Разработка урока по технологии
в 7 классе:
«Опиливание металлических заготовок напильником»
Дата:19.01.19г
учитель технологии: Митченков Ю.А.
Тема: «Опиливание металлических заготовок напильником»
Тип урока: комбинированный.
Цель: Обучить учащихся слесарной операции по опиливанию металла, научить учащихся правилам ТБ при опиливании металла.
Задачи:
Образовательная: Обучить учащихся слесарной операции по опиливанию металла, научить учащихся правилам ТБ при опиливании металла.
Развивающая: Развивать творческие способности и познавательный интерес учащихся в области металлообработки, совершенствовать приемы и навыки работы со слесарными инструментами.
Воспитательная: Прививать учащимся любовь к труду и уважение к людям труда, способствовать воспитанию самостоятельности, веры в свои силы, воспитание технологической культуры, профориентация учащихся.
Материально-техническое оснащение урока: слесарные инструменты, напильники, приспособления, слесарные тиски, металломатериал, компьютер.
Ход урока.
I.Организационный момент:
-Взаимоприветствие
-Проверка готовности рабочих мест учащихся.
-Контроль посещаемости учащихся.
II. Постановка целей и задач урока.
III. Изучение нового материала.
План изложения нового материала (презентация):
А) Способы и виды опиливания
Б) Инструменты и приспособления для опиливания.
В) Типы напильников, виды насечек.
Г) Рабочая поза и хватка напильника.
Д) Приемы работы при опиливании.
Е)Техника безопасности при опиливании металла.
А) Опиливание металла – это слесарная операция по срезанию с заготовки слоя металла (припуска) с помощью напильника для получения требуемых размеров, формы и заданной шероховатости поверхности.
Способы опиливания:
а) напильниками в) механизированными инструментами с) на станках
С помощью напильников обрабатывают плоскости, криволинейные поверхности, пазы, канавки, отверстия различной формы, поверхности, расположенные под разными углами, и т.д.
Виды опиливания:
а) черновая в) чистовая с) отделочная
Б) Инструменты и приспособления для опиливания.
Напильник – это многолезвийный режущий инструмент, обеспечивающий сравнительно высокую точность и малую шероховатость обрабатываемой поверхности заготовки (детали). Он представляет собой стальной брусок определенного профиля и длины, на поверхности которого имеется насечка (нарезка). Насечка образует мелкие и острозаточенные зубья, имеющие в сечении форму клина.
Классификация инструментов для опиливания:
а) по виду насечек в) по числу насечек (величине зубьев) с) по длине рабочей части д) по назначению (в зависимости от выполняемой работы) е) по профилю сечения рабочей части
Приспособления для опиливания:
Копиры различной формы, рамки цельные, рамки раздвижные, наметки плоскопараллельные.
В) Типы напильников по назначению:
Напильники общего назначения – выполнение слесарных работ, опиливание заготовок различных форм и сечений.
Надфили – зачистка деталей, выполнение лекальных и граверных работ.
Рашпили – обработка мягких металлов, кости, кожи, древесины и других материалов.
Типы напильников по числу насечек:
Драчевые – черновое опиливание заготовок для снятия большого припуска металла (до 0,5 мм)
Личные – чистовое опиливание для снятия малого припуска металла (до 0.15 мм)
Бархатные – точная отделка, шлифование и доводка деталей
Типы напильников по профилю сечения рабочей части:
Плоские, квадратные, трехгранные, круглые, полукруглые, ромбические, ножовочные.
Виды насечек:
Одинарная (простая) – опиливание мягких металлов и неметаллических материалов.
Двойная (перекрестная) – опиливание чугуна, стали и других твердых материалов.
Рашпильная – грубая обработка древесины, кожи и других мягких материалов.
Г) Рабочая поза и хватка напильника.
Большое значение при опиливании металла имеют рабочая поза (положение корпуса и ног работающего), держание (хватка) инструмента и координация усилий рук.
Корпус держите прямо и с поворотом на пол-оборота к оси тисков. Левую ногу отставьте на полшага вперед и влево, а правую отнесите назад так, чтобы угол между осями ступней был примерно равным 60 - 70о. Правая рука в локтевом изгибе образует в исходном положении угол 90о.
Правой рукой возьмите напильник так, чтобы ручка упиралась в ладонь, четыре пальца обхватывали ее снизу, а большой палец находился сверху. Ладонь левой руки наложите на носок напильника на расстоянии 20…30 мм от его края.
Д) Приемы работы при опиливании.
В процессе опиливания необходимо координировать усилия нажима на напильник (балансировка). В исходном положении нажим левой рукой делайте наибольшим, а правой – наименьшим. При рабочем ходе нажим левой рукой уменьшайте, а правой - увеличивайте.
Наиболее рациональным темпом опиливания считается 40-60 двойных ходов в минуту.
Опиливание начинается, как правило, с проверки припуска на обработку, который должен обеспечить изготовление детали по размерам, указанным на чертеже, проверив размеры заготовки, определяют базу, т.е. поверхность, относительно которой следует выдерживать размеры детали и взаимное расположение ее поверхностей.
Если степень шероховатости поверхностей на чертеже не указана, то заготовки опиливают только драчевым напильником. При необходимости получить более ровную поверхность опиливание заканчивают личным напильником.
Качество опиливания контролируют самыми различными инструментами. Правильность опиливаемой плоскости проверяют поверочной линейкой «на просвет». Контроль осуществляется также с помощью угольника, угломера, штангенциркуля, кронциркуля. Контроль криволинейных обрабатываемых поверхностей производят по линиям разметки или с помощью специальных шаблонов.
Способы обработки плоскостей напильником:
А) Косой штрих В) Поперечный штрих С) Перекрестный штрих
Д) Продольный штрих Е) Круговой штрих
Е) Текущий инструктаж при опиливании металла:
1. Надежно закрепляйте заготовку.
2. Не поджимайте пальцы левой руки при обратном ходе напильника.
3. Проверяйте прочность насадки ручки и ее исправность.
4. Не работайте напильником без ручки или с треснувшей ручкой.
5. Не сдувайте стружку и не сметайте ее руками, используйте щетку-сметку.
6. Нельзя руками проверять качество обработанной поверхности.
7. Не допускайте падения на пол инструментов и заготовок.
IV . Практическая работа.
Работы по опиливанию плоских поверхностей.
V . Анализ выполнения практической работы.
VI. Сдача инструментов и заготовок.
VII. Уборка рабочих мест
(Привести себя в порядок, помыть руки).
VIII. Подведение итогов урока.