kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по элективному курсу "Основы фермерства"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Крнспект урока по элективному курсу "Основы фермерства". Тема урока: "Рыболовство"

Тип урока: комбинированный.

Цель урока: познакомить учащихся с понятием «рыболовство»

Задачи:

- формировать целостное представление о главной отрасли  –   рыбной промышленности;

- развивать умения сравнивать, сопоставлять, делать выводы;

- воспитывать чувства гордости и любви к родному краю, уважения к труду.

Методы обучения: Информационно – сообщающий

Материально-техническое оснащение: проектор, презентация, карта мира.

Организационный момент.

Приветствие.

Отметка явки.

Проверка готовности учеников к уроку.

Проверка пройденного материала.

Письменная работа по теме «Коневодство»

Изучение нового материала.

РЫБОЛОВСТВО

Рыболовство - один из древнейших промыслов человечества. Значение рыболовства в наши дни определяется прежде всего тем, что рыба и рыбопродукты - важнейший элемент сбалансированного питания, источник ценных белков. На протяжении второй половины XX в. улов рыбы и добыча морепродуктов (на них приходится немногим более 1/10 всего улова) постепенно возрастали, достигнув к началу 90-х годов уровня в 100 млн. т. Но затем этот показатель стабилизировался, что объясняется многими причинами, но в первую очередь угрозой истощения рыбных ресурсов. Между океанами улов рыбы и добыча морепродуктов распределяются следующим образом: на Тихий океан приходится 64 %, Атлантический - 27 % и Индийский - 9 %.

Главные рыболовные районы мира расположены в пределах континентального шельфа Тихого и Атлантического океанов.

В Тихом океане это его северо-западные и северо-восточные окраинные части, к которым выходят территории России, Японии, Китая, Кореи, США, Канады, а также прибрежные районы Южной Америки. В Атлантическом океане это также северо-западная часть, расположенная у берегов США и Канады, и северо-восточная часть, расположенная у берегов Западной Европы. Именно в пределах этих зон расположены главные рыболовные страны мира.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по элективному курсу "Основы фермерства"»

Конспект по урока по элективному курсу «Основы фермерства» 10 класс.

Тема: «Рыболовство»

Тип урока: комбинированный.

Цель урока: познакомить учащихся с понятием «рыболовство»

Задачи:

- формировать целостное представление о главной отрасли –   рыбной промышленности;

- развивать умения сравнивать, сопоставлять, делать выводы;

- воспитывать чувства гордости и любви к родному краю, уважения к труду.

Методы обучения: Информационно – сообщающий

Материально-техническое оснащение: проектор, презентация, карта мира.

Организационный момент.

Приветствие.

Отметка явки.

Проверка готовности учеников к уроку.

Проверка пройденного материала.

Письменная работа по теме «Коневодство»

Изучение нового материала.

РЫБОЛОВСТВО

Рыболовство - один из древнейших промыслов человечества. Значение рыболовства в наши дни определяется прежде всего тем, что рыба и рыбопродукты - важнейший элемент сбалансированного питания, источник ценных белков. На протяжении второй половины XX в. улов рыбы и добыча морепродуктов (на них приходится немногим более 1/10 всего улова) постепенно возрастали, достигнув к началу 90-х годов уровня в 100 млн. т. Но затем этот показатель стабилизировался, что объясняется многими причинами, но в первую очередь угрозой истощения рыбных ресурсов. Между океанами улов рыбы и добыча морепродуктов распределяются следующим образом: на Тихий океан приходится 64 %, Атлантический - 27 % и Индийский - 9 %.

Главные рыболовные районы мира расположены в пределах континентального шельфа Тихого и Атлантического океанов.

В Тихом океане это его северо-западные и северо-восточные окраинные части, к которым выходят территории России, Японии, Китая, Кореи, США, Канады, а также прибрежные районы Южной Америки. В Атлантическом океане это также северо-западная часть, расположенная у берегов США и Канады, и северо-восточная часть, расположенная у берегов Западной Европы. Именно в пределах этих зон расположены главные рыболовные страны мира.

Таблица 17.Первые десять стран мира по размерам уловов рыбы и добычи морепродуктов

Страна

Улов, в млн. т

Страна

Улов, в млн. т

1. Китай

21,0

6. Индия

4,4

2. Перу

11,7

7. Россия

4,3

3. Япония

8,2

8. Респ. Корея

2,7

4. Чили

7,9

9. Норвегия

2,6

5. США

5,9

10. Исландия

1,8

В последнее время в мировом рыболовстве все большую роль начинает играть аквакультура, включающая также марикультуру, т. е. выращивание водных организмов в морской среде. В начале 90-х годов мировая продукция аквакультуры превысила уже 15 млн. т. Примерно 4/5 ее дают страны Азии - Китай, Япония, Республика Корея, Индия, Филиппины, где в пресноводных водоемах разводят главным образом карпа, а на морских фермах и плантациях - рыбу, моллюсков, креветок, крабов, мидий, водоросли. Некоторое развитие аквакультура получила также в Европе и Северной Америке.

Рыболовство: Промысловое и любительское.

Промышленный лов рыбы ведется в морях и океанах, на крупных реках, озерах. 
      Основные океанические пространства, где ведется круглогодичный вылов рыбы, - это субтропические и тропические воды Атлантического, Тихого и Индийского океанов. Эти области океанов не замерзают. В районах, приближенных  к Северному полюсу, вода сильно охлаждается, а Северный Ледовитый океан имеет ледовый покров. 
       Кого ловят в океанах? Океаническую сельдь (атлантическую, тихоокеанскую), салаку, сардину – иваси. В северных водах ловят треску, пикшу, навагу. 
        В реках ловят рыб из отряда карпообразных. Среди них – сазан, толстолобик, карась, плотва, тарань, вобла. 
     Наша страна – великая морская держава, омывается тремя океанами и двенадцатью открытыми морями. Российский рыбопромысловый флот добывает ежегодно более 11 млн. т разнообразной продукции: рыбы, крабов, креветок, морского зверя, морских водорослей и других пищевых и технических морепродуктов. 
    На территории России около 800 тыс. рек и свыше 3 млн. больших и малых озер. 
    Рыболовство в океане дает 90% общего улова рыбы в стране, 80% выловленной морской рыбы направляется на производство пищевой продукции, которой вырабатывается около тысячи наименований. Остальное количество рыбы перерабатывается на кормовую муку для животноводства, птице- и звероферм. 
     Во внутренних водоемах добывается около 1 млн. т  высокоценной рыбы: осетровых, лососевых, сиговых, сазана, леща, судака, тарани и др. 
     Во всех рыбопромысловых бассейнах имеются рыбопромышленные объединения, в состав которых входят: рыбопромысловый и транспортно-приемный флот, рыбоперерабатывающие предприятия, холодильники, рыбные порты, судоремонтные и тарные предприятия, сетевязальные и по постройке орудий лова фабрики, научно-исследовательские и проектно-конструкторские рыбохозяйственные организации. 
    На внутренних водоемах также организованы объединения по рыбному хозяйству, в которые входят: рыболовецкие подразделения с рыбоприемной и рыбоперерабатывающей базой, прудовые и озерные рыбоводные хозяйства, рыбопитомники, нерестово-выротсные хозяйства, рыбоводные и комбикормовые заводы, вырабатывающие рыбные корма. 
  Любительское 
      
      Любительское рыболовство – один из самых увлекательнейших и популярнейших видов отдыха. «Любовь к родной стране невозможна без любви в ее природе. Поэтому все, в том числе и рыбная ловля, что приближает нас к природе и роднит  с ней – патриотично в самом широком смысле этого слова. Рыбная ловля не только развивает у нас любовь к родной природе, но и дает нам много знаний о ней» -  писал К. Паустовский. 
      Известный  русский писатель и рыболов С.Т.Аксаков в своей книге «Записки об ужении рыбы» писал: «Какой-нибудь дикарь, бродя по берегам реки или моря для добывания себе скудной пищи или бесконечно отдыхая под тенью крутого берега и растущих на нем деревьев, приметил стаи рыб, плавающих около берегов, как голодные рыбы жадно хватают падающих на поверхность вод разных насекомых  и древесные листья, и может быть, сам бросал их в воду, сначала забавляясь только быстрыми движениями рыб. Весьма естественно должна была родится у него мысль, что  если бы в насекомое спрятать что-нибудь, похожее на крючок (из кости или крепкого дерева),  и привязать его за нитку, выделанную из звериных жил или волокон растений, и что если рыба схватит и проглотит такую насадку, то крючок зацепит, и рыбу можно будет вытащить на берег. Так, вероятно, родилась удочка; почти такова она и теперь в деревнях у крестьянских мальчишек: загнутый крючком гвоздь без шляпки, крючок  из проволоки  или булавки, привязанный на нитку, с камешком вместо грузила и палочкою сухого дерева или камыша вместо наплака… ведь это почти удочка дикаря». 
        Такая попытка Аксакова пролить свет на происхождение рыбалки и удочки, конечно же,  наивна и далека от истины. Но по мнению известного русского ихтиолога О.А.Гримма, первые подобия удочек появились задолго до того, как человек научился обрабатывать камень, «в  период, который можно было бы назвать деревянным, т.к. первым рыболовным крючком был древесный сучок». 
        В конце XIX  столетия Н.А.Варпаховский занимался исследованиями рыболовства в бассейне Оби. Среди прочих снастей, которые были более или менее близки к современным, ему встретилась так называемая лума, от которой веяло седой древностью. Устройство лумы предельно просто: «длинная сарга (узкая и тонкая лента из коры какого-нибудь дерева), на одном конце которой укреплен деревянный крючок, а к другому привязана деревяшка - «наплав». Крючок наживляли мелкой рыбой. Ловили этой снастью преимущественно щук. Рыба заглатывала наживку вместе с крючком и таскала поплавок-деревяшку, пока не заснет или не будет извлечена  из воды ловцом. 
        Вероятно, когда деревянный крючок перестал удовлетворять наших предков, и тогда, видимо, придумали дополнять дерево костью.  Еще в прошлые века в Восточной Сибири ловец из племени орочей брал небольшую, простую палочку, делал в ней отверстие и вставлял зуб кабарги.  Догадки и предположения об эволюции удочки нашли свое подтверждение при обнаружении археологами в ходе раскопок крючков из рога и кости. 
       Когда же наши предки овладели секретами металлургии, крючок постепенно приобрел современные формы. 
        Любительский и спортивный лов рыбы  разрешается во всех водоемах, за исключением заповедников, рыбопитомников и других  культурных рыбных хозяйств.  Органы рыбоохраны следят за рациональным отловом рыбы, предотвращая браконьерство. 

В каких же морях издавна велся и сейчас ведется  промысел рыбы? (Работа с картой)

(на севере – в Баренцевом море, на юго-востоке – в Белом море)

Какое море более теплое и богатое рыбой? Почему? (Баренцево море более теплое, т.к. в нем проходит теплое течение Гольфстрим, берущий начало у берегов Южной Америки и поэтому в нем больше рыбы)

В Баренцевом море обитает  более 114 видов рыб. Самые распространенные промысловые рыбы: сайда, сельдь, морской окунь, зубатка, палтус, камбала, треска, пикша. Совсем недавно в прибрежной зоне начался лов краба, который был завезен из Дальнего Востока и размножился в большом количестве. Морская капуста- ламинария тоже является ценным  предметом промысла. (Слайд   )

В Белом море обитает гораздо меньше рыбы - около 50 видов. Промысловое значение имеют: навага, сельдь, беломорская треска, семга, кумжа, камбала. (Слайд   )

Промысел рыбы в Баренцевом море ведется круглый год, т.к.  зимой оно не замерзает. Белое море покрывается льдами на полгода, поэтому добыча рыбы в нем ограничена. Основные районы рыбных промыслов располагаются  в Баренцевом, Норвежском море, в Атлантическом океане. Наши суда ловят рыбу у берегов Африки, Америки и Антарктиды. (Работа с картой)

Закрепление пройденного материала.

- Дайте определение рыболовству.промысловое и любительское.

- самые распространенные промысловые виды рыб.

- где расположены главные промысловые районы мира.

Домашнее задание.

Знать конспект. Подготовится к письменной работе по теме.










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Технология (мальчики)

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Конспект урока по элективному курсу "Основы фермерства"

Автор: Кузьмина Светлана Николаевна

Дата: 05.02.2016

Номер свидетельства: 288628

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства