Учитель: Я доволен вашими ответами. Давайте перейдём к заданиям, которые мы должны будем выполнить сегодня. - Сначала я расскажу, а потом покажу, как будет построена наша работа. - Ребята, мы будем учиться правильно, пользоваться рейсмусом, проводить риски на брусках квадратной формы. Выполнять эту работу будем с контролем при помощи линейки, то есть с проверкой линейкой расстояния от края бруска до риски, сверяя точность действий с чертежом. -Что означает термин «Контроль по линейке»? (Принимаются ответы детей). Ответ: это проверка своей работы при помощи линейки, при сверке результата по чертежу. Работа со словарным словом. Риска – это линия, проведённая рейсмусом при разметке вдоль волокон. Учитель: вы уже знаете: чтобы выстрогать правильно брусок, его нужно разметить при помощи линейки и карандаша и при помощи столярного инструмента «рейсмуса». Сегодня мы изучим это устройство и узнаем, как правильно им пользоваться. Рейсмус – это столярный разметочный инструмент, предназначен он для разметки продольных линий на определённом расстоянии от края размечаемого предмета. Рейсмус состоит из колодки, брусочков со шпильками (рейки с гвоздиками) и зажима (клина). Учащиеся рассказывают о назначении и устройстве рейсмуса. - Как установить размеры на рейсмусе? 1. Ослабляем клин в колодке рейсмуса. 2. По линейке устанавливаем на первой рейке один размер (ширину бруска). На второй рейке - другой размер (толщину бруска). 3. Закрепляем рейки клином (зажимом). 4. После закрепления реек клином проверяем расстояние от площадки рейсмуса до шпилек на рейках. Учащиеся устанавливают размеры на рейсмусе. Установили, проверили. - для проведения риски брусок закрепляем на верстаке. - площадкой рейсмуса прижимаем его к лицевой стороне бруска. Если рейсмус ведём на себя, наклоняем его также на себя, чтоб гвоздик не впивался в брусок, а скользил по нему. А если ведём рейсмус от себя, то и наклоняем его от себя. Разметка рейсмусом «на себя». Разметка рейсмусом «от себя». Ребята по очереди, не спеша, проводят риску от себя и на себя на учебном бруске. Учитель: ребята, всё ли вам понятно? Готовы ли вы самостоятельно выполнять такую работу? У каждого из вас на верстаке имеется всё необходимое. Напоминаю: - не забывайте пользоваться операционной картой; - помните об организации рабочего места; - контролируйте свои действия; - соблюдайте правила безопасности; - помните о причинах возможных ошибок, которые могут привести к браку, изделия. Строгание: Содержание учебного материала практической направленности: Хватка рубанка, поза (стойка) при работе, начальное положение инструмента. Движение и его характер, траектория перемещения. Последовательность обработки по зонам, достижение чистоты и его контроль, достижение плоскостности продольной и поперечной и его контроль, характерные ошибки и их недопущение. Визуальный и инструментальный контроль, обращение с инструментом и уход за ним, правила техники безопасности и организация рабочего места. Для активизации познавательной деятельности изучение нового материала веду в диалоговом режиме, применяя метод активной беседы, задавая учащимся, многочисленные вопросы и задачи, ведем поиск ответов на основе межпредметных знаний, интуиции и жизненного опыта. В процессе беседы вывожу учащихся на постановку проблемы (задиры – чистота) и совместно ее решаем. Использую также метод демонстрация наглядных пособий (изображения на классной доске, плакаты, образцы детали, заготовки и.т.д.) Выполняем запись основных терминов в тетрадь. |