kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по столярному делу в 6 классе адаптивной школы на тему "Промышленное применение хвойных и лиственных пород древесины"

Нажмите, чтобы узнать подробности

при изучении данной темы учащиеся учатся определять породы древесины по их признакам и свойствам

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по столярному делу в 6 классе адаптивной школы на тему "Промышленное применение хвойных и лиственных пород древесины"»

КОУ Шербакульская адаптивная школа интернат

 

Конспект занятия

 по трудовому обучению

(столярное дело)

6 класс

 

                                                                                           

  Выполнил:

Бондарь С.М.– учитель

                                                                                                                                          трудового обучения

 

 

 2023г.

 

 

 

 

Тема занятия: Произрастание и промышленное применение хвойных и лиственных пород древесины.

Тип урока: сообщение новых знаний.

Цель занятия: Формирование первоначальных  представлений учащихся о породах древесины, используемых в столярном деле.

Образовательные задачи занятия:

 Формировать первоначальные представления о породах древесины, их отличительных признаках и способах применения в столярном деле.

 Отработать первоначальные умения и навыки в приемах определения пород древесины по внешним отличительным признакам.

Коррекционно - развивающие задачи занятия:

 Развитие и коррекция мышления и абстрактного восприятия на основе упражнений в определении пород древесины по представленным образцам.

 Коррекция глазомера и мелкой моторики пальцев рук во время выполнения операций по построению и оформлению классификационных таблиц и схем.

Воспитательные задачи занятия:

 Содействовать развитию познавательного интереса у учащихся к предмету.

 Прививать воспитанникам умения самостоятельной работы; стремление доводить начатое дело до конца, аккуратно и бережно относится к школьному и личному имуществу.

 

Прогнозируемый результат:   

должен знать – основные лиственные и хвойные породы их применение и основные характеристики;

должен уметь – определить породу древесины по представленному образцу, опираясь на сводную таблицу свойств пород древесины.

Методы обучения:

словесные – беседа, объяснение, рассказ; наглядные.

Продолжительность занятия: 1урок - 40 мин.

Межпредметные связи – окружающий мир, география, изобразительное искусство.

Оборудование урока: компьютер, образцы пород древесины.

 

Методическое обеспечение урока:

  Коллекция образцов пород древесины;

 Классификационные таблицы по видам пород древесины;

 Карты схемы по определению вида породы дерева;

 Раздаточный материал для коррекционной работы.

Раздаточный материал:

 Образцы пород древесины, карточки-задания, бланки таблиц для практической работы.

 

 

 

Ход занятия

Этапы урока

Деятельность учителя                               

     Деятельность учащихся

Организационный момент (приветствие, подготовка учебных принадлежностей, разминка).

1 мин.

Вводная часть урока

 

   Проверяет готовность учащихся к уроку.

Организует и проводит разминку, настрой учащихся на занятие.

 

 

 

Учащиеся готовят письменные принадлежности и рабочую тетрадь.

 

Выполнение разминки (комплекс упражнений для пальцев рук).

 

 Введение в тему

 

2 мин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Постановка цели урока.

 

2мин.

Актуализация опыта и опорных знаний учащихся

Лесные массивы занимают в нашей стране площадь свыше 700 миллионов гектаров. Несмотря на такие огромные лесные богатства, все должны бережно относиться к лесу, так как он существенно влияет на климат, на растительный и животный мир.

Многие из вас были в лесу и наверное, обратили внимание, что все деревья различаются между собой. Назовите, пожалуйста, чем деревья отличаются между собой? Итак, мы определили, что деревья различаются ростом, цветом ствола и формой листьев. Вот форма листьев и взята в основу классификации деревьев.  

 Вопросы учащимся:

- Часто ли используется древесина в жизни человека?

- Есть ли у вас дома изделия из древесины?

- Чем отличается дерево от древесины?

И з чего же состоит дерево?

(Из ствола, корня, сучьев, листьев или хвои. (слайд 2)

 Сообщение темы, целей и задач урока. Сообщение происходит в ходе демонстрации файлов презентации

   Файлы презентации.Слайд №3, №4

Запись даты и темы в тетрадь.

 

 

 

    

 

 

 

Учащиеся отвечают на вопросы учителя, находят общее и различия у деревьев

 

 

 

Активизация внимания,

определение целей и задач на урок.

Учащиеся записывают   в тетрадь.

 

 

 Изучение нового материала

 

20 мин.

 

 

 

 

 

 

 

 

          

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Коррекционная работа

2 мин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Закрепление

2 мин.

 

 

 

 

 

 

Основная часть урока

Объяснение нового материала происходит с использованием наглядного материала в виде презентации.

Главный продукт деревьев - дре­весина.(слайд 5)

 Древесина – это плотный природный материал, который состоит из корней, ствола и ветвей дерева.(Записать в тетрадь)   Больше всего древесины сосредоточено в стволах, которые распиливают на части. Ее часто называютделовой древесиной. Ствол, сучья, корень, листья(хвоя) используются в промышленности по-разному:

* из ветвей получают щепу, лаки, смолу;

*из корней получают скипидар и канифоль;

*из стволов в дальнейшем изготавливают различные строительные конструкции, мебель, бумагу, игрушки. 

      Отличительными свойствами породы древесины являются: кора, хвоя(листья), цвет, запах, расположение сучков и веток, твердость, текстура.(слайд № 6,№7)

Текстура – рисунок поверхности древесины, образованный в результате разреза годичных колец и волокон.(в тетрадь)

 

 

  Все породы древесины можно разделить на две группы в зависимости от вида листьев на их веточках. Деревья с листьями относятся к лиственным породам, а деревья с листьями в виде игл – к хвойным.Слайд №8.

Посмотрите, пожалуйста, на экран. Можете ли вы сказать, какие деревья изображены на фотографиях? 

 (Ель и сосна). (слайд 9)

А почему я выбрал из всего многообразия пород именно эти две?

 Потому, что это наиболее распространенные породы какой группы? … (группа хвойных пород) на территории России.

 Сейчас мы с вами познакомимся с хвойными породами древесины. Слайд №10.

И запишем их характеристики в сводную таблицу свойств хвойных пород деревьев. (Приложение №1)

   Самым распространенным хвойным деревом на территории России является СОСНА. Слайд №11.

   Запишите в таблицу название породы, цвет древесины, текстуру, смолистость, и область применения в соответствующие графы таблицы. 

   Следующее дерево, с которым мы познакомимся – является «музыкальное дерево» так называют ЕЛЬ. Слайд №12.

    Продолжаем заполнение таблицы, сведения вносим в соответствующие графы.

 

 

 

 

 

 

Коррекционное задание

 

Учащимся предлагается разгадать тематические ребусы.   Слайд №13.

 

   Следующее дерево, о котором мы будем говорить называется –    ЛИСТВЕННИЦА, хотя на ветках у неё растут иголки и относится она к хвойным деревьям.Слайд №14. А назвали ее так потому, что ее иголки желтеют осенью и опадают как у лиственных деревьев

Итог:  Многовековой строительный опыт народа позволил максимально использовать свойства этих пород дерева. Наибольшее применение находили именно хвойные породы: сосна, лиственница, ель, ибо они обладали ценными качествами в строительном деле:прямизна ствола, отсутствие дупличности, смолянистость обеспечивали качество и сопротивляемость гниению. Общие характерные черты хвойных пород: четко выраженная полосатая текстура и специфический смолистый запах. (в тетрадь)

 Учащимся предлагается отгадать загадки о деревьях, породы древесины которых изучались на данном этапе урока.             Слайд №15  

 

 

На какие группы делятся древесные породы?

С какими хвойными породами мы познакомились?

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся записывают   в тетрадь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся просматривают слайды, зарисовывают схему в тетрадь.

 

 

 

 

 

 Учащиеся получают схему для заполнения.

Учащиеся слушают рассказ учителя.

Рассматривают картинки на слайдах.

Записывают информацию со слайдов в классификационную таблицу пород древесины.

 

 

 

 

Индивидуальная работа с карточками-ребусами.

 

 

 

Учащиеся слушают рассказ учителя. Рассматривают картинки на слайдах.

Записывают информацию со слайдов в классификационную таблицу пород древесины.          

     

 

                                                 

 

Учащиеся разгадывают загадки, представленные на мультимедийном экране.

                                                                                Учащиеся отвечают на вопросы.                        

 

Гимнастика для глаз

 1 мин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Повторение. Практическая работа.

4 мин.

 

 

 

Мы уже достаточное время поработали с вами, а теперь давайте проведем небольшую гимнастику для глаз.Слайд №16.

 

 

А теперь приступим к изучению второй группы деревьев. Как называется данная группа?

 

 Итак, деревья, у которых крона состоит из листьев, называются лиственными. Слайд №17. Деревья эти широко распространены на всей территории земного шара. В нашей стране самыми широко распространенными лиственными деревьями являются – дуб на Европейской части России и береза на Урале и в Западной Сибири. Их свойства мы занесем во вторую часть сводной таблицы.

  Первым деревом, с которым мы познакомимся будет – БЕРЕЗА. Слайд №18. Она характеризуется твердой и прочной древесиной, широко используется людьми с древнейших времен и воспевается во многих литературных произведениях.

  Следующая порода древесины – ОСИНА, соседка березы растет с ней вперемешку. Слайд №19. Отличается зеленоватым окрасом ствола. Древесина широко применяется в народном творчестве.

  Обратите внимание на свойства древесины этой породы и запишите ее характеристики в таблицу.

  Следующее дерево, древесина которого очень крепкая и ценится в мебельном производстве, это, конечно же, могучий ДУБ     Слайд №20. Внимательно прочтите свойства его древесины и занесите их в соответствующие графы сводной таблицы.

 

  Закрепление пройденного материала

Учащимся предлагается из пяти предложенных образцов различных пород древесины определить название каждой породы, опираясь на наводящие вопросы и характеристики квалификационной таблицы.

 

Вопросы:

1.     Определите образцы с прямослойной ярко выраженной текстурой древесины(прямослойная у хвойных, а у лиственных нет).

2.     Определите твердость представленных образцов(определяется путем надавливания острым предметом, чем меньше отпечаток, тем древесина тверже).

   3.Определите цвет представленных образцов и, опираясь на ранее определенные свойства и характеристики таблицы, ответьте, под каким номером образца находится: Береза (№1), Осина (№3), Сосна (№5), Лиственница (№2), Ель(№4).

 

Учащиеся выполняют предложенные упражнения

 

Учащиеся отвечают на вопрос и готовят вторую часть таблицы свойств пород древесины.

 

 

 

 

Учащиеся слушают рассказ учителя.

Рассматривают картинки на слайдах.

Записывают информацию со слайдов в классификационную таблицу пород древесины.

 

 

 

 

 

Учащиеся рассматривают предложенные образцы пород древесины, определяют твердость – мягкость.

 Отвечая на вопросы, пытаются определить название породы по образцу.

  

 

Тестовые задания.

  3 мин.

 

 

 

 

 

 

 

Подведение итогов урока. (Обобщение деятельности учащихся, словесная оценка работы учениками и учителем).

2мин.

Уборка рабочих мест

1мин.

 

 

Учащимся предлагается дифференцированное задание (разноуравневое).

 

 

 

 

 

 

 

 Заключительная часть

– Что нового мы сегодня узнали на уроке?

Анализ выполненных заданий, работа с дневниками.

Подведение итогов: выставление оценок за ответы учащихся и выполнение практических заданий.  

Рефлексия:

Предлагается выразить отношение к изученному материалу и своей деятельности на занятии с помощью карточек разного цвета (с картинками листьев.)

 Объяснение домашнего задания. Слайд №22.  

  

                                                      Учащиеся читают вопрос и выбирают правильный ответ.

 

 

 

Ответы учащихся.

 

 

 

 

 

Уборка рабочих мест.

 

  

 

 





 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сводная таблица внешних признаков хвойных пород древесины.

Порода древесины

Текстура

Цвет

Смолистость

Твердость

Применение

 

Сосна

 

Прямослойная, ярко выраженная

 

Красновато-желтая

 

 

есть

 

мягкая

 

Используется в строительстве, для изготовления фанеры, мебели.

 

 

Ель

 

Прямослойная, с очень твердыми сучками

 

Белая, с желтым оттенком

 

малая

 

мягкая

 

Производство музыкальных инструментов, мебели и строительстве.

 

 

Лиственница

 

Прямослойная

 

Желто - серая

 

 

малая

 

твердая

 

Применяется в строительстве мостов.

 

 

 

Сводная таблица внешних признаков лиственных пород древесины.

Порода древесины

Текстура

Цвет

 Запах

Твердость

Применение

Берёза

однородна

Белая с буроватым оттенком

нет

твердая

Применяется для изготовления ламината, спортивного инвентаря.

Осина

Однородна

Белая с зеленоватым оттенком

едкий

мягкая

Применяется для изготовления спичек, игрушек, посуды.

Дуб

Выразительная, сердцевидные лучи в виде язычков пламени

Коричневато-серая

кисловатый

Твердая

Применяется для изготовления паркета, отделки мебели.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица результативности деятельности учащихся на занятии

 

 

 

 

Фамилия имя учащегося

 

 

Правильность и полнота подготовки к занятию

 

Участие в коррекцион-ной работе

 

Правильность и аккуратность заполнения таблицы

 

 

 

Закрепление материала   в форме     отгадывание загадок

 

Выполнение практической работы 

 

Выполнение  тестовых заданий

 

Подведение итогов занятия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Оценивание ведется по пятибалльной шкале, полученные результаты суммируются, и в итоге выставляется среднеарифметический бал за итог урока.

 

 

 

 

КОРРЕКЦИЯ И РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ И НАВЫКОВ В ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ НА УРОКАХ СТОЛЯРНОГО ДЕЛА.

 

В течение учебного года я работаю над темой "Коррекция и развитие познавательных процессов и навыков в трудовой деятельности у детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках столярного дела».

Моя цель – необходимость подготовки и адаптации учеников к самостоятельной жизни в социуме. Исправление недостатков развития у детей с ограниченными возможностями здоровья происходит медленно и неравномерно. Поэтому очень трудно заметить изменения в развитии мыслительных процессов, в формировании волевых и других качеств личности.

Для того, чтобы дети с ограниченными возможностями здоровья могли полноценно заниматься трудовой деятельностью, их движения должны быть точными, скоординированными, а мышцы рук развитыми. Поэтому, при обучении столярному делу большое внимание уделяю развитию мелкой моторики рук. Возможности для этого имеются при изучении любой программной темы.

При обучении правильного использования того или иного инструмента, при овладении определённым двигательным приёмом труда тщательно, поэтапно отрабатываю с учениками отдельные движения с многократным закреплением навыка. В противном случае у них может сформироваться неправильный навык работы, что приведёт к некачественному выполнению изделия и нарушению правил безопасности труда.

Иногда рука учащихся бывает настолько вялой, что не удерживает инструменты, поэтому основной помощью такому ребёнку является передача моторного стереотипа действия (манипуляция руками ребёнка).

Для укрепления мышц руки, развития точных движений пальцев использую специальные тренировочные упражнения, которые провожу во время физкультурной паузы или непосредственно перед работой. Вращение кистями рук, сжимание кистей в кулак, нажимание кончиком большого пальца на кончики остальных пальцев той же руки. Эти упражнения способствуют развитию координации движений, укреплению мышц руки.

Для развития пространственной ориентировки на плоскости изделия учу детей правильно располагать детали, соблюдать пропорции и размер, рационально располагать материал на рабочем месте, точно ориентироваться на плоскости листа бумаги, или изделия при нанесении рисунка или чертежа.

Использование ИКТ развивает познавательный интерес к урокам столярного дела и является действенным средством развития зрительно-двигательной координации и мелкой моторики,  регуляции мышечного усилия.

Перечисленные приёмы совершенствуют двигательные трудовые навыки детей с ограниченными возможностями здоровья. Движения становятся более координированными, укрепляются мышцы рук.

 

 

 




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Технология (мальчики)

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Автор: Бондарь Сергей Михайлович

Дата: 06.10.2023

Номер свидетельства: 637658


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства