2) Этап актуализации знаний и фиксирование индивидуальных затруднений в пробном учебном действии. Кто-нибудь знает, что такое художественная роспись? Сегодня мы познакомимся с росписью по дереву. |
Художественная роспись — (от писать, др.-русск. писа́ти; родств. пёстрый; греч. poikile; др.-инд. pimcáti — «украшает, придает вид») — искусство декорирования красками и кистью какой-либо поверхности. |
4) Этап построения проекта выхода из затруднения Хохлома́ — старинный русский народный промысел, родившийся в XVII веке в округе Нижнего Новгорода. Хохлома представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную красными, зелеными и чёрными тонами по золотистому фону. На дерево при выполнении росписи наносится не золотой, а серебристо- оловянный порошок. После этого изделие покрывается специальным составом и три-четыре раза обрабатывается в печи, чем достигается медово-золотистый цвет, придающий лёгкой деревянной посуде эффект массивности. Городецкая роспись — русский народный художественный промысел. Существует с середины XIX века в районе города Городец. Яркая, лаконичная городецкая роспись (жанровые сцены, фигурки коней, петухов, цветочные узоры), выполненная свободным мазком с белой и черной графической обводкой, украшала прялки, мебель, ставни, двери. В 1936 основана артель (с 1960 фабрика «Городецкая роспись»), изготовляющая сувениры; мастера — Д. И. Крюков, А. Е. Коновалов, И. А. Мазин. Среди самых распространенных сюжетов росписи – гулянья, чаепития, знаменитый городецкий конь с всадником, народные праздники. Роспись насыщена богатством красок русского лета с его луговым разнотравьем, озарена ярким полуденным солнцем, будто заливающим ослепительным светом пышные гирлянды цветов и причудливых птиц. | |
5) Этап реализации построенного проекта Мезенская роспись по дереву или палащельская роспись — тип росписи домашней утвари — прялок, ковшей, коробов, братин, сложившийся к концу XIX века в низовьях реки Мезень. Самая древняя датированная прялка с мезенской росписью относится к 1815 году, хотя изобразительные мотивы подобной росписи встречаются в рукописных книгах XVIII века, выполненных в мезенском регионе. Символы зверей, птиц, плодородия, урожая, огня, неба, других стихий идут ещё с наскальных рисунков и являются видом древнего письма, передающем традиции народов Севера России. Так, например изображение коня в традиции народов, издревле населявших эту местность, символизирует восход солнца, а изображение утки – это порядок вещей, она уносит солнце в подводный мир до рассвета и хранит его там. Традиционно предметы, расписанные мезенской росписью, имеют только два цвета – красный и чёрный (сажа и охра, позднее сурик). Жо́стовская роспись — российский народный художественный промысел росписи кованых металлических (жестяных) подносов, существующий с 1825 года в деревне Жостово Мытищинского района Московской области. Наиболее часто художники Жостово выполняют простые цветочные композиции в виде букетов, в которых ритмично чередуются большие садовые и более мелкие полевые цветы. Как правило, основу композиции составляют несколько крупных цветов, таких как роза, астра, пион, георгин или тюльпан, окруженные россыпью небольших цветов и бутонов и связанных между собой тонкими стебельками, веточками и листиками. Кроме крупных садовых цветов, некоторые художники выводят на первый план композиции скромные фиалки, ландыши, вьюнки или анютины глазки. Букеты как садовых, так и полевых цветов могут дополняться изображением фруктов, ягод, птиц и бабочек. Иногда живописцы изображают на подносах только натюрморты из фруктов или грозди ягод, таких как рябина. Кроме цветочных композиций, создается и сюжетная жостовская роспись, фото которой вы можете увидеть ниже. Как правило, она изображает сценки из жизни простых людей, пейзажи, ландшафты, а также лошадиные тройки. По большому счету, жостовская роспись (картинки представлены в статье) - это действительно настоящее искусство. | |
6) Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Полхов-Майда́нская ро́спись, — производство расписных токарных изделий в селе Полховский Майдан, деревне Крутец и посёлке Вознесенское Нижегородской области. Токарные изделия мастеров этого промысла — матрёшки, пасхальные яйца, грибы, солонки, кубки, поставки — щедро украшены сочной орнаментальной и сюжетной росписью. Среди живописных мотивов наиболее часто встречаются цветы, птицы, животные, сельские и городские пейзажи. С середины XIX века в селе Полх-Майдан стали производить некрашеную токарную деревянную посуду, которая реализовывалась на ярмарках. С начала 1920-х гг., видимо, под влиянием аналогичных изделий Сергиево-Посадских мастеров, полхов-майданская посуда начинает покрываться выжженным контурным рисунком. Вскоре выжигание стали раскрашивать масляными красками, а в середине 1930-х гг. анилиновыми красителями, разведенными на спирту. Постепенно выжженный контур рисунка вытесняется более экономичной и простой в исполнении наводкой тушью. Картинки, появляющиеся на изделиях, отличаются многообразием крупных и ярких (чаще красного оттенка) цветков, уже распустившихся или пока еще находящихся в стадии бутона. При этом различают несколько видов нанесения рисунка: цветы с наводкой - черный контур хорошо виден, цветы без наводки, пестрение - краски накладываются легкими мазками. Типичным является изображение фруктов (особенно яблок) и ягод, животных и птиц. Присутствует также городской либо сельский пейзаж, характерной чертой которого стала красная заря. Итак, с следующего занятия вы будете осваивать Полхов- Майданскую роспись более подробно и распишите доску. | Выполняют задание |