kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по технологии в 7 классе по теме "Изготовление изделий на токарном станке по обработке древесины""

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по теме «Изготовление  изделий   на токарном станке  по обработке древесины»  для учащихся 7 класса .Это четвертый  урок  из раздела «обработка древесины».Основная цель урока : научить учащихся  изготовлять изделия с коническими и фасонными поверхностями на токарном станке по дереву, используя  технологическую карту. Урок рассчитан  на два часа, большая часть урока -  практическая работа.Перед  началом практической работы  на токарном станке необходимо провести  инструктаж по технике безопасности .В конце урока  организовать выставку лучших работ учащихся,указать  на   допущенные в ходе выполнения работы ошибки.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технология 7 класс Разраб урока»

Урок по технологии в 7 классе. Тема : Изготовление изделий на токарном станке по обработке древесины

Цели:

Образовательная : ознакомить учащихся с технологией изготовления деталей с коническими и фасонными поверхностями выполненными из древесины;

Развивающая : развивать навыки работы по чертежу и технологической карте изделия, самоорганизации практической деятельности;

Воспитательная: воспитывать внимание, аккуратность, технологическую дисциплину, трудолюбие, бережливость, ответственность за результат своей деятельности.

Тип урока: комбинированный (освоение новых знаний, обобщение и систематизация изученного, применение практических умений и навыков работы на станке).

Методы обучения: устный опрос, рассказ, демонстрация наглядного пособия и приёмов работы на токарном станке СТД – 120М при вытачивании фасонных изделий, практическая работа.

Наглядные пособия: ручка для напильника.

Оборудование: токарный станок по обработке древесины СТД – 120М, токарные стамески, технологическая карта изделия, образец изделия.

Ход урока:

I. Организационно-подготовительная часть.

Приветствие учителя, контроль посещаемости, проверка готовности учащихся к уроку.

II. Актуализация знаний.

1. Практическое задание.

Учитель раздаёт учащимся изделия из древесины, выполненные на токарном станке СТД – 120М и предлагает выбрать стамески или резцы, с помощью которых эти изделия были изготовлены. (Учащиеся отбирают инструмент и поясняют причину его выбора).

2. Сообщение темы и цели урока.

– Используя знания функциональных особенностей станков токарной группы и применяя режущий инструмент, мы можем изготовить сегодня одно из изделий прикладного назначения – ручку напильника как образец изделий декоративно-прикладного творчества.



3. Сообщение учащегося «Использование древесины в народном хозяйстве».

Все породы древесины можно разделить не только на хвойные и лиственные, но и твёрдые и мягкие. Для выполнения токарных работ мастер определяет, каким целям будет служить будущее изделие. В зависимости от этого выбирает древесину по твёрдости, мягкости, для выполнения декоративных изделий обращает внимание на текстуру и породу древесины. Породу древесины можно определить не только по коре, сучьям, хвое или листьям, но и по текстуре, цвету и запаху. Самыми распространёнными породами древесины, используемыми для изготовления декоративных изделий, являются: дуб, акация, вяз, лиственница, сосна, кедр, орех, бук и т. д. Для изготовления изделий, которые будут использоваться в виде инструмента или предметов быта (ручка для напильника, скалка, картофелемялка, ножки стула или табурета и т.д.) используют твёрдые породы древесины: берёза, дуб, орех, граб, вяз, клён, ясень и т.д. Текстура у этих пород древесины иногда не имеет ярко выраженного природного рисунка, но порочность позволяет говорить о том, что изделия, выполненные из этих пород, прослужат долго. Из твёрдых пород древесины в народном хозяйстве делают строительные леса, которые используются для выполнении ремонтных и отделочных работ фасадов зданий, тара для пищевых, промышленных товаров, а также для станков и оборудования, частично используется в машиностроении.

III. Изложение нового материала.

1. Вводная беседа.

Учитель. Художественное точение – широко распространённый вид художественной обработки древесины, применяемый при изготовлении мебели, посуды, игрушек и других предметов, который ведёт своё начало от старинных русских и казахских промыслов.

Для художественного точения применяют древесину груши, яблони, сливы. Эти породы древесины нам очень хорошо знакомы, так как они являются фруктовыми деревьями, которые мы привыкли видеть с раннего детства на даче, приусадебном участке и т.д. Но нельзя забывать и о таких породах древесины как клён, берёза, бук, дуб, ясень, липа, сосна.

Учитель демонстрирует различные породы древесины в виде заготовок и изделия, выполненные из них (шахматы, кегли, картофелемялки, рукоятки для напильников, киянки). Обращает внимание учащихся на рисунок фактуры древесины и цвет.

Сущность процесса резания при точении на токарном станке заключается в снятии поверхностного слоя обрабатываемой заготовки в виде стружки. На токарном станке можно обрабатывать цилиндрические, конические и фасонные поверхности. В 6-м классе мы научились обрабатывать на токарном станке по обработке древесины цилиндрические поверхности. Сегодня будем работать над коническими и фасонными. У фасонных деталей сочетаются цилиндрические, конические, сферические поверхности с галтельными переходами. Скругления углов называют галтелями. Слово «галтель» произошло от немецкого «жёлоб».

Галтельными переходами называют плавные закругления (переходы) между двумя смежными поверхностями. Для получения фасонных поверхностей заготовке вначале придают цилиндрическую форму, используя при этом стамески для чернового и чистового точения, затем работа производится прямыми или фасонными стамесками (рис. 1)



Рис.1. Инструменты для точения деталей на токарном станке: а – полукруглая (рейер); б – косая (майзель); в – крючковая; г – ложечная: д – прямая: е – фасонная.

Фасонные поверхности обтачивать намного сложнее, чем цилиндрические или конические. Основная трудность состоит в том, что такие поверхности не всегда и не во всех местах можно измерить, а также необходимо чётко выдерживать размеры отдельных элементов детали, как по длине, так и по диаметру.

Учитель показывает образец изделия, например: шахматную фигуру, где обращает внимание на переходы контура детали

Для изготовления детали с фасонными поверхностями применяют различные криволинейные шаблоны, или точные измерительные инструменты (штангенциркуль) и др. Особенно это важно тогда, когда необходимо выполнить ряд одинаковых изделий, например: шахматы (рис. 2).

Рис. 2. Контрольно-измерительные инструменты: а – кронциркуль; б – линейка; в,г – шаблон; д – штангенциркуль.

Имеется много деталей, поверхность которых состоит одновременно из цилиндрических и конических элементов, валиков и закруглений. Так, ручка напильника (рис.3) состоит одной сферической поверхности 1, галтельного перехода 2, двух цилиндрических 3,4 и одной конической поверхности 5

Рис.3. Фасонная поверхность ручки напильника.

Криволинейные поверхности обтачивают согласно чертежу.

2. Последовательность выполнения точения фасонных поверхностей на токарном станке СТД 120М.

1). Изучение технологической карты «Изготовление ручки напильника» ( см. стр 120 учебника)

2). Для художественной обработки применяют токарные стамески (рис.1).

3) Для контроля качества выполненных изделий применяются шаблоны и нутромеры с линейкой (штангенциркуль).

4). При необходимости поверхность готового изделия покрывают морилкой, грунтовкой, лаком или просто вощат.

3. Демонстрация приёмов точения учителем.

Учитель. Я покажу вам процесс изготовления ручки для напильника, начиная с подготовки заготовки, установки и закрепления её на станок, точение и получение готового продукта труда. Подобным образом, используя токарные стамески для фасонного точения можно сделать тарелку, вазу, шахматную фигуру и т.д.

Учитель демонстрирует приемы точения ручки напильника, обращая внимание на последовательность операций, контроль размеров и технику безопасности:

  • вначале выбирают заготовку с учётом припуска на обработку ;

  • устанавливают её на токарный станок, используя при этом специальное приспособление - трезубец и точат цилиндрическую поверхность ;

  • выполняют черновое точение заготовки до диаметра 32мм ;

  • проверяют диаметр выточенной детали на диаметр 32мм штангенциркулем, выполняют разметку по всей длине детали ;

  • проверяют качество разметки по шаблону, делают разметку для металлического кольца ;

  • проводится точение цилиндрической поверхности торца детали под металлическое кольцо диаметром 22мм на длину 15мм, точится фаска 2×450 для облегчения посадки металлического кольца ;

  • проверяю штангенциркулем диаметр шейки торца детали, равный 22 мм., снимают деталь со станка ;

  • сняв заготовку со станка, оправкой насаживается металлическое кольцо с внутренним диаметром 22мм и длиной 15мм на выточенный цилиндрический поясок детали, проверяю качество выполненной работы ;

  • устанавливается в заднюю бабку токарного станка патрон со сверлом диаметром 6мм и сверлится отверстие в детали на глубину 50-60мм ;

  • меняется патрон со сверлом на вращающий центр, который устанавливается в пиноль задней бабки, закрепляется деталь, выполняется фасонное точение детали ;

  • проверяется качество выполненной работы после фасонного точения детали, деталь снимается со станка и отпиливаются торцы ;

  • шлифуются торцы изделия и предоставляется на контроль



4. Перед работой проводится инструктаж по правилам техники безопасности при работе на токарном станке по обработке древесины СТД – 120М.

IV. Практическая работа.

Выполнение заданий:

  1. Выбрать заготовку для точения;

  2. Изучить чертёж и технологическую карту детали;

  3. Подготовить и установить заготовку на станок;

  4. Подобрать необходимые режущие и измерительные инструменты;

  5. Выточить деталь на станке согласно технологической карте изделия.

Учитель постоянно осуществляет текущий контроль и оказывает необходимую помощь учащимся.

V. Итог урока.

  1. Оценка выполненной работы.

  2. Разбор допущенных в ходе выполнения работы ошибок.

  3. Демонстрация лучших работ учащихся

  4. Рефлексия : какую новую информацию получили на уроке?чем вам заполнелся урок?

Используемая литература: 1) Технология: 7 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Под ред. Устемирова К.У.,изд., Алматы «Атамура» , 2012 г, ст.112-125

2).Карабанов, И.А. Технология обработки древесины: Учебник для 5 – 9 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 1995. – 191с.;









.

















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Технология (мальчики)

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Качесов Василий Семенович

Дата: 10.11.2014

Номер свидетельства: 129161


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства