kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по предмету "Профильный труд" на тему "Строгание. Разметка рейсмусом" в соответствии с ФАООП

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познакомить с особенностями изготовления заготовки дощечка, уметь выполнять разметку, строгать заготовку; развивать речь, память, активизировать словарь.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по предмету "Профильный труд" на тему "Строгание. Разметка рейсмусом" в соответствии с ФАООП»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ТЕХНОЛОГИИ (столярное дело) 6 КЛАСС


Дата:

Урок №13-14

Тема урока

Строгание. Разметка рейсмусом:

  1. Столярный рейсмус: виды, устройство, назначение.

  2. Последовательность изготовления заготовки (дощечка).

  3. Разметка и выполнение заготовки.

  4. Строгание лицевой пласти и лицевой кромки.

  5. Строгание пласти бруска до риски.

  6. Отпиливание бруска в размер по длине.

Цель

Познакомить с особенностями изготовления заготовки дощечка, уметь выполнять разметку, строгать заготовку; развивать речь, память, активизировать словарь.

Задачи урока

Образовательные: познакомить с особенностями изготовления заготовки дощечки, уметь составлять последовательность изготовления изделия; пользоваться рейсмусом; развивать речь, память.

-расширить уже имеющиеся у учащихся представления о столярных работах, правила безопасной работы при выполнении практических работ.

-формировать у учащихся представление о важности и значимости рабочих профессий и соблюдении техники безопасности.

Коррекционно-развивающие: коррекция и развитие связной устной и письменной речи,

-коррекция и развитие памяти с помощью наводящих вопросов,

-развитие слухового восприятия,

-коррекция и развитие личностных качеств учащихся.

Воспитательные: воспитывать у учащихся интерес к учебе к предмету,

-воспитывать у учащихся самостоятельность и трудолюбие,

-воспитывать у учащихся культуру диалога.

Тип урока

Урок открытия новых знаний

Планируемый результат

Предметные: преобразовывать практическую задачу в познавательную; закрепить приемы работы с ручными инструментами; закрепить последовательность выполнения операций, правила поведения и правила ОТ в мастерской.

Личностные: внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к труду, школе, ориентации на содержательные моменты профессионального самоопределения; самостоятельное определение и высказывание общих для всех людей строительных профессий, правил поведения.

Оборудование

Плакат с рисунками столярных инструментов; образцы изделий, заготовки из пиломатериала, линейка, угольник, верстак.

Ход урока

этап урока

время

Деятельность учителя. Вид и формы контроля

Деятельность обучающихся

1. Организационный

момент

1-2 мин

1. Изучить устройство, назначение и принцип работы столярного рейсмуса.

2. Выработать умения правильного пользования столярным рейсмусом (на себя и от себя).

3. Формировать навыки самоконтроля.

Приветствуют учителя стоя

2. Повторение изученного материала

10-15

мин

Проблема урока: Чему сегодня будем учиться? Повторим ранее изученный материал:

Учитель: ребята, мы изучаем с вами тему «Строгание. Разметка рейсмусом». В какой-то мере вы уже знакомы с приёмами строгания. Мы выполняли пробное строгание по бросовому материалу – брали бруски прямоугольной формы и размечали с помощью линейки и карандаша, а также строгали бруски с проверкой результата на глаз. Сегодня мы будем выполнять работу, предшествующую строганию бруска. А сейчас давайте вспомним, чем мы занимались на предыдущем занятии, каким инструментом пользовались, какую работу выполняли.

Повторение.

Учитель: Прошу вас дать полный ответ на вопрос «как называется тема, по которой мы работаем?».

Ответ: Мы работаем по теме «Строгание. Разметка рейсмусом».

Учитель: Каким инструментом мы пользовались во время работы?

Ответ: Работа выполнялась с помощью рубанка.

Учитель: А для чего предназначен рубанок?

Ответ: Рубанок предназначен для чистой обработки древесины.

Учитель: Какой ещё строгальный инструмент вы знаете?

Ответ:

Учитель: Строгальный инструмент – шерхебель, рубанок, полуфуганок, фуганок.

Учитель: Скажите, из каких деталей состоит рубанок?

Ответ: Рубанок состоит из колодки, ножа, клина с зажимным винтом, передней ручки (рожка) и задней ручки.

При помощи чего выполнялась разметка бруска?

Ответ: Разметка бруска выполнялась с помощью линейки и карандаша.

Учитель: С помощью чего будем учиться размечать бруски?

Ответ: Будем учиться размечать с помощью столярного рейсмуса.

Учитель: Назовите единицы измерения, применяемые в столярном производстве.

Ответ: В столярном производстве применяется единица измерения «миллиметр», потому что это точное производство.

Параллельно с опросом идёт индивидуальная работа с учащимися:

1. Назвать элементы доски. 1. Какие бывают доски при распиловке?

2. Какие бывают бруски? 2. Как называется крайняя доска при распиловке?

Отвечают на вопросы


3. Вступительная беседа

20-25

мин

Учитель: Я доволен вашими ответами. Давайте перейдём к заданиям, которые мы должны будем выполнить сегодня.

- Сначала я расскажу, а потом покажу, как будет построена наша работа.

- Ребята, мы будем учиться правильно, пользоваться рейсмусом, проводить риски на брусках квадратной формы. Выполнять эту работу будем с контролем при помощи линейки, то есть с проверкой линейкой расстояния от края бруска до риски, сверяя точность действий с чертежом.

-Что означает термин «Контроль по линейке»? (Принимаются ответы детей).

Ответ: это проверка своей работы при помощи линейки, при сверке результата по чертежу.

Работа со словарным словом.

Риска – это линия, проведённая рейсмусом при разметке вдоль волокон.

Учитель: вы уже знаете: чтобы выстрогать правильно брусок, его нужно разметить при помощи линейки и карандаша и при помощи столярного инструмента «рейсмуса». Сегодня мы изучим это устройство и узнаем, как правильно им пользоваться.

Рейсмус – это столярный разметочный инструмент, предназначен он для разметки продольных линий на определённом расстоянии от края размечаемого предмета.

Рейсмус состоит из колодки, брусочков со шпильками (рейки с гвоздиками) и зажима (клина).

Учащиеся рассказывают о назначении и устройстве рейсмуса.

- Как установить размеры на рейсмусе?

1. Ослабляем клин в колодке рейсмуса.

2. По линейке устанавливаем на первой

рейке один размер (ширину бруска). На

второй рейке - другой размер (толщину

бруска).

3. Закрепляем рейки клином (зажимом).

4. После закрепления реек клином проверяем

расстояние от площадки рейсмуса до шпилек

на рейках.

Учащиеся устанавливают размеры на рейсмусе.

Установили, проверили.

- для проведения риски брусок закрепляем на верстаке.

- площадкой рейсмуса прижимаем его к лицевой стороне бруска.

 

Если рейсмус ведём на себя, наклоняем его также на себя, чтоб гвоздик не впивался в брусок, а скользил по нему. А если ведём рейсмус от себя, то и наклоняем его от себя.

Разметка рейсмусом «на себя». Разметка рейсмусом «от себя».

Ребята по очереди, не спеша, проводят риску от себя и на себя на учебном бруске.

Учитель: ребята, всё ли вам понятно? Готовы ли вы самостоятельно выполнять такую работу?

У каждого из вас на верстаке имеется всё необходимое.

Напоминаю:

- не забывайте пользоваться операционной картой;

- помните об организации рабочего места;

- контролируйте свои действия;

- соблюдайте правила безопасности;

- помните о причинах возможных ошибок, которые могут привести к браку, изделия.


Строгание:

Содержание учебного материала практической направленности: Хватка рубанка, поза (стойка) при работе, начальное положение инструмента. Движение и его характер, траектория перемещения. Последовательность обработки по зонам, достижение чистоты и его контроль, достижение плоскостности продольной и поперечной и его контроль, характерные ошибки и их недопущение. Визуальный и инструментальный контроль, обращение с инструментом и уход за ним, правила техники безопасности и организация рабочего места.

Для активизации познавательной деятельности изучение нового материала веду в диалоговом режиме, применяя метод активной беседы, задавая учащимся, многочисленные вопросы и задачи, ведем поиск ответов на основе межпредметных знаний, интуиции и жизненного опыта. В процессе беседы вывожу учащихся на постановку проблемы (задиры – чистота) и совместно ее решаем.  Использую также метод демонстрация наглядных пособий (изображения на классной доске, плакаты, образцы детали, заготовки и.т.д.)  Выполняем запись основных терминов в тетрадь.

Слушают объяснения учителя

Обращают внимание на доску


4. Двигательная физкультминутка..

2-3

мин

«Пилим, пилим…»(презентация)

Движения, имитирующие работу ручными ножовками.

5. Анализ образца

2-3

мин

Показ образцов готовых деталей

Фронтальная работа

Рассматривают образцы, анализируют

6. Составление плана работы. ТБ при работе

2-3

мин

Составление предварительного плана работы с помощью инструкционной карты.

Учитель проверяет правильность их действий.

Учащиеся самостоятельно раскладывают материалы, приспособления и инструменты.

7. Практическая работа

20-25

мин

Индивидуальная помощь

Техника безопасности при работе с столярными инструментами и приспособлениями.

Учитель следит, чтобы соблюдалась последовательность при выполнении работы.

Слабые учащиеся выполняют работу, используя опору на образец.

Практическая часть:

Целевые обходы рабочих мест учащихся.

1 обход. Проверить содержание рабочих мест, указать на недостатки в организации труда.

2 обход. Проверить правильность выполнения задания.

Индивидуальная работа со слабоуспевающими учениками. Уделить особое внимание учащимся 2-го уровня в части овладения ими приёмами работы рейсмусом и наработки устойчивого внимания.

3 обход. Проверка правильности осуществления учащимися самоконтроля, (напомнить о необходимости использования операционной карты).

Практическая работа подходит к концу, в целом она завершена.

В целях закрепления теоретических знаний по теме учитель раздаёт учащимся 2-го уровня обучения и тем, у кого были выявлены затруднения при выполнении практической работы, рабочие карточки.

Индивидуальная работа по развитию устной связной речи учащихся 1-го уровня по операционной карте, а учащимся 2-го уровня предлагается отчитаться о проделанной работе, пользуясь операционной картой.

Более сильным учащимся даются карточки по установке размеров на рейсмусе. Учащиеся должны измерить, на какой размер установлен рейсмус. А учащимся 2-го уровня только определить размеры.


Выполнение самостоятельной работы: «Строгание»

-организовать самостоятельную работу учащихся;

-проанализировать правильность и осознанность выполнения всеми учащимися задания;

-выяснить степень усвоения материала;

-определить типичные недостатки в знаниях и их причины;

-ликвидировать обнаруженные недочёты;

-оказание помощи слабо подготовленным к выполнению задания учащимся;

-тренировать способность применять алгоритм действий в стандартной и нестандартной ситуации;

- тренировать способность к самоконтролю и самооценке, взаимоконтролю и взаимооцениванию;

-контроль над бережным отношением учащихся к средствам обучения и рациональному  использованию учебного времени;

Организация работы учащихся в парах, где они учатся контролировать и оценивать не только свою работу, но и работу товарища (взаимоконтроль, взаимооценка).

Текущий инструктаж (индивидуальный) – контроль правильности и фиксация ошибок организации рабочего места, соблюдения правил техники безопасности, закрепления детали, приемов строгания. Указание ошибок без показа учителя. Самоконтроль учащимся при переходе от одного приема к другому. Переход к следующему приему без контроля  учителя.

Окончательный контроль практической работы.

По мере окончания выполнения задания, самостоятельной работы учащиеся подходят к рабочему месту учителя для окончательного контроля и оценки проделанной работы. Сдают изготовленную деталь, выставляю оценки в соответствии с критериями, раннее озвученными во время вводного инструктажа. Обязательно учитываю мнение учащихся.

выполняют самостоятельно


8. Итог урока, оценивание

10-15 мин

Ребята, наше занятие подходит к концу. Давайте подведем итог нашей работе. Мы сегодня узнали, что для нанесения разметки на заготовки из древесины применяется разметочный инструмент рейсмус. Ребята, давайте ещё раз скажем, какую работу мы сегодня выполняли.

Ответ: Мы сегодня изучали устройства рейсмуса. Учились устанавливать размеры на рейсмусе и правильно проводить риски на бруске.


Строгание:

По команде учителя все учащиеся заканчивают работу, подписывают деталь и  сдают ее. Провожу совместный анализ проделанной работы. Для рефлексии использую активный диалог, когда учащиеся самостоятельно выявляют ошибки и их причины.  Демонстрирую разные работы, учащиеся определяют лучшие и с ошибками, сами определяют  ошибки и способы их  устранения. Если много типичных ошибок, то повторно демонстрирую трудовые приемы. Особое внимание уделяю вопросам организации рабочего места и безопасным приемам работы.

Отвечают на вопросы

Анализируют результат практической работы


9. Уборка рабочего места

2 мин

Сейчас каждый наведет порядок на своем рабочем месте. Спасибо вам, ребята, за работу. Занятие закончено. До свидания!

Дети убирают рабочие места.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Технология (мальчики)

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Бадретдинов Ильдус Котдусович

Дата: 09.10.2023

Номер свидетельства: 637781


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства