Методы обучения: словесный (беседа, объяснение); работа с учебником; демонстрация приемов работы; метод практических работ.
Тип урока: комбинированный.
Учебник: Технология: Учебник для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений (вариант для мальчиков). Под ред. В.М. Казакевича. – М.: Дрофа, 2014г.
4. Изложение программного материала - 12 мин.
План рассказа:
1)– Виды пороков древесины: сучки, трещины, пороки строения древесины формы ствола, биологические повреждения, инородные включения, покоробленность.
2) - Демонстрация стенда с образцами пороков древесины.
3) – Влияние пороков на качество изделия.
4) – Использование древесины с пороками древесины.
5) – Самостоятельная работа с учебником.
Древесина широко применяется в различных отраслях производства и в быту. Из нее изготавливают строительные конструкции (полы, двери, рамы и т.д), мебель, музыкальные инструменты, спортивный инвентарь, бумагу и другие изделия, а также в производстве смол, лаков, красок и других веществ.
Однако у древесины есть и недостатки-пороки и дефекты.
Поро́ки древеси́ны это особенности и недостатки , как всего ствола дерева, так и отдельных его участков, ухудшающие её свойства и ограничивающие возможности её использования.
Наиболее распространенные пороки древесины –сучки и трещины. Они нарушают однородность древесины, снижают прочность заготовок, ухудшают внешний вид, затрудняют обработку.
При изложении технико-технологических сведений знакомлю учащихся с наиболее распространенными пороками древесины. Причинами возникновения можно отметить, что в большинстве случаев они образуются в растущем дереве вследствии ненормальных условий роста, климатических воздействий. Значительное количество пороков возникает в заготовленной древесине при её неправильном хранении, транспортировке, несвоевременной обработке и т. д. Все учащиеся, являются гражданами РФ, обязаны беречь и охранять лесные насаждения.
Сучки образуются в древесине ствола в местах основания ветвей. По форме разреза на поверхности сучки различают: крупные, овальные, продолговатые.
По месту размещения - пластиевые, кромочные, ребровые.
Обратить внимание на форму заделки ребровых сучков. Почему основная масса ребровых сучков являются не сквозными.
Трещины делятся на метиковые, отлупные, трещины усушки.
Объясняем значение слов метиковые и отлупные.
Отлупная трещина, или отлуп (неофициальное) — трещина, возникающая в растущем дереве, проходящая в зоне ядра или спелой древесины между годичными слоями и распространяющаяся на некоторое протяжение вдоль сортимента.
Метиковая трещина, или метик[1] (неофициальное) — радиально направленная трещина в ядре, возникающая в растущем дереве, отходящая от сердцевины и имеющая значительную протяжённость вдоль ствола, но не доходящая до его периферии.
Дефекты в деталях и пороки древесины во многих случаях устранимы.
План последовательности работы по заделке пороков и дефектов.
а) определить форму заделки
б) разметить заделку
в) выпилить заделку
г) разметить отверстие под вставку
д) сделать отверстие под заделку
е) установить заделку на клею
ж) застрогать поверхность заделки
5.Практическая работа 13 мин.
Чаще всего приходится заделывать сучки и выбоины. На рисунке 119 показано как исправляют такие дефекты. На производстве сучки высверливают и помещают на их место круглую вставку. Но довольно часто такую операцию проводят вручную. Заделку в зависимости от размера и формы сучка, обводят остро заточенным карандашом. Затем по линиям разметки долбят отверстие, в которое на клею устанавливают заделку. После высыхания клея, заделку застрагивают. Направление волокон должны совпадать.
Самостоятельная работа с учебником и запись нового материала в тетрадь.
Задание. Заделать на обрезках сучки.
Текущий инструктаж. Слежу, чтобы правильно производилась разметка, соблюдались правила безопасной работы стамеской, киянкой, сверлильным станком и киянкой. Заделка должна прочно соединяться с древесиной изделия. Следить, чтобы учащиеся работали исправным инструментом и выполнять качество выполняемой работы.
6.Закрепление новых знаний 4-2 мин.
1.Определить на заготовках пороки и дефекты древесины.
2.Определите основные разновидности сучков на пиленых лесоматериалах.
3.Почему могут образовываться трещины в пиломатериалах?
4.В какой части ствола находиться бессучковая древесина?
5.Для чего производиться заделка пороков.
6.От чего зависит качество эаделки пороков.
7.Домашнее задание-1 мин..
Вместе с родителями найти фрагмент на дереве с пороками древесины и сделать фото.
8.Подведение итогов урока 5-7 мин..
1.Проверка выполненной работы учениками.
2.Разобрать ошибки и недочеты допущенные учащимися при выполнении работы.
3.Оценить работу учащихся и сообщить оценки, комментируя их.
4.Уборка рабочих мест и мастерской.
Используемая литература:
1.Под.ред.В.М.Казакевич, М.А. Молевой. Технический труд 8 кл. изд.М.; Дрофа.2014 г.
2. Под ред. Г.Б. Волошин, А.А. Воронов. Обработка древесины, металла и др. работы. Пособие для учителя труда.6-7 класс. Изд.М.;Просвещение.1999 г.
3. Под. ред. П.Р. Агутова, В.А. Полякова. Трудовое обучение 6-7 класс. Изд.М.; Просвещение.1989 г.