Конспект урока по теме «Вождение гусеничного трактора задним ходом»
Конспект урока по теме «Вождение гусеничного трактора задним ходом»
План-конспект открытого урока по теме «Вождение гусеничного трактора задним ходом» составлен в соответствии с ФГОС. Основным направлением, является закрепить умение по подготовке трактора к работе, пуску двигателя, пользованию рычагами с педалями, а также выработать умение обучающегося по вождению трактора задним ходом, соблюдая правила техники безопасности. Место урока находится в разделе – первоначальное обучение вождению трактора и проводится для студентов первого курса. Задача: научить водить трактор задним ходом. Входе урока выполняются учебно-производственные работы такие как : проведение ЕТО, запуск двигателя, трогание с места, вождение трактора задним ходом, торможение, змейка. Материально техническое оснащение урока: трактор ДТ-75ДС4, инструкционно-технологическая карта, маршрут движения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме «Вождение гусеничного трактора задним ходом» »
Бунин Юрий Александрович
Конспект урока по теме
«Вождение гусеничного трактора задним ходом»
План урока
Тема "Вождение гусеничного трактора задним ходом"
Время выполнения: 1 час.
Цели урока:
Образовательная:
1. Закрепить умение обучающегося по подготовке трактора к работе, пуску двигателя, пользованию рычагами с педалями;
2.Выработать умение обучающегося по вождению трактора задним ходом, соблюдая правила техники безопасности.
Воспитательная: воспитывать интерес к профессии тракториста, добросовестность, ответственность и культуру труда. Умение соблюдать правила и нормы при выполнении упражнения.
Развивающая: развивать техническое мышление, самостоятельность, умение использовать в речи профессиональную терминологию.
Задача: Научить водить трактор задним ходом.
Тип урока: изучение трудовых приемов.
Место проведения: гараж, учебный полигон.
Метод обучения: наглядный, практический, словесный, индивидуальный.
Материально техническое оснащение урока:
Трактор ДТ-75ДС4, инструкционно - технологическаякарта, учебно-путевой лист, комплект инструментов, ветошь, маршрут движения.
Следить за правильностью пользования инструментами, оборудованием, учебно-технической документацией, соблюдением правил техники безопасности.
Поставить трактор на место стоянки.
Заключительный инструктаж (10 минут)
Сообщение о достижении цели.
Подведение итогов и анализ выполнения заданий обучающимся.
Разбор типичных ошибок, допущенных во время выполнения задания и характерных недостатков, рассмотрение путей их предупреждения и устранения.
Анализ выполнения правил безопасности, соблюдения обучающимся трудовой и технологической дисциплины.
Подведение итогов работы обучающегося; сообщение итоговой оценки за урок в соответствии с критериями оценочного листа.
Сообщение темы следующего урока.
Выдача домашнего задания(2 миуты)
- повторить перечень операций ЕТО трактора, порядок запуска пускового и основного двигателя Т.Б.
Мастер производственного обучения Бунин Юрий Александрович
Конспект урока.
1.Организационный момент.
В организационной части урока мастер п/о проверяет форму одежды обучающегося в соответствии с правилами охраны труда. Спецодежда должна соответствовать времени года и погоде, быть в соответствии с размером. Проверяет рабочее место, которое должно находится в соответствующем виде: исправность трактора, чистота, исправный инструмент, наличие учебного пособия, оборудованный полигон.
Сегодня наша тема урока «Вождение гусеничного трактора задним ходом». Мастер сообщает цели урока. Урок проводится на учебном полигоне.
2.Мастер знакомит обучающегося с критериями оценок, где основными показателями являются:
А- правильность выполнения приёмов и операций.
Б- самостоятельность при выполнении приёмов и операций.
В- Соблюдение правил техники безопасности.
Баллом «5» - оценивается безошибочное и в полнее самостоятельное выполнение всех приёмов и операций, строгое соблюдение техники безопасности.
Баллом «4» - оценивается самостоятельное выполнение всех приёмов и операций при наличии единичных несущественных недочётов, соблюдение техники безопасности.
Баллом «3» - оценивается выполнение приёмов и операций с несущественными недочётами при значительной помощи мастера, незначительное нарушение правил техники безопасности.
Баллом «2» - оценивается выполнение приёмов и операций грубых ошибок, даже после помощи мастера, грубые нарушения правил техники безопасности.
3.Проверка знаний обучающегося по материалу предыдущего урока и предметов профессионального цикла:
- Перечислить правила ТБ при проведении ЕТО трактора, запуска двигателя;
- Рассказать о порядке запуска двигателя;
- Показать и назвать рычаги и педали, которыми пользуются при трогании трактора с места и остановке;
- Какими рычагами и педалями можно осуществить поворот трактора?
4.Задание выполняется в строгой последовательности:
Необходимо провести ежесменное техническое обслуживание;
Подготовить трактор к запуску двигателя;
Начать движение трактора передним ходом;
Водить трактор задним ходом, соблюдая правила техники безопасности.
5-6.Проведение инструктажа по технике безопасности. Роспись в журнале по технике безопасности.
-Перед запуском двигателя нейтральное положение рычагов и включен стояночный тормоз;
- При трогании с места подай звуковой сигнал и убедись в отсутствии препятствий спереди и сзади трактора;
- Соблюдай правила дорожного движения.
7.Знакомство с маршрутом движения по учебному полигону: Объяснение условных обозначений, мест остановок, движения задним ходом, разметочного оборудования. (Приложение 1)
8. Мастер п/о подводит итог по реализации цели урока. Знакомит обучающихся со схемой маршрута движения, показывает на местности расположение его отдельных элементов и предупреждает о постепенно усложняющихся условиях вождения:
- Трогание с места на передаче заднего хода;
- Осуществить плавный поворот вправо, влево на задней передаче;
- Осуществить крутой поворот направо, налево на задней передаче;
Затем объясняется, как контролировать движение по заданному маршруту и соотносить габариты трактора с размерами ограниченных проездов. В конце вводного инструктажа даются указания пустить дизель и при необходимости его повторить. Далее мастер п/о показывает приёмы управления трактором на наиболее характерных участках маршрута. Обучающийся должен вести трактор в заданном направлении без жёстких ограничений полосы движения, плавно производить повороты и развороты, останавливаться, соблюдая правила техники безопасности.
После объяснения и показа мастером обучающийся садится за рычаги и повторяет действия мастера. Включив заднюю передачу, он увеличивает и уменьшает скорость, плавно без рывков поворачивает трактор, следуя указанием мастера. Чтобы убедится в умении соотносить положение, габариты и скорость трактора со средой вождения, трактор следует провести по прямолинейной и извилистой полосам шириной 3-3,5 м. и через такие же ворота.
Во время упражнения указываю на характерные ошибки обучающегося.
Комментирую действия обучающегося на пройденном пути и напоминаю о том, что при дальнейшем движении нужно руководствоваться дорожными знаками и текстовыми указателями и маршрутом движения. При вождении на разворотах, извилистых участках и в случае выхода за пределы полосы движения или наезд на вешки, манёвр повторяю да тех пор, пока он не будет выполнен правильно. Проезд через ворота усложняется, уменьшается их ширина. При движении по маршруту мастер п/о избегает частых замечании и указании, чтобы приучить обучающегося к самоконтролю.
Контрольным упражнением по этому уроку может служить маневрирование на конечном, наиболее сложном для вождения, участке ( прохождение змейки задним ходом). Если он успешно пройден, то тема урока и цель его достигнута с соответствующей оценкой. В противном случае делается небольшой перерыв, чтобы дать обучающемуся повторить попытку. Ошибки, которые фиксируются в ходе выполнения упражнения, принимаются во внимание при определении оценки:
- Выезд за границу полосы движения;
- Отклонение от заданного маршрута;
- Наезд на вешки;
- Начало движения трактора рывками;
- Остановка двигателя и нарушение правил охраны труда.
Главный критерий оценки точность вождения трактора по полосе движения. Мастер следит за реакцией обучающегося на меняющуюся обстановку и за тем, как целесообразны и скоординированы его ответные действия органами управления. Учитывается также степень самостоятельности, точность и уверенность движений, соблюдение правил охраны труда при подготовке трактора к выполнению задания.
В заключительном инструктаже сообщается о достижении цели урока. Подводятся итоги и анализ выполнения заданий. Разбираются ошибки, допущенные при выполнении задания. Рассматриваются пути их предупреждения и устранения. Соблюдение правил техники безопасности. Отмечаются его положительные стороны. Проходит самооценка. Выставление итоговой оценки в журнал производственного обучения и учебный путевой лист.
Задание на дом : Повторить ежесменное техническое обслуживание трактора. Повторить схему переключения переменных передач. Повторить порядок запуска двигателя, технику безопасности при движении задним ходом.
Приложение 1
Маршрут движения №4
Тема:Вождение гусеничного трактора задним ходом.
Место проведения: учебный полигон
Условные обозначения:
Место стоянки
Вождение по прямой
Вождение задним ходом
Инструкционно-технологическая карта
Тема: Проведение ЕТО трактора (через 8-10 мото/часов)
Цель: Поддержание трактора в работоспособном состоянии в процессе его использовании.
№п/п
Последовательность выполнения задания
Технические условия и указания к выполнению задания
1.
Очистить трактор от пыли и грязи.
Очистить с помощью щёток и обтирочного материала.
2.
Внешним осмотром проверяют отсутствие подтеканий топлива, масла и электролита, проверить состояние наружных креплений.
Уровень масла в картере должен быть между нижней и верхней меткой на маслоизмерительной линейке (щуп), заполнить баки топливом. Заполнить при необходимости бак гидросистемы маслом.
4.
Проверить уровень охлаждающей жидкости в радиаторе(системе охлаждения).
В систему охлаждения нужно заливать тосол или мягкую и чистую воду через воронки с сеткой до уровня горловины радиатора
5.
Проверить и при необходимости отрегулировать натяжение ремня вентилятора(генератора).
При нажатии большим пальцем руки с усилием 30-60Н(3-6кгс) ремень должен прогибаться на 10-15мм(генератора) и 15-20мм(вентилятора).
6.
Завести трактор, проверить работу контрольных приборов, ослушать двигатель и проверить работу звуковой и световой сигнализации. Пустить трактор в движение и убедиться в отсутствии посторонних стуков, шумов в трансмиссии и ходовой части
Приборы показывают правильные параметры. Двигатель работает без перебоев и посторонних стуков в трансмиссии и ходовой части.
7
Прогреть двигатель трактора
Температура двигателя 50градусов
.
Соблюдай правила техники безопасности и пожарной безопасности!