Краснодарского края специальная (коррекционная) школа-интернат
ст-цы Ленинградской
План-конспект урока
Тема: «Разметка и изготовление фальца фальцгобелем».
7 класс
Подготовил Богуш А. В.
учитель профильного труда.
Ст. Ленинградская
Тема: Разметка и изготовление фальца фальцгобелем.
Цель: Обеспечить усвоение учащимися приемов разметки фальца и строгание бруска фальцгобелем.
Задачи урока:
Образовательные:
- закрепить умения работы разметочными инструментами;
- способствовать запоминанию основных терминов, применяемых при изучении темы;
- учить приемам работы фальцгобелем;
Коррекционно-развивающие:
- коррекция и развитие связной устной речи (пополнение и обогащение словарного запаса, правильное произношение терминов) через выполнение устных заданий;
- коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук (соразмерности движений), рабочей позе при строгании;
- корригировать внимание и мышление в процессе выполнения практической работы;
Воспитательные:
- воспитывать трудолюбие, бережное отношение к инструменту, аккуратность в работе.
Тип урока: комбинированный.
Наглядные пособия: образец фальца, плакаты «Выполнение фальца фальцгобелем», «Рабочая поза при строгании».
Сегодня на уроке вы будете учиться размечать глубину фальца и строгать брусок фальцгобелем до линии разметки.
Теоретическая часть.
На прошлом занятии вы познакомились с ручными инструментами для профильного строгания – фальцгобелем и зензубелем.
- Для чего применяются эти инструменты? (Зензубель применяется для отборки и зачистки четвертей, фальцев при выполнении столярных работ. Фальцгобель применяется для отборки и зачистки фальца при выполнении столярных работ).
- Чем отличается зензубель от фальцгобеля? (Подошвой. Она имеет ступенчатый профиль. Нож находится в середине колодки, а по бокам имеются ограничители по глубине и ширине).
- Вспомните, из каких частей состоят эти инструменты, и сравним их с рубанком. (Фальцгобель и зензубель состоят из колодки, ножа, клина. У них нож узкий, колодка не имеет щечек, леток не сверху, а сбоку колодки).
Отгадайте ребусы. (Рубанок, зензубель).
Работа с классом.
- Вспомните правила безопасной работы при строгании.
Прежде чем приступить к строганию, нужно хорошо закрепить на верстаке брусок (или доску) клиньями или в зажиме верстака.
Работать можно только правильно настроенным и исправным инструментом.
При строгании деталей с дефектами и сучками надо соблюдать особую осторожность, лезвие инструмента выпускать очень незначительно.
Крепко держите инструмент двумя руками, не отвлекайтесь при работе.
Фальцгобель при работе всегда прижимают к боковой поверхности детали.
При строгании колодка инструмента должна находиться вертикально. Её положение контролируют по угольнику.
Не проверяйте руками качество отстроганной поверхности.
При забивании летка стружкой очищайте его небольшим клином из древесины твердой породы.
В перерывах кладите инструмент в лоток лезвием ножа от себя, следите, чтобы инструменты не выступали за край верстака
Не сдувайте стружки и не сметайте их рукой, пользуйтесь щеткой-сметкой.
При получении травмы немедленно обратитесь к учителю.
Физминутка.
Практическая работа.
Вводный инструктаж.
Организация рабочего места. Разложить инструменты на верстаке.
-Какие инструменты нам потребуются для разметки? (Для разметки фальца потребуются миллиметровая линейка, рейсмус и карандаш).
Необходимо помнить, что от точности и правильности разметки зависит качество соединения. Поэтому перед разметкой нужно обязательно проверить исправность разметочных инструментов и остро заточить карандаш. Только после контроля состояния инструментов можно приступать к разметке.
Разметка глубины фальца. Выбрать базовую (лицевую) пласть бруска, отметить волнистой линией. На противоположной стороне бруска от ребра на кромке отметить глубину фальца – 5мм. Используя рейсмус, нанести разметку на кромке по всей длине.
Работа с плакатами ««Выполнение фальца фальцгобелем», «Рабочая поза при строгании».
- Закрепление заготовки, демонстрация приемов работы, правильной хватки инструмента.
- Стоять у верстака вполоборота к нему, наклонив корпус несколько вперед.
Во время работы линейку фальцгобеля прижимают к кромке бруска. Строгают до линии разметки.
Текущий инструктаж. Самостоятельное выполнение учащимися задания. Текущие наблюдения учителя, контроль за соблюдением правил техники безопасности. Ответы на возникающие вопросы в процессе работы, проверка правильности выполнения задания. Корректировка хода практической работы.
Заключительный инструктаж.
Оценка результатов работы учащихся, разбор допущенных ошибок и анализ причин, их вызвавших.
Подведение итогов.
Рассказ учащихся о выполненной работе.
Вопросы: - Как выполняли разметку глубины фальца? - Какими инструментами и приспособлениями при изготовлении фальца вы пользовались?
- Как закрепляют брусок при строгании фальца? Показ лучших работ. Выставление оценок.
Уборка мастерской дежурными.
Литература.
Б. А. Журавлев «Столярное дело» 7-8 классы, М.: «Просвещение», 1993г
Бобиков П.Д. Справочник домашнего мастера, М.: Издательство Эксмо,2006.
Гушулей И.Н., Рига В.В. Основы деревообработки: Пробное учебное пособие для учащихся 7-8 классов средней школы. – М.: Просвещение, 2008.