Приветствие учителя, контроль посещаемости, проверка готовности учащихся к уроку, сообщение темы и целей урока.
II. Практическое занятие «Приемы заточки долота и стамески». (1 час.)
Повторение пройденного материала:
-Назначение стамески и долота
- Конструкция стамески и долота
- Сходство и отличие стамески и долота
Изложение нового материала.
План рассказа:
1. Заточка дереворежущего инструмента.
В процессе работы режущая кромка инструмента затупляется. Инструмент уже не перерезает волокна древесины, а сминает и разрывает их. В результате качество обработанной поверхности снижается. Поэтому режущие инструменты периодически затачивают.
Лезвия долот и стамесок затачивают с помощью точила - шлифовального круга, насаженного на вал. Вращают вручную с помощью рукоятки или от электродвигателя (рис.7).
При заточке инструмент держат двумя руками. Угол наклона инструмента зависит от требуемого угла заострения и устанавливается на глаз. На инструмент слегка нажимают левой рукой и перемещают его по линии параллельно оси шлифовального круга. Полукруглую стамеску при заточке двигают не только вправо-влево, но и дугообразно в одну и другую сторону так, чтобы шлифовальный круг касался всей поверхности фаски. Косую стамеску для чистового точения затачивают с двух сторон. Некоторые точила снабжены приспособлениями для установки угла наклона инструмента при точении.
В результате заточки лезвие и фаска долота, стамески должны быть прямолинейными и расположены под прямым углом к боковым граням. Это проверяют с помощью угольника, а правильность угла заострения - специальными шаблонами. Затачивают инструмент на точиле до образования по всему лезвию тонкой и ровной кромки заусенцев. Затем заусенцы снимают, т. е. доводят инструмент на мелкозернистом бруске со строго прямолинейной поверхностью. Для удобства работы брусок закрепляют на верстаке или специальной подставке. При доводке инструмент накладывают фаской на брусок, плотно прижимают к нему и перемещают прямыми и круговыми движениями. При этом надо следить, чтобы фаска всей своей плоскостью прилегала к бруску.
Чтобы получить нужную остроту лезвия, инструмент после заточки и доводки правят, т. е. шлифуют на бруске с очень мелким зерном (рис. 8). Такой брусок называется оселком. Его смачивают водой, прикладывают к нему инструмент фаской и перемещают круговыми движениями. Затем инструмент переворачивают, кладут на оселок всей плоскостью и правят такими же движениями. Этот прием повторяют несколько раз до снятия очень мелких заусенцев. После правки с оселка смывают грязь и вытирают его досуха.
Стамеску и долото затачивают на точиле. Лезвие полукруглой стамески и крючка перемещают при заточке не только вправо-влево, но и дугообразно в обе стороны. Надо следить, чтобы при заточке, правке и доводке фаска прижималась к абразивному кругу (бруску) всей своей поверхностью (рис.7). Косая стамеска для чистового точения затачивается по всей поверхности фаски с двух сторон.
Кромка лезвия после заточки, доводки и правки должна быть ровной, без закруглений, фаска - без перекоса в одну или другую сторону.
Заточка, доводка и правка инструмента являются видами процесса резания, так как острые грани зерен шлифовальных кругов и брусков имеют форму клина (резца) и снимают очень мелкую стружку.
Для школьных мастерских промышленность выпускает электрические точила, которые не имеют передаточного механизма, так как шлифовальный круг посажен непосредственно на рабочий орган - вал электродвигателя. Абразивные зерна срезают мелкую стружку, и получается нужный угол заострения инструмента.
На производстве режущий инструмент затачивают на заточных станках, подбирают шлифовальные круги, определяют режим заточки, выполняют весь комплекс работ по заточке, доводке и правке инструмента, с помощью контрольно-измерительных инструментов проверяют правильность заточки.
2. Практическая часть.
Инструктаж по технике безопасности при работе с дереворежущим инструментом и заточным станком.
Практическая отработка приемов точения на неподвижном абразивном круге. Имитация заточки долота и стамески.
контроль правильности прижима лезвия инструмента .
Контроль угла заточки
Контроль прямоугольности фаски инструмента.
В ходе урока учитель обращает внимание на правильность действий каждого ученика при имитации заточки, указывает на индивидуальные ошибки, показывает правильные действия. При повторяемости одинаковых ошибок учитель проводит разбор ошибок для всего класса.
III. Практическая работа «Заточка стамески и долота на бруске» (1 час.).
Практическая работа «Заточка стамески и долота на бруске».
Организация рабочего места: учащиеся выполняют задание - каждый на своем рабочем месте. Для выполнения работы понадобятся брусок для заточки и оселок для правки лезвия
Вводный инструктаж.
Задания:
Примечание. Выполнение приемов заточки, правки и доводки дереворежущих инструментов очень опасно. Не все учащиеся смогут выполнить задания самостоятельно и правильно, поэтому практическую работу можно заменить наблюдением учащихся за выполнением работ учителем.
1. Заточка лезвия долота и стамески на заточном станке. Выполняется и комментируется учителем. Ученики наблюдают с соблюдением мер безопасности.
Заточенные на станке инструменты раздаются учащимся для дальнейшей работы.
3) подберите необходимые бруски и оселки для правки и доводки лезвий;
4) произведите правку и доводку лезвия;
5) проконтролируйте остроту режущей кромки;
Правила техники безопасности:
1) Все виды работ проводить только с разрешения учителя и строго под его надзором!
2) При пользовании электрическим точилом следует работать только в защитных очках и с опущенным защитным экраном.
3) При заточке нельзя близко наклоняться к шлифовальному кругу.
4) Во время заточки, доводки и правки долота и стамески нельзя держать пальцы близко к лезвию.
5) Нельзя касаться пальцами шлифовального круга при его вращении, а также лезвий заточенных инструментов.
6) Нельзя допускать заклинивания круга затачиваемым инструментом, так как раскалывание круга приводит к выбросу кусков с большой скоростью.
7) Затачиваемый инструмент следует подводить к заточному кругу плавно и держать так, чтобы его не выбросило кругом.
8) При заточке на торце круга нужно остерегаться попадания инструмента на зажимные шайбы.
Текущий инструктаж. Текущие наблюдения учителя, контроль за соблюдением правил техники безопасности, ответы на возникающие вопросы в процессе работы, проверка правильности выполнения заданий.
Заключительный инструктаж. Оценка результатов работы учащихся, выбор лучших работ учащихся, разбор допущенных ошибок и анализ причин, их вызвавших, разъяснение возможностей применения полученных знаний, умений и навыков в общественно полезном труде.
IV. Итоговая часть.
Установка на следующий урок. На следующем уроке продолжится практическое знакомство с технологией заточки лезвия стамески и долота.