Конспект урока на тему "Разметка, выпиливание и подгонка шипового соединения".
Конспект урока на тему "Разметка, выпиливание и подгонка шипового соединения".
Урок по технологии на тему "Разметка, выпиливание и подгонка шипового соединения".
Цели этого урока позваляют достичь расширения представлений учащихся о процессах современного производства. Вырабатывать навыки использования контрольно-измерительным инструментом и привить такие качества как акуратность и собранность.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Технологические карты операции «Разметка шипового соединения».
Раздаточный материал: кроссворд к уроку.
Наглядные пособия: плакаты по правилам безопасного труда и правильным приемам работы.
Классная доска, мел, указка.
Ход урока
1. Организационная часть
1.1 Визуальный контроль посещаемости. 1.2 Проверка рабочей одежды и готовности к занятию.
2. Повторение пройденного материала.
Учитель:
Ребята! Давайте вспомним все подготовительные этапы изготовления шкатулки:
- разметка боковых поверхностей; - распиливание листа по размеру; - выравнивание напильником поверхностей с использованием измерительного инструмента угольника.
3. Формирование новых знаний.
3.1 Актуализация знаний.
Учитель:
Сегодня мы должны научиться размечать, выпиливать и подгонять шиповое соединение. Где используется шиповое соединение? Заполним вместе кроссворд.
По горизонтали:
Этапы изготовления какого изделия мы повторили в начале урока? Слово из 7 букв (шкатулка). Шиповое соединение очень часто используется в мебельном производстве. Многие эти изделия окружают нас в школе и дома. Присмотритесь внимательно!
Это изделие является рабочим местом ученика, учителя и др. Шиповое соединение используется в изделии, к которому можно подобрать определение кухонный……, Слово из 4 букв(стол).
Это изделие защищает от сквозняков, посторонних людей. Слово из 5 букв (дверь). Может быть входной …, дубовой…
Для света и красоты в помещениях имеются окна. Стекло фиксируется в … Слово из 4 букв (рама).
Из дубовых, березовых элементов одинакового размера выкладывается напольное покрытие. Эти элементы соединяются между собой шпунтовым соединением, которое является разновидностью шипового соединения. Что это такое? Слово из 6 букв (паркет).
По вертикали:
6. Четыре ножки. На ней сидят. Слово из 9 букв (табуретка). 1. Вид соединения? (шиповое).
Учитель:
Рассмотрите изделия ваших сверстников: ящички и шкатулки. Как вы думаете, как оценил я их работу? Почему? (Учитель указывает на достоинства и недостатки ученических работ и знакомит с критериями оценки работ учащихся).
Учитель:
Посмотрите на доску! Чтобы выполнить разметку шипового соединения, необходимо:
- измерить линейкой в миллиметрах толщину и высоту заготовки –S и h; - подсчитать глубина паза с по формуле с = S + 2 мм; - подсчитать ширину выступа паза а = h / 5; - принять ширину выема паза равной ширине выступа паза в = а
Все понятно?
3.2 Расчет размеров шипового соединения.
Учитель:
Каждый из вас сейчас получит образец выполнения разметки.
Измерьте, вычислите и запишите свои данные в миллиметрах и результаты в таблицу.
S толщина
h высота
с глубина паза
а ширина выступа паза
в ширина выема паза
6 мм
100 мм
8 мм
20 мм
20 мм
Учащиеся выполняют задание.
Учитель проверяет правильность выполнения.
3.3 Правила выполнения разметки и подгонки.
Учитель:
Разметку выполняем по правилам черчения с использованием линейки и карандаша.
Выпиливание выемок производится вовнутрь вырезаемого элемента (учитель показывает на чертеже пунктирной линией).
Учитель:
Сегодня вы должны подогнать так, чтобы шипы плотно и без зазора входили друг в друга. Это важная и трудоемкая операция!
Главное правило выполнения подгонки: работать одновременно с обоими заготовками, часто проверять их на просвет (показать на сжатых в «замок» пальцах и заготовках детей).
4. Практическая работа учащихся.
4.1 Выполнение разметки заготовки.
- Состыкуйте обе заготовки на столе по их высоте. Высота 100 мл.
- Отложите глубину паза (8 мл) от торцов заготовок. Проведите вертикальные прямые с использованием угольника через эти точки. Получили вертикальные отрезки.
- Разделите эти отрезки на пять равных частей. Отметьте 4 точки.
- Соедините противоположные точки на разных заготовках между собой.
- При пересечении вертикальных и горизонтальных отрезков вы получили 10 небольших прямоугольников, на которых в шахматном порядке необходимо поставить Х. То что отмечено Х, мы выпиливаем.
Х
Х
Х
Х
Х
4.2 Текущий контроль учителем правильности выполнения разметки.
4.3 Выполнение выпиливание шипового соединения.
Повторение безопасных приемов труда.
Учитель: Каким режущим инструментом вы будете работать?
Учащиеся: Лобзиком и напильником.
Учитель: Какие правила техники безопасности мы должны соблюдать?
Учащиеся: Правильно держать напильник: правой рукой держим за рукоятку, при этом левая рука лежит на напильнике. Движения плавные, размеренные, без рывка.
Если напильник лежит на столе, то его рукоятка не должна выступать за границы стола.
4.4 Обход учителя (проверка организации рабочих мест, соблюдение безопасных приемов работы и правильности выполнения операции выпиливания).
4.5 Выполнение подгонки шипового соединения.
4.6 Обход учителя (проверка правильности выполнения операции подгонка).
5. Оценивание работы.
Учитель: Подведем итоги. Чему мы сегодня научились?
Учащиеся: Выполнять разметку, выпиливать, правильно подгонять шиповое соединение.
Учитель анализирует характерные ошибки и их причины, демонстрирует лучшие работы, выставляет оценки.
6. Домашнее задание.
Подготовьте разметку следующих двух заготовок.
Те, у кого были замечания, выполните работу над ошибками.