Художественная отделка изделий из древесины. Роспись по дереву.
Художественная отделка изделий из древесины. Роспись по дереву.
Цели: создать условия для получения знаний по художественной отделке изделий из древесины и умений по росписи изделий из древесины.
Задачи: знакомство с видами народного искусства и применения росписи деревянных поверхностей; развитие художественно - эстетических качеств личности учащихся, воображения, активности, творческих способностей, поддержание интереса к предмету; воспитание эстетического вкуса, аккуратности, развитие инциативности; формирование у школьников уважительного отношения к мировоззрению своих предков, пробуждение интереса к истории своего народа.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Оборудование: краски, кисти, палитра, разделочные доски и кухонные лопатки для росписи, копировальная бумага, карандаши.
Гречишникова Е. А. учитель технологии
План урока:
1 Оргмомент
2 Сообщение темы, целей урока
3 Повторение
4 Изложение нового материала
5 Практическая работа: «Роспись изделия из древесины»
6 Заключительная часть
Ход урока.
Организационный момент. Отметить отсутствующих, назначить дежурных, проверить готовность к занятию.
Сообщение темы, целей урока.
Повторение пройденного материала.
Предложить ученикам на выбор один из трёх тематических кроссвордов, напечатанных на листах разного цвета, с указанием на классной доске, какой теме соответствует цвет:
на зелёном листе по теме “Выпиливание лобзиком”;
на синем листе по теме “Сверление”;
на красном листе по теме “Разметка”.
Через 5 мин. собрать листы и продолжить занятие. Анализ результатов решения кроссвордов отложить на “Заключительную часть” занятия.
Изложение нового материала.
Учитель: Человек издавна стремился украсить свое жилище и все, с чем ему приходилось сталкиваться в быту. При изготовлении любой вещи народный мастер не только думал о ее практическом назначении, но и не забывал о красоте. Красота и польза в его творчестве всегда были неотделимы. Из самых простых материалов – дерева, металла, камня, глины – создавал он истинные произведения декоративно – прикладного искусства, отражающие представление мастера об окружающем мире. Народное искусство веками складывалось усилиями мастеров многих поколений.
Среди многих художественных ремесел, связанных с обработкой различных материалов, особое место занимает художественная обработка древесины, являющаяся одним из самых популярных видов декоративно-прикладного искусства.
Какие виды художественной отделки изделий вы знаете?
Различаются следующие виды художественной отделки древесины: выпиливание лобзиком, резьба, мозаика, выжигание, роспись и другие.
Казалось бы, зачем сейчас нам нужно заниматься изготовлением предметов быта, их отделкой, когда есть удобные и дешёвые изделия из пластмассы и металла?
Дело всё в том, что так выражается потребность людей в красоте. А. М. Горький говорил, что “человек по натуре своей художник, он всюду, так или иначе, стремится вносить в свою жизнь красоту”.
“К народным традициям должно быть величайшее внимание, их надо изучать и воспринимать всей душой, их надо осваивать”, - писал А. Б. Салтыков.
Сегодня на уроке мы познакомимся с росписью по дереву.
Сообщения учащихся (сопровождаются презентацией и наглядной демонстрацией изделий):
Хохломская роспись. Именем старинного русского села стала называться роспись деревянной посуды и мебели. Хохломская роспись представляет собой растительный орнамент, составленный из небольшого числа мотивов. Они называются "травкой", "яблочком", "листком", "ягодкой", "виноградом", "древком", "кудриной". Следует выделить два главных типа росписи: "травкой" и "кудриной".
В основе "травки" лежит плавно изгибающийся стебель, от которого во все стороны отходят изогнутые стебельки, листочки, каждый из которых имеет свою форму.
"Кудрина" - цветочно-лиственный узор с округлыми широкими листьями, крупными цветочными головками и завитками. Пышные декоративные элементы золотого цвета обводятся по контуру и украшаются лёгкой штриховкой.
Городецкая роспись — русский народный художественный промысел. Существует с середины XIX века в районе города Городец. Яркая, лаконичная городецкая роспись (жанровые сцены, фигурки коней, петухов, цветочные узоры), выполненная свободным мазком с белой и черной графической обводкой, украшала прялки, мебель, ставни, двери.
Для городецкой росписи характерны жанровые сценки из жизни горожан, а пустые места заполняются пышными цветами ("розанами", "купавами", "яблоками") и ветками с зубчатыми листочками. Росписи выполняют клеевыми красками. Сначала готовят цветной фон (часто жёлтый), на него наносят главные фигуры, букеты, гирлянды, венки, красиво согласованные по тону и цвету. Применяются при этом яркие красные, а всё изображение украшают фигурной рамкой. Звучные цвета, гармоничные сочетания, пышные букеты, сказочные птицы - всё ярко выражает красоту природы и радость жизни.
Городецкая роспись – как ее нам не знать.
Здесь и жаркие кони, молодецкая стать.
Здесь такие букеты, что нельзя описать.
Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать.
Петриковская роспись (малёвка) - украинская роспись. Давняя традиция - белить хату и украшать её разноцветной росписью - сохранилась на Украине до наших дней. Рисунки чаще всего представляют замкнутый узор, изображающий большой цветок в вазоне, с крупными бутонами, плодами и листьями. В цветочную композицию умело вписываются и фантастические птицы. Используются открытые насыщенные цвета, контрастность и согласованность больших цветовых пятен. Все росписи делаются кистью без подготовки карандашом. Основной материал - акварель, гуашь и темпера.
Белгородский край богат народными мастерами, которые продолжают местные традиции и осваивают новые формы декоративно-прикладного искусства. В нашей области роспись по дереву имеет широкое применение. Расписывались прялки, посуда, мебель, деревянные изразцы, которыми украшались стены внутри дома. Сейчас широко используется роспись храмов и предметов домашнего обихода. Уникальная рукотворная техника белгородских мастеров ничуть не уступает в мастерстве фабричной. Здесь важна не только искусная роспись, но и идея. Например, матрёшки одеты в традиционные костюмы Белгородской области, в росписи пасхальных яиц тоже просматривается региональный компонент. (Познакомить учащихся с роботами мастеров Белгородчины).
Наша задача сегодня - научиться выполнять роспись деревянных изделий, используя народные традиции и знания, приобретённые на уроках ИЗО и технологии.
V. Практическая работа: «Роспись изделия из древесины»
Объяснить последовательность практической работы, записанной на классной доске:
Выбрать рисунок.
Выбрать место расположения рисунка на изделии.
Нарисовать рисунок на изделии карандашом или перевести при помощи копировальной бумаги.
Роспись изделия гуашью.
Напомнить о соблюдении правил безопасности во время практической работы (при работе с красками).
Предложить каждому ученику индивидуальное задание (ребята расписывают кухонные лопатки или розделочные доски, сделанные ими заренее).
Контролировать работу каждого ученика, оказывать при необходимости помощь, разъяснять моменты, вызывающие наибольшие затруднения.
VI. Заключительная часть
Подать команду о завершении практической работы.
Предложить учащимся самим оценить свои изделия в сравнении с образцами.
Проверить собранные изделия.
Оценка каждой работы проводится по следующим параметрам:
Творчество - 2 балла
Композиция - 1 балл
Цветовое решение - 1 балл
Аккуратность - 1 балл
Подвести итоги повторения пройденного (по кроссвордам) и практической работы.
Контролировать уборку рабочих мест, мастерской.
Домашнее задание
Приложение 1
Кроссворд 1 «Строгание древесины»
По вертикали:
2. Инструмент для более точного строгания древесины (фуганок) 4. Столярный молоток (киянка) 6. Основная часть всех стругов (резец) 7. Инструменты для строгания называют … (струги)
По горизонтали:
1. Инструмент для чистого строгания (рубанок) 3. Основа стругов (колодка) 5. Процесс получения чистых и гладких поверхностей (строгание) 8. Инструмент для грубого первичного строгания (шерхебель)
Приложение 2
Кроссворд 2 «Выпиливание лобзиком»
По вертикали:
1. Наименование материала, из которого можно выпиливать детали
2. Деталь лобзика в виде дуги
6. Инструмент для вырезания узоров и рисунков из фанеры и досок
7. Специальное приспособление для выпиливания
По горизонтали:
3. Устройство, которое служит для разметки заготовок при выпиливании
4. Деталь лобзика
5. Деталь лобзика
8.Острые части пилки
9. Наименование материала, из которого можно выпиливать детали
10. Инструмент для проделывания отверстий в заготовке
1ф
2р
а
3ш
а
б
л
о
н
м
е
к
4р
у
ч
к
а
5п
и
6л
к
а
а
о
б
7с
8з
у
б
ь
я
т
и
9д
о
с
к
а
л
10ш
и
л
о
к
Приложение 3
Кроссворд 3 «Столярный инструмент»
1к
о
л
о
в
о
2р
о
т
3р
у
е
4л
о
б
з
и
к
й
5н
а
с
о
6к
и
я
н
к
а
м
ж
а
7у
г
о
л
ь
н
и
к
с
в
к
а
По горизонтали:
1. Инструмент для сверления отверстий.
4. Инструмент для выпиливания из фанеры.
6. Деревянный молоток.
7. Инструмент для разметки на заготовке линий под прямым углом.
По вертикали:
2. Инструмент для ручного строгания.
3. Инструмент для разметки, с помощью которого наносят риски, параллельные одной из сторон заготовки.