Тема урока: «Приёмы работы на токарном станке. Точение деталей из древесины».
Цель урока: Способствовать формированию и развитию первоначальных умений навыков работы на токарных станках.
Формировать и развивать познавательный интерес учащихся к предмету.
Методическое оснащение урока:
Чертежи, заготовки, резцы, наборы столярного инструмента, шлифовальная шкурка, таблицы: чертеж скалки и технологическая карта на ее изготовление, индивидуальные памятки "Техника безопасности при работе на токарных станках по дереву”
План занятия.
1. Организационная часть.
приветствие;
проверка явки учащихся;
заполнение классного журнала;
проверка готовности к уроку;
доведение до учащихся план урока.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по трудовому обучению »
Технология обработки древесины 6 класс
Карибуллин Фарит Галимович учитель технологии.
Категория: высшая.
Акмолинская область г. Степногорск.
Средняя школа №7 им.Ю.А. Гагарина
Тема урока: «Приёмы работы на токарном станке. Точение деталей из древесины».
Цель урока: Способствовать формированию и развитию первоначальных умений навыков работы на токарных станках.
Формировать и развивать познавательный интерес учащихся к предмету.
Методическое оснащение урока:
Чертежи, заготовки, резцы, наборы столярного инструмента, шлифовальная шкурка, таблицы: чертеж скалки и технологическая карта на ее изготовление, индивидуальные памятки "Техника безопасности при работе на токарных станках по дереву”
План занятия.
1. Организационная часть.
приветствие;
проверка явки учащихся;
заполнение классного журнала;
проверка готовности к уроку;
доведение до учащихся план урока.
2. Повторение материала по теме предыдущего урока "Устройство токарного станка по дереву”
Перечислите основные узлы токарного станка по дереву. Найдите их на станке и определите назначение
Какое движение называется главным, а какое вспомогательным?
Какие правила безопасности нужно соблюдать при работе на токарном станке по дереву?
Что называется технологической картой?
3.Формирование новых знаний.
Демонстрирую работу с заготовкой; ее установку и закрепление. Ученикам рассказываю, что заготовки для точения не должны иметь трещин и сучков. При выборе заготовки предусматривается припуск по длине 30-50-мм, а по диаметру 4-6 мм.
Чтобы закрепить заготовку с помощью трезубца, в одном торце заготовке делают неглубокий (4-6 мм) диаметральный запил ножовкой для трезубца. Трезубец вводят левого торца заготовки. Правый конец заготовки поддерживают центром задней бабки. При этом центр задней бабки смазывают солидолом, чтобы не допустить перегрева древесины, который затем поджимаю задней бабкой. Ось заготовки должна располагаться по линии центров станка.
После закрепления заготовки ученикам демонстрирую установку подручника, показываю способ проверки правильности установки заготовки проворачиванием ее от руки. Верхняя опорная линейка должна располагаться по лини центров или на 1-3 мм выше ее. Зазор между заготовкой и подручником равен 2-3 мм. По мере обработке заготовки подручник перемещают.
Учащимся показываю резцы – для чернового и чистового точения. В практике черновой резец называют полукруглой стамеской (рейером), чистовой стамеской (майселем). Термин "рейер” происходит от голландского слова, означающего в переводе "перемещаться, передвигаться”. "Майсель” – немецкого происхождения, переводится как "вырезать, высекать”. Объясняю, что сконструированы резцы на основе принципа клина, все они имеют определенный угол заточки. Особенностью обдирочных резцов является полукруглая форма с фаской. Чистовые имеют фаски с двух сторон, благодаря чему образуется угол заострения. Эти резцы служат для обточки цилиндрических и фасонных поверхностей. При этом режущая кромка косой стамески располагается под углом 40о к оси центров. Угол резания (угол между вертикальной плоскостью и верхней гранью стамески) равен 35-60о. Кроме того, чистовыми резцами выполняется подрезание торцов и уступов, отрезание и вытачивание канавок. Для обточки фасонных поверхностей применяют также профильные (фасонные) резцы.
В ходе объяснения приемов работ демонстрирую рабочую позу, хватку инструмента и приемы точения цилиндрической поверхностей. При этом обращаю внимание на выполнение правил охраны труда. Напоминаю некоторые из них.
Правила безопасности 1. Не включать станок без разрешения учителя. 2. Надежно крепить заднюю бабку станка. 3. Проверить заготовку, чтобы она не имела трещин. 4. Надежно крепить заготовку. 5. Перед работой на токарном станке подготовить рабочее место: убрать все лишнее со станка и вокруг него, подготовить и разложить только нужные инструменты и приспособления. 6. Проверить рабочий инструмент. Ручки не должны иметь трещин, должны быть прочно насажены. 7. Заправить одежду. Застегнуть все пуговицы. Длинные волосы убрать под берет. 8. Перед пуском станка надеть защитные очки. 9. В процессе точения периодически останавливать станок и поджимать деталь центром задней бабки, устраняя зазоры. 10. Периодически, по мере срезания поверхности, при остановках станка подводить подручник к поверхности заготовки на 2...3 мм, проворачивать заготовку вручную на 2...3 оборота и надежно крепить подручник. 11. Во время работы не отвлекаться, не отходить от станка. 12. Все настроечные операции проводить только при отключенном и остановленном станке. 13. Не обрабатывать деталь вблизи трезубца. 14. Не останавливать заготовку руками. 15. Обо всех неисправностях сообщать учителю
Затем поясняю и показываю приемы грубой обработки цилиндрической поверхности: полукруглую стамеску удерживаю правой рукой за рукоятку, а левой сверху плотно прижимаю к подручнику. В процессе точения сначала снимаю первую стружку толщиной 1-2 мм. При последующем точение резец перемещаю по заготовке в направлении слева направо и справа налево. При каждом проходе снимаю стружку толщиной 1-2 мм.
4. Практическая работа
После объяснения в присутствии учителя ученики выполняют упражнения по установке заготовки, ее креплению и пробному точению цилиндрической поверхности.
Во время точения деталей из древесины по чертежам ученики закрепляют умения по чтению чертежей и по анализу элементов конструкции изделия. Чтение деталей ведут в следующей последовательности: