Учитель: Стремоухова Л.Л.
Образец готовой аппликации, шаблоны деталей самолёта и облаков, карандаш, цветная бумага, ножницы, клей, коробочка для мусора, подкладной лист, салфетка, таблицы с правилами работы с ножницами и клеем, предметная карта с алгоритмом аппликации.
Ход урока.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающегося |
I.Организационный момент. Цель: Настрой обучающегося на работу. |
1 | - Сядем смирно без движенья, Начинаем упражненье: Руки поднимем, Потом разведем И глубоко всей грудью вздохнем. Дышим раз и дышим два. За работу нам пора – Начинаем урок труда. | - Выпрямить спину. - Руки вверх. - Руки в стороны. - Вдох – выдох (Сопровождается плавными движениями вверх – в стороны) - Руки на стол. |
2. Проверка готовности рабочего места. Цель: Повторение правил расположения инструментов и материалов на столе. |
| - Проверим рабочее место. Все ли готово к уроку? (Учитель добивается от ребенка полных ответов на вопросы) - Расскажи, где кладутся инструменты? - Где располагаются материалы для работы? - Где находится коробочка для мусора? - Для чего нужен подкладной лист? | - Справа на столе. - Слева на столе. - Посередине стола. - Чтобы не портить стол. |
II. Вводная беседа. Цель: Мобилизация внимания. Создание эмоциональной заинтересованности. Повышение мотивации учебной деятельности. Автоматизация звука с. |
1. | - Посмотри на свое рабочее место и скажи; с каким материалом будем сегодня работать? - Покажи и назови лист синей бумаги. - Какой он формы? - Покажи лист квадратной формы. - Какого они цвета? - Какой квадрат больше по размеру, какой меньше? - Как ты это узнал? - Сравни листы белого цвета по форме. - Молодец! | - С бумагой. - Прямоугольной. - Коричневый и белый. - Белый больше, коричневый меньше. - Наложением. - Один – квадрат, другой – прямоугольник. |
2. | - Вспомним стихотворение, в котором встречается слово «сам». - Варит сам самовар. Валит сам самосвал Ходит сам самоход. Сам летает самолет. - Назови последнее слово в этом стихотворении. - Где летает самолет? | - Совместно с учителем рассказывает стихотворение, прохлопывая ритмический рисунок. - Самолет. - В небе. |
III. Работа по теме урока. Цель: Изготовление аппликации «Самолет в облаках» |
1. Предварительное знакомство с аппликацией урока. |
| - Посмотри на эту аппликацию. Что на ней изображено? - Поиграем. Закрой глаза, открой и скажи, что изменилось? (Учитель кладет в верхний левый угол желтый кружок – солнце с лучиками). - Скажи, какого цвета солнце? - Какую форму имеет солнце? - Как называются полоски, которые идут от солнца? - Когда светит солнце? - Закрой глаза, открой и скажи, что теперь изменилось? - А как называется время суток, когда на улице темно? - Молодец! Ты был внимательным. | - Самолет летит в небе среди облаков. - Закрыл глаза, открыл. Появилось солнышко. - Желтое. - Форму круга. - Лучи. - Днем. - Нет солнышка. - Ночь. |
2. | Сообщение темы и цели урока. - Переходим к работе по теме нашего урока: Изготовление аппликации «Самолет в облаках» - Мы будем выполнять аппликацию «Самолет в облаках» из цветной бумаги. - Давай вспомним, что такое аппликация? | - Аппликация – это изображение предмета путем приклеивания кусочков цветной бумаги. |
3. Ориентировка в здании. Цель: Развитие умения ориентироваться в здании, проводить анализ образца. Повторение правил безопасной работы с ножницами. |
| - Рассмотрим образец аппликации и поговорим о деталях, которые ты на ней видишь. - Покажи самолет. - Какого он цвета? - Покажи облака. Сколько их? - Какого они цвета? - Как расположены облака на аппликации? - Какого цвета небо? - Молодец! | - Самолет, облака, небо. - Коричневый. - Два. - Белые. - Одно слева внизу, другое справа вверху. - Синее. |
4. Повторение правил работы с ножницами. |
| - Отгадай загадку «Два конца, два кольца, посередине гвоздик». Что это такое? - Повторим правила безопасной работы с ножницами (с опорой на таблицу). - В какую руку берут ножницы? - Покажи, как надо держать ножницы в руке. - Покажи, какие действия выполняем, когда режем бумагу. - Как надо хранить ножницы? - Молодец! Мы повторили правила работы с ножницами. | - Ножницы. - Рассказывает правила безопасной работы с ножницами с помощью вопросов учителя. |
5. Физпауза. Цель: снятие усталости. Автоматизация [с]. |
| - Отдохнем. Расскажем стихотворение «Самолет» сидя за столом. - Самолет построим сами, Полетим под небесами, Полетим под небесами, А потом вернемся к маме. | - Руки вверх, потянулись. - Руки в стороны, покачиваем «крылья» - Руки на стол. |
6. Практическая работа обучающегося. Цель: Развитие умения планирования последовательности работы, ориентирования в плоскости листа, составления сюжетной аппликации. Закрепление умения производить разметку по шаблонам, вырезания деталей аппликации, расположения деталей на плоскости листа, наклеивания деталей аппликации. Повторение правил безопасности работы с клеем. |
а) | - Составим план работы над аппликацией. Что нам нужно сделать? 1) Приготовить детали аппликации. 2) Расположить детали на листе. 3) Приклеить детали на лист. - Что мы сейчас сделали? | - Повторяет за учителем план работы над изделием. - Составили план работы. |
б) | Практическое изготовление аппликации. |
| - Приступим к выполнению практической работы по плану. 1) – Приготовим деталь – самолет. Для этого нужно выполнить симметричное вырезывание. Что это такое? - Складываем квадрат коричневой бумаги пополам цветом внутрь, совмещаем углы, приглаживаем. - Что мы сделали? - Прикладываем шаблон. Обводим карандашом по контуру. - Что мы сделали? - Вырезаем ножницами по линии разметки, обрезки кладем в коробочку для мусора. - Раскрываем. Что получилось? - Какие детали аппликации нам еще нужны? - Приготовим облака. Подберем шаблон для каждого облака. Какие? - Обведем шаблоны. - Что ты сделал? - Вырежем детали облака. - Что ты сделал? - Что нужно сделать с обрезками бумаги? - Назови детали, приготовленные для аппликации. - Мы выполнили первый пункт плана работы над аппликацией. Назови его. - Что нужно сделать дальше по плану? - Правильно. Сейчас немного отдохнем и продолжим работу. - Физпауза «Самолеты полетели». - Самолеты загудели –у-у-у, Самолеты полетели –у-у-у, На полянку тихо сели –у-у-у, И на место полетели –у-у-у. | - Симметричное вырезывание – когда левая и правая сторона детали одинаковые. - Сложили бумагу. - Обвели шаблон самолета. - Вырезали деталь – самолет. - Самолет. - Облака. - Большой и меньше. - Обвел шаблоны облаков. - Вырезал облака. - Убрать обрезки в коробочку для мусора. - Самолет и два облака. - Приготовить детали. - Расположить детали на листе. - Вращаем кистями рук. - Руки в сторону, летаем. - Присели, обняли колени, руки в стороны. - Полетели на место. |
2) Составление по образцу сюжетной композиции «Самолет в облаках» с опорой на предметную карту. |
| - Расположили детали аппликации на листе так, как они расположены на образце. - Какого цвета лист? - Что он означает в аппликации? - Будь внимателен при расположении деталей. Что нужно выложить сначала? - Почему? - Где находятся облака? Большое? Маленькое? Положи их на место. - Где находиться самолет? - Точками обозначим место деталей: облаков и самолета. - Мы выполнили второй пункт плана. - Теперь надо довести работу до конца. - Что нужно сделать, чтобы картинка не рассыпалась? - Повторим правила безопасной работы с клеем. | - Раскладываем детали аппликаций с опорой на образец готового изделия. - Синий. - Небо. - Облака. - Самолет на облаках. - Большое – слева внизу, маленькое – справа вверху. - В середине на облаках. - Назови его: - Расположение деталей на листе - Наклеить детали. - Обращаться осторожно, чтобы не попадал на руки, лицо и в глаза. После работы вымыть руки. |
3) Приклеивание деталей аппликации на лист с опорой на предметную карту с алгоритмом. |
| - Переходим к работе по третьему пункту плана. Что будем делать? - С какой стороны намазывается клеем деталь? - Что будем приклеивать сначала? - А затем? - Выполняй приклеивание. (Учитель помогает ребенку в правильной последовательности приклеивания деталей наводящими вопросами и опорой на предметную карту). - Смажь клеем деталь. - Приложи деталь к обозначенным на листе точкам. - Закрой чистым листом. - Для чего мы прикрываем деталь листом? - Аккуратно притри тряпочкой. - Сними лист. - Какие детали мы приклеивали? - Мы выполнили третий пункт плана. Назови его. - Возьми солнышко и приклей его в левый верхний угол листа. - Что ты приклеил? - Наведем порядок на столе. Вымоем руки | - Приклеивать детали. - С изнанки. - Облака. - Самолет - Ребенок выполняет приклеивание деталей по одной, комментируя свои действия. - Облака и самолет. - Приклеивание деталей. - Солнышко. |
IV. Отчет о проделанной работе. Цель: Развитие умения отчитываться о проделанной работе. |
| - Мы выполнили работу, которую наметили по плану. - Скажи, что мы делали на уроке. - Какую аппликацию мы выполнили? - Из какого материала выполнена работа? - Расскажи, с чего начинали работу? - Какую операцию делали потом? - Где расположены облака, самолет солнце? | - Аппликацию. - Самолет в облаках. - Из цветной бумаги. Обучающийся отвечает на вопросы, называет действия и порядок работы. |
V. Оценка качества выполненной работы. Цель: Развитие умения оценивать свое изделие, сравнивать с образцом. |
VI. | - Тебе нравиться твоя работа? - Оцени свою работу. - Сравни свою работу с образцом. - Как выполнена твоя работа: аккуратно, хорошо или не очень. - Одинаковые или разные работа и образец. - Чем отливаются две аппликации. Подведение итогов. - Споем частушку про самолет: - Самолет летит и мотор гудит. А Семеновна за рулем сидит. - Семеновне, наверное, очень понравился наш самолет. Как ты думаешь? - Ты молодец! Очень хорошо трудился на уроке, старался, был внимательным, соблюдал правила работы и порядок на рабочем месте. Теперь можно и отдохнуть. Как говориться: Сделал дело – гуляй смело. - Скажем вместе эти слова. | - Дает оценку своей работы, сравнивает с образцом. - Разные. - На моей солнышко - Сделал дело – гуляй смело. |