| – Я рад приветствовать вас и наших гостей, которые пришли к нам сегодня на урок. Присаживайтесь, пожалуйста. Прежде чем приступить к изучению нового материала, давайте с вами вспомним тему прошлого урока. Назовите мне, пожалуйста, тему прошлого урока. Спасибо! Что называется пиломатериалом? Спасибо! Определите, пожалуйста, по образцам виды пиломатериалов. Учащимся предлагаются образцы пиломатериалов: обрезная доска, необрезная доска, горбыль, брусок. Молодцы! Я, предлагаю вам выполнить задание по карточкам (Слайд № 1). Назовите основные части дерева? Назовите элементы обрезной доски? Время выполнения задания закончилось. Прошу вас посмотреть на слайд для самопроверки проверки (Слайд №2). А теперь переходим к теме нашего урока. Тема урока: «Классификация древесных пород». (Слайд №3) Цель нашего урока ознакомиться с породами деревьев, их видами и областью применения. ( Слайд № 4) Породы деревьев и их виды. Все виды деревьев делятся на группы: хвойные и лиственные. Древесина каждой породы имеет свои характерные (только ей присущие) свойства и признаки. Такие как, твёрдость, прочность, цвет, запах, текстура. (Слайд№5) 3. Свойства и признаки древесины. Текстурой – называют рисунок на поверхности древесины, образованный в результате перерезания годичных колец и волокон. О красивой поверхности древесины говорят, что она имеет богатую текстуру. (Слайд№6) Прочность – это способность древесины выдерживать большие нагрузки без разрушения. Твёрдость – это способность древесины сопротивляться проникновению в неё других, более твёрдых тел. Запах древесины зависит, главным образом, от присутствия в ней смол, дубильных веществ. У свежесрубленной древесины запах сильнее; при высыхании он ослабевает. При гниении запах древесины меняется. Цвет древесины очень разнообразен, он изменяется от почти белого (осина, пихта) до чёрного (чёрное дерево) и зависит от климата, возраста и условий его произрастания. (Слайд № 7) 4. Характеристика пород деревьев. Хвойные породы деревьев. Хвойных пород в нашей стране намного больше, чем лиственных. Древесина хвойных пород смолянистая, поэтому имеет характерный запах смолы. Сосна – древесина прямослойная, достаточно прочная, смолянистая. Желтоватого цвета с ярко выраженной текстурой. Она хорошо обрабатывается, обладает стойкостью против гниения. Сосна широко используется в строительстве и для изготовления фанеры. (Слайд№8) Лиственница обладает высокими механическими свойствами. По прочности и плотности превосходит сосну. Отличается стойкостью против гниения, но имеет повышенную твёрдость и трудно обрабатывается. Лиственница используется в строительстве, в конструкции мостов и вагонов. (Слайд№9) Ель – обладает невысокими механическими свойствами. Прямослойная пропитана смолистыми веществами с очень твёрдыми сучками (которые часто выпадают). Цвет белый с желтоватым оттенком. Обладает стойкостью против гниения. (Слайд №10) Лиственные породы деревьев. Лиственные породы занимают примерно ¼ площади всех лесов страны. По распространению и хозяйственному применению лиственные породы уступают хвойным. Дуб – древесина его отличается высокой прочностью и твёрдостью. Цвет светло-жёлтый с коричневато- серым оттенком и ярко выраженной текстурой. Применяется для изготовления мебели, паркета, облицовки ценных изделий, а также в конструкции мостов и вагонов. Слайд№11 Берёза – отличается высокой прочностью, особенно при ударных нагрузках, обладает большим сопротивлением раскалыванию, хорошо обрабатывается и гнётся. Цвет белый с буроватым оттенком. Берёза используется для изготовления фанеры, мебели, посуды, ружейных лож, ручек для инструментов, спортивного инвентаря. Слайд №12 Бук – древесина высокой прочности, с красивой, красновато-жёлтой или светло- коричневой текстурой. Хорошо обрабатывается, в пропаренном состоянии хорошо гнётся. Применяется для изготовления мебели, паркета, облицовки ценных изделий, фанеры, ружейных лож. Слайд №13 Липа – древесина лёгкая, мягкая. Легко обрабатывается в любом направлении. Дети выполняют задание у доски сравнивая образцы. Мало подвержена растрескиванию и короблению. Имеет, светлую текстуру. Широко применяется для изготовления игрушек и сувениров, украшенных резьбой, а также чертёжных досок. Слайд №14 Определите, пожалуйста, породу деревьев по образцам текстуры. (Лиственницы, дуба, бука) Спасибо! Слайд №15 Реализация национально-регионального компонента. Лесные богатства Южного Урала. Покажите, пожалуйста, на карте виды деревьев растущие в нашем районе! Слайд №16, 17 На какие группы делятся деревья? Спасибо! Назовите признаки, по которым легко можно определить породу дерева? Спасибо! Назовите свойства древесины. Спасибо! Слайд №18 Перед выполнением тренировочного упражнения необходимо вспомнить правила техники безопасности. Спасибо! Слайд №19 Раздав технологические карты по изготовлению «круглой палочки» прошу, учащиеся прочитать этапы работы. Изготовление круглой палочки из сосны 1. Разделить каждую сторону бруска на три равные части по ширине (с помощью линейки и столярного угольника). 2. Закрепить брусок на верстаке в заднем зажиме. 3. Сострогать рубанком рёбра бруска до карандашных линий. Из квадратного бруска, у которого было 4 грани, получается восьмигранник. 4. Сострогать все рёбра восьмигранника и скруглить его. 5. Зачистить все неровности напильником и очистить наждачной бумагой. Слайд №20 Время выполнения практической работы закончилось. Прошу вас сдать свои работы на проверку (назначаю мастера для приёма работ и выставления оценок). Назовите мне, пожалуйста, тему сегодняшнего урока? Спасибо! Я, предлагаю вам выполнить задание по карточкам (Слайд № 21). Прочитайте мне, пожалуйста, задание, которое вы должны выполнить. Спасибо! Время выполнения задания закончилось. Прошу вас посмотреть на слайд для самопроверки проверки (Слайд №22). Подвожу общий итог занятия и выставляю оценки. Спасибо! | Дети стоят возле верстаков, приветствуя учителей и гостей. Дети садятся за верстаки. Дети слушают учителя. Дети отвечают: На прошлом уроке мы изучали тему « Пиломатериалы». Дети отвечают: Пиломатериалом называют брёвна, распиленные на пилораме. Дети отвечают: Обрезная доска, горбыль, брусок, необрезная доска. Дети выполняют задание. Дети проверяют задание. Дети слушают учителя. Учащиеся читают новые слова. Текстура, прочность, твёрдость. Дети слушают учителя. Дети выполняют задание у доски сравнивая образцы древесины. Дети показывают на карте Челябинской области, виды деревьев. Дети отвечают: - Все виды деревьев делятся на две группы. Хвойные и лиственные. К хвойным относятся: ель, сосна, кедр, лиственница. К лиственным относятся: берёза, дуб, бук, липа. Дети отвечают: Породу дерева можно легко определить: по кроне, коре запаху, текстуре . Дети отвечают: К свойствам древесины относится: твёрдость, прочность, упругость. Дети отвечают: Вовремя работы необходимо выполнять правила техники безопасности: 1.Надёжно закрепить обрабатываемую деталь в зажимах верстака. 2. При работе держать рубанок двумя руками. 3. Хранить инструмент в лотке верстака подошвой вниз. Дети читают задание. Дети выполняют практическую работу. Дети сдают работы. Дети отвечают: - Мы, изучали на уроке тему «Классификация древесных пород». Дети отвечают: - Нам необходимо определить породы деревьев. Дети проверяют задание. | | Слайд №1. Слайд №2. Слайд№3 Слайд№4 Слайд№5 Слайд№6 Слайд№7 Слайд№8 Слайд№9 Слайд№10 Слайд№11 Слайд№12 Слайд№13 Слайд№14 Слайд№15 Слайд№16 Слайд№17 Слайд№18 Слайд№19 Слайд№20 Слайд№21 Слайд№22 |