном производстве. Удобно ли изготавливать изделия из ствола дерева? Для дальнейшего использования что нужно сделать? (распилить) Такие материалы будут называться пиломатериалами. Виды пиломатериалов Найдите в учебнике чем отличаются доска и брусок. При работе с пиломатериалами нам нужно будет знать элементы пиломатериалов : пласть, ребро, торец кромка Физкультминутка Мы ладонь к глазам приставим, Через левое плечо! Ноги крепкие расставим. Все девчонки дружно встали Поворачиваясь вправо. И на месте зашагали. Оглядимся величаво. На носочках потянулись И налево надо тоже И друг к другу повернулись. Поглядеть из–под ладошек. Как пружинки мы присели И направо! И еще А потом тихонько сели. Демонстрация шпона. Как вы думаете что это за материал. Это шпон. Его получают на специальных станках: нож срезает с поверхности вращающегося бревна тонкий слой древесины. Этот процесс называют лущением. Затем листы шпона склеивают, поворачивая каждый второй лист на угол 90 градусов И получают фанеру. Ствол используется для получения пиломатериалов и шпона, а куда использовать ветки, горбыль, некачественную древесину? Демонстрация образцов ДСП, ДВП. Как вы думаете каким способом получены эти материалы (работа в группах 1 мин) Древесину измельчают, смешивают с синтетической смолой и прессуют плиты. Смотрят, слушают пояснения учителя, записывают понятия в тетради, отвечают на вопросы учителя, участвуют в беседе, выполняют задания. Читают текст, анализируют, выделяют значимое, формулируют ответы, , рассматривают рисунки учебника
Выясняют, как получают конструкционные материалы, где применяют и что из них изготавливают. В чем общий недостаток фанеры, ДСП и ДВП. | Отвечая на вопросы, анализируют ответы ,и исходя из проблемы ставят цели Учащиеся отвечают на наводящие вопросы учителя, анализируют ответы и делают вывод. Выполняют задание. . Проводит беседу о том, как получают конструкционные материалы, где применяют и что из них изготавливают. В чем общий недостаток фанеры, ДСП и ДВП. Выполняют пробное учебное действие чтобы понять, что я не знаю и самому найти способ решения (самостоятельная работа в парах). (Р), Извлекают необходимую информацию из текстов слайдов (П).
Фиксируют индивидуальное затруднение в пробном действии (Р). Выражают свои мысли, учитывают мнения других (К) |
4 | Рефлексия. Подведение итогов занятия. | Самооценка учениками собственной учебной деятельности на уроке, достижения поставленной на урок цели; оценка деятельности учащихся учителем. | Содержательная рефлексия: Инициирует рефлексию учащихся по поводу своего эмоционального состояния, своей деятельности, взаимодействия с учителем одноклассниками. Обеспечивает усвоение учащимися принципов саморегуляции и сотрудничества. Это может быть тестовое задание. - Что вызвало интерес? -- Что показалось трудным? Определяют уровень восприятия информации на уроке, состояние комфортности при коллективной, фронтальной и индивидуальной работе. - Что для тебя было легко (трудно)? - Доволен ли ты своей работой? - За что ты хочешь похвалить себя или кого-то из одноклассников? | Работают все на общий результат , своё несогласие высказывай вежливо, если не понял, переспроси. |