Конспект урока по технологии
5класс
Раздел: «Кулинария»
«Значение хлеба в питании. Особенности приготовления бутербродов»
Подготовила:
Куракина Е.А.
учитель технологии
высшей квалификационной
категории МОУСОШ №9
г. Балашов
Урок в 5 классе
Тема урока: Значение хлеба в питании человека. Особенности приготовления бутербродов.
Цель урока: познакомить учащихся с классификацией бутербродов, научить готовить бутерброды, совершенствовать художественный вкус.
Задачи:
Образовательная - сформировать у учащихся знания о ценности хлеба, его значении для питания человека, ознакомить с классификацией бутербродов
Воспитательная - воспитание аккуратности, опрятности в работе, привлечь внимание детей к эстетическому оформлению бутербродов, содействовать воспитанию самостоятельности, чувства ответственности за выполняемую работу.
Развивающая - сформировать знания, а также умения готовить бутерброды, научить соблюдать технику безопасности на уроках, развивать внимательность в работе.
Методы проведения занятия: беседа, рассказ, демонстрация, практическая работа.
Межпредметные связи: изобразительное искусство.
Материально-техническое оснащение:
- операционная система Microsoft Windows;
- текстовый процессор Microsoft Word;
- программа разработки презентаций Microsoft Power Point.
Мультимедийная презентация «Значение хлеба в питании человека. Особенности приготовления бутербродов»
Тип урока: Комбинированный
Ход урока
I. Организационная часть – 3 мин.
II. Сообщение новой темы, цели урока -5 мин Слайд 1,2
III. Изложение нового материала – 17 мин.
Издавна у славян существовал обычай: люди, переломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь. ХЛЕБ - посол мира и дружбы. С хлебом провожали на фронт, встречали с войны. Дорогих гостей встречали хлебом - солью.
Хлеб – один из самых удивительных продуктов природы и человеческого труда, один из самых древних и самых значительных, самых надежных видов пищи на земле. Это очень важный продукт питания. В народе издавна говорится, что «хлеб – всему голова». Уважение к хлебу – это, прежде всего уважение к труду человека. Вспомните, какие знаете пословицы и поговорки о хлебе?
Пословицы о хлебе: « Кто хлеб печет – тому и почет», «Худ обед, когда хлеба нет», « Если хлеба ни куска, то и в тереме тоска», « У кого хлеб родится, тот всегда веселится», « Хлебушка – калачу дедушка» и другие.
Как вы думаете, полезен ли хлеб?
"Заболев, мы вкус к хлебу теряем в последнюю очередь; и как только он появляется вновь - это служит признаком выздоровления", - А.О. Пармантье.
Все, наверное, читали сказку Г.Х. Андерсена "Девочка, которая наступила на хлеб": "бросила в лужу свой хлеб, чтобы наступить на него и перейти лужу, не замочив ног. Но едва она ступила на хлеб одною ногой, а другую приподняла, собираясь шагнуть на сухое место, хлеб начал погружаться с нею все глубже и глубже в землю - только черные пузыри пошли по луже!". Здесь хлеб воспринимается как символ святой и чистой жизни. Для русских людей хлеб испокон веков был не только пищей, но и предметом национальной гордости, благосостояния.
Показателем питательной ценности хлеба является высокая калорийность и хорошая усвояемость. Калорийность хлеба колеблется в пределах 180 – 410 ккал на 100г продукта, усвояемость – 90-94%
Какие сорта хлеба вы знаете? Какой хлеб считается самым полезным?
Есть хлеб пшеничный и ржаной. А самым полезным считается хлеб ржаной.
Как вы думаете – почему? В ржаном хлебе больше всего витаминов группы «В» и ценных минеральных веществ.
( слайд №3)
Хлеб - продукт, содержащий белки (5,5-9,5%), углеводы (42-50%), витамины группы B, минеральные соли (кальция, железа, фосфора - 1,4-2,5%), органические кислоты. Хлебом удовлетворяется почти вся потребность организма человека в углеводах, на треть - в белках, более чем на половину в витаминах группы B, солях фосфора и железа. Об огромном значении хлеба в питании И.П. Павлов писал: "Недаром над всеми явлениями человеческой жизни господствует забота о хлебе. Он представляет ту древнейшую связь, которая соединяет все живые существа, в том числе и человека, со всей окружающей средой".
Блюда из черствого хлеба. В каждой семье, как правило, остаются кусочки черствого хлеба, но не каждая хозяйка знает, что из них можно приготовить много вкусных, питательных блюд, изделий. ( Пирог с джемом, каравай лимонный, гренки, пирожное картошка и т. д.) (слайд №5)
А что еще можно приготовить, используя хлеб? Ну конечно же - бутерброд. (слайд №6)
Слово «бутерброд» - немецкое слово в переводе «хлеб с маслом».
Специалисты, которые серьёзно прониклись вопросом возникновения бутерброда, утверждают, что он был создан иудеями. Другие специалисты уверены, что у бутерброда мусульманское происхождение. Но и в том, и в другом случае его использовали в качестве альтернативного варианта при ритуале жертвоприношений.
Есть ещё одна довольно увлекательная и забавная версия его происхождения.
История была основана на том факте, что в апреле 1520 года в это время в замке (во время осады) произошла эпидемия. Молодой Николай Коперник заметил, что солдаты болели чаще те, которые в пищу употребляли хлеб. В виду того, что куски хлеба падали на пол и в условиях плохого освещения, отследить качество очистки было невозможно. Коперник предложил мазать одну из сторон светлым составом (взбитые сливки) в качестве индикатора загрязнённости. Прошло немного времени, и беда отступила вместе с захватчиками, а нам достался продукт именуемый бутербродом.
Зачастую мы даже не задумываемся, насколько широко распространены бутерброды. Они популярны, потому что очень легки в приготовлении и удобны в переноске. Многие специалисты говорят, что если бы им предстояло выбирать лучшее кулинарное изобретение, то это место по праву бы занял дружище-бутерброд, у которого есть все предпосылки называться лучшим. Он универсален, многолик и часто приходит к нам на помощь в этом скоростном мире, где главной нашей ценностью является время.
По способу приготовления бутерброды делятся на: холодные и горячие; простые и сложные; открытые и закрытые; слоистые; закусочные.
(слайд №7,8,9,10,11)
По форме бутерброды бывают: круглые, овальные, треугольные, квадратные, ромбические. ( слайд №12)
Канапе - это маленькие бутерброды толщиной 0,5-0,8 см, шириной или диаметром 3-4 см, приготовленные на любом хлебе или печенье. Их подают к кофе, чаю, как закуску к ужину или перед обедом. По форме они могут быть треугольные, четырехугольные, круглые, квадратные, ромбовидные и др.
Хлеб лучше использовать плотный, не ноздреватый, слегка черствый. Хлеб удобнее нарезать по всей длине буханки на ломтики толщиной 0,5-0,8 см. Если нужно, их поджарить, охладить, намазать маслом или масляными смесями, уложить продукты, затем нарезать, придавая нужную форму, украсить. Канапе прокалывают шпажкой, при помощи которой их удобно есть.
Для украшения канапе применяют, свежую зелень петрушки, зеленый лук, маслины, рубленые крутые яйца, лимон, свежие яблоки, маринованный красный перец, ягоды моченой брусники и др. До подачи к столу маленькие закусочные бутерброды целесообразно поставить в холодильник для того, чтобы продукты хорошо пристали к хлебу. ( слайд №13)
Особенности приготовления бутербродов следующие: ( слайд №14)
Хлеб, батон нарезают тонкими ломтиками (для открытых бутербродов -1 - 1,5 см; 0,5 - 1 см – для закрытых бутербродов).
Хлеб можно слегка обжарить с обеих сторон до золотистой корочки;
Сверху наносится слой сливочного масла, масляные смеси и другие наполнители, затем кладутся продукты, салаты, фрукты и др.;
Сливочное масло предварительно хранят в теплом помещении или взбивают;
Все продукты, используемые для приготовления бутербродов, должны сочетаться по вкусу;
Готовят бутерброды непосредственно перед подачей, укладывают на блюдо и красиво украшают;
Бутерброды должны быть сочные, обильно покрытые различными продуктами;
Чтобы бутерброды не сохли, их накрывают смоченным в холодной воде полотенцем, затем целлофаном и ставят в холодильник.
Для приготовления бутербродов можно использовать хлеб, печенье, кекс и бисквит.
Требования к качеству готовых бутербродов (слайд № 15)
Горячие бутерброды должны быть определенной температуры
Продукты, входящие в состав бутербродов, должны быть свежими
Хлеб не должен быть слишком толстым или тонким
Хлеб должен быть полностью покрыт продуктами
V. Практическая работа – 35 мин.
Для выполнения практической работы необходимо разделиться на 3 группы. Каждая группа будет готовить свои варианты бутербродов, пользуясь инструкционными картами..
(Инструктаж техники безопасности при работе с режущими инструментами, электрической духовкой)
Инструкционная карта № 1
Канапе с сыром и помидорами
Необходимые продукты:
Хлеб бородинский ,10 г сливочного масла ,помидоры свежие, 30–40 г сыра, зелень укропа рубленая.
Способ приготовления рецепта:
Из ломтиков хлеба вырежьте кружочки, используя формочку для печенья.
Намазать маслом кусочки хлеба, затем кусочек твердого или слой плавленого сыра, посыпать рубленым укропом, сверху — маленький ломтик помидора. Все закрепите шпажкой. Приятного аппетита!
Инструкционная карта № 2
Горячие бутерброды
Необходимые продукты:
Батон нарезной, майонез, шпроты, огурцы соленые, твердый сыр, зелень.
Способ приготовления:
Каждый ломтик батона намазать майонезом, положить одну рыбку, кружок огурца и сверху посыпать тертым сыром. Бутерброды помещаем в разогретый духовой шкаф на 5-10 минут. На расплавленный сыр кладем веточку зелени. Приятного аппетита!
Инструкционная карта № 3
Веселые бутерброды
Необходимые продукты:
Хлеб пшеничный, плавленый сыр, помидоры свежие (мелкие), оливки, зелень.
Способ приготовления:
Нарезать хлеб на кусочки, любой формы. Подсушить в духовом шкафу. Каждый кусочек хлеба намазать слоем сыра, посыпать рубленой зеленью. Свежий помидор, разрезать на две половинки, положить на хлеб. Из оливок вырезать детали божьей коровки. Приятного аппетита!
(Обход групп для оказания консультации по выполнению работы)
VI. Рефлексия, выставление оценок.– 10 мин.
Контрольные вопросы к учащимся:
Все ли у вас получилось, какие встретили трудности?
Пригодятся ли вам знания, полученные на этом занятии в дальнейшей вашей жизни?
Дегустация бутербродов.
VII. Домашнее задание - 2 мин.
1.Приготовить на завтрак бутерброды. Получить оценку у родителей.
2.Выяснить какие бутерброды делают родители. Узнать рецепт их приготовления.
VII. Информационные ресурсы 19 слайд.
. Бутербродные фантазии / С. Д. Черномурова. - Краснодар: « Сов. Кубань», 2002.
Основы кулинарии: Ермакова В. И. 10 – 11 кл. - М.: «Просвещение», 1993
Украшение блюд. Фантазии из овощей и фруктов. - М.: АСТ – ПРЕСС Книга,2006.
http://www.kulina.ru/articles/rec/zakuski/byterbrodi/
http://goodrecept.ru/?m=nots&id=770E2FE300#a2
http://images.yandex.ru/yandsearch?text