МБОУ «Камскополянская средняя общеобразовательная школа №1»
НМИ РТ
Разработка урока по теме: «КВИЛЛИНГ (ФИЛИГРАНЬ) – КАК ВИД ДЕКОРАТИВНО - ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА»
Подготовила: Исхакова Файля Менахмедовна учитель технологии I квалификационной категории |
2014
Цели:
- знакомство с декоративно-прикладным искусством квиллинг (филигрань);
- научить выполнению основным элементам и формам, правилам их в полонения и применение их в творческой работе;
- создать условия для проведения инициативности учащихся в процессе работы над разработкой творческой практической работы;
- научить пользоваться иллюстративными материалами; работать с технологическими картами;
- развивать навыки: коммуникации в группе, и креативного мышления.
Задачи:
Образовательные:
познакомить с многообразием декоративно-прикладного искусства с техникой квиллинг (филигрань).
2. Развивающие:
а) самостоятельность и мышление, память и внимание, наблюдательность и
креативность, умение выделять главное;
б) развивать навыки работы с источниками информации, совершенствовать умения анализировать и обобщать собранный материал;
в) формировать интерес к творчеству.
3. Воспитательные:
а) воспитание трудолюбия, ответственности за результаты работы;
б) умение работать в коллективе;
в) воспитание творческого потенциала личности.
Форма урока: комбинированный.
Методы обучения: словесные, наглядные, работа с технологическими картами, выполнение практического задания, работа с иллюстративными материалами, организация работы в группах (команде).
Электронные образовательные ресурсы (пособие): презентация:
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор.
Ход урока
Организационный этап – 2 мин.
Проверка готовности учащихся к уроку
Активизация – 2 мин.
Учитель. Вопросы:
1)Методы получения бумаги?
2) Использование бумаги в индустрии?
3) Какие техники можно выполнить, используя ее в декоративно – прикладном искусстве?
III. Усвоение новых знаний– 17 мин. Беседа
Учитель. Бумагокручение (также квиллинг англ. quilling — от слова quill (птичье перо)) - искусство изготовления плоских или объемных композиций из скрученных в спиральки длинных и узких полосок бумаги.
Из бумажных спиралей создают цветы и узоры, которые затем используют обычно для украшения открыток, альбомов, подарочных упаковок, рамок для фотографий. Искусство пришло в Россию из Кореи. Как хобби также популярно в Германии, Англии и Америке. Квиллинг ещё называют "бумажной филигранью". Это простой и очень красивый вид рукоделия, не требующий больших затрат. Изделия из бумажных лент можно использовать также как настенные украшения или даже бижутерию.
Считается, что искусство возникло в средневековой Европе (по другим сведениям на Ближнем Востоке и в Древнем Египте), где монахини создавали медальоны, обрамление для икон и обложки для книг, закручивая на кончике птичьего пера бумажные полоски с позолоченными краями, что создавало имитацию золотой миниатюры (особенно часто использовалось в бедных церквях). В 15-XVI веке квиллинг считался искусством, в XIX веке — дамским развлечением (и чуть ли не единственным рукоделием, достойным благородных дам). В Англии принцесса Елизавета всерьёз увлекалась искусством квиллинга, и многие её творения хранятся в музее Виктории и Альберта в Лондоне. Корейская школа квиллинга (называют бумагокручением) несколько отличается от европейской. Современные европейские работы, как правило, состоят из небольшого числа деталей, они лаконичны, напоминают мозаики, украшают открытки и рамочки. Восточные же мастера создают сложные произведения, больше похожие на шедевры ювелирного искусства. Тончайшее объёмное "кружево" сплетается из сотен мелких деталей.
Материалы, инструменты и технология (слайд 2)
В Европе для скручивания полосок используют пластмассовый или металлический стержень с прорезью на конце. Некоторые и сами делают подобный инструмент, например, из стержня для шариковой ручки. В этом случае при скручивании получается деталь со слишком крупным и неровным отверстием в центре, но детям можно предложить и такой вариант.
Мастера восточной школы предпочитают выполнять закручивание при помощи тонкого шила, при этом кончик бумаги проскальзывает. Подобие его можно смастерить из толстой иглы и пробки. Дети также могут накручивать бумагу на зубочистку. Существуют линейки с отверстиями разного диаметра, позволяющие создавать элементы точно заданного размера. Для этого скрученные спирали кладутся в отверстия линейки. Для работы потребуется применение оригинальной корейской бумаги. Во-вторых, такая бумага поставляется удобно нарезанной в полоски различных цветов.
Можно попробовать потренироваться с полосками обычной бумаги. Полоски бумаги длинной 27 сантиметров. Ширина варьируется от 2 миллиметров до 3 сантиметров. Одна упаковка может содержать, как бумагу одного цвета, так и целую радугу цветов.
Также используются пинцет (для точного закрепления деталей на основе), ножницы, клей ПВА (или любой другой достаточно густой клей), обычно берётся бутылочка с небольшим отверстием, чтобы было легче контролировать количество клея.
Бумага (слайд 3)
Используется бумага особой плотности, окрашенная в объёме, чтобы обе стороны и срез выглядели одинаково, хотя иногда срезу специально придают другой цвет. Наборы готовых нарезанных полосок бумаги можно купить в специализированных магазинах. Если же такой возможности нет, то можно нарезать полоски самостоятельно: ширина полосок для квиллинга обычно составляет 1—9 миллиметров, длина 30 или 60 сантиметров. Часто в процессе работы полоски для квиллинга разрезают на части, если требуется короткий отрезок, или склеивают вместе, если того требует размер детали. Иногда мастера соединяют полоски разных цветов для создания разноцветных спиралей. Специальные полоски для квиллинга могут быть самых разных цветов и оттенков: блестящие, перламутровые, с постепенно изменяющимся по длине цветом, с двойным тонированием (одна сторона светлее, чем другая).
Инструменты. Для освоения техники бумагокручения не требуется, какого-либо специального инструмента:
Шило. Шило диаметром около одного миллиметра. Шило (стержень) используется для намотки спирали из бумажной полосы. При этом необходимо контролировать усилие натяжения бумаги, ручка инструмента должна быть удобной для этой цели.
Пинцет. Кончики должны быть острыми, точно совмещёнными. Для выполнения работ высокой точности. Зазубринки на конце нежелательны, т.к. могут оставлять следы на бумаге. Усилие при сжатии должно быть удобным для Ваших рук, обеспечивая надёжный захват с наименьшим давлением.
Ножницы. Как и пинцет, должны иметь заострённые концы. Для максимально точной нарезки бахромы. Лезвия должны быть равномерно заточены под определённым углом до самых кончиков.
Клей. ПВА он должен достаточно быстро высыхать и не оставлять следов.
При разметке будущей композиции понадобятся простейшие чертёжные инструменты: циркуль, линейка, карандаш.
Самостоятельная работа учащихся. Инструктаж.
Практическая работа (слайд 4)
Учитель. Повторение правила техники безопасности
Опасности в работе: травма руки ножницами, шилом, пинцетом; травма глаз;
До начала работы положить инструменты и приспособления в отведённое для них место.
Во время работы быть внимательной: класть ножницы справа с сомкнутыми лезвиями, и кольцами вперёд; шило иголкой от себя.
По окончании работы убрать рабочее место.
- при работе с клеем, беречь глаза от попадания клея. При попадании клея в глаза промыть глаза большим количеством воды. После работы вымыть инструменты и руки.
Рабочее место должно быть хорошо освещено. Продолжительность работы недолжна, превышать более 1,5 часа с обязательным перерывом на 10-15 минут.
Техника (слайд 5, 6)
Вместо шила ученики используют специальный инструмент имеющий раздвоенный кончик удобный для захвата бумаги. Сформировав сердцевину спирали, продолжать работу целесообразно без использования инструмента. Так Вы сможете подушечками пальцев почувствовать, однородно ли формируется рулон, и во время скорректировать усилия. В результате должна образоваться плотная спираль меньше сантиметра в диаметре. Она будет основой дальнейшего многообразия всех форм. После чего спираль распускается до нужного размера, и затем из неё формируется необходимая фигура. Кончик бумаги прихватывается капелькой клея. Существует множество типовых фигур, но Вы всегда сами можете придумать новые. Полученные фигурки используют по желанию — для составления открыток и панно, украшения коробок, даже для составления объемных скульптур и создания бумажной бижутерии.
Последовательность изготовления работы в технике - бумажная филигрань.
Подготовить полоски бумаг
Сборка композиции
Закрепление новых знаний (слайд 7)
Оценивание работ учащихся. Оценивают свою деятельность на уроке, делятся впечатлениями об уроке. Уборка рабочих мест.
Ссылки:
Сообщество по квиллингу в Живом Журнале sbup.com
Техника квиллинга и выполненные работы на сайте "Страна Мастеров". stranamasterov.ru
Квиллинг в Галерее Стрекозы
Мастер-классы по квиллингу на сайте Бумагия. bu-magia.ru