Изготовление поделок декоративно прикладного назначения из местных пород древесины.
Изготовление поделок декоративно прикладного назначения из местных пород древесины.
Практическая - изготовить из твердых пород древесины разделочную доску для дома.
Обучающая – обобщить и систематизировать знания учащихся в технологии обработки древесины, ознакомить с основными профессиями в деревообрабатывающей промышленности;
Воспитательная – воспитание инициативы и самостоятельности в трудовой деятельности;
Развивающая – развитие умений применять имеющиеся знания на практике и устанавливать причинно-следственные связи между профессиями в деревообрабатывающей промышленности
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Комбинированный урок ( 1.формирования умений и навыков; 2. Практически отработать).
Eesmärgid
Цели урока
Практическая - изготовить из твердых пород древесины разделочную доску для дома.
Обучающая – обобщить и систематизировать знания учащихся в технологии обработки древесины, ознакомить с основными профессиями в деревообрабатывающей промышленности;
Воспитательная – воспитание инициативы и самостоятельности в трудовой деятельности;
Развивающая – развитие умений применять имеющиеся знания на практике и устанавливать причинно-следственные связи между профессиями в деревообрабатывающей промышленности
Läbivad teemad
Сквозные темы
Непрерывное обу-чение и планирование карьеры,
Окружающая среда и устойчивое развитие.
Здоровье и безопасность
Технология и инновация
Pädevused
Компетенции
Технологическая компетенция- способность справляться в мире технологии и понимать, использовать и ценить технологию, применять и развивать технологию творчески и инновационно, понимать современные направления развития технологии, а также связи технологии с естественными науками, анализировать сопутствующие применению технологии возможности и риски, соблюдать требования по защите интеллектуальной собственности, решать проблемы, сочетая умственную и физическую деятельность, выбирать и безопасно использовать различные материалы и средства труда, целенаправленно реализовать идеи, справляться с хозяйственными работам.
Õppeaine
Предмет
Õpioskused
Учебные навыки
Sõnavara
Словарь терминов
Rutiintegevused
Практическая деятельность
Meetodid/võtted
Методы и приемы
Vahendid, töölehed, keskkonnad, lingid
Литература Материально – техническое обеспечение урока
Lõputöö/õppekäik (kui on võimalik)
Заключительная работа экскурсии
Технологии
Иметь основные понятия об устройстве столярного, слесарного или комбинированного верстака; Уметь пользоваться ими при выполнении столярных и слесарных операций;
Знать назначение, устройство и принцип действия простейшего столярного и слесарного инструмента (разметочного, ударного и режущего инструмента);
В качестве практической работы изготавливать простейшие поделки культурно – бытового назначения.
Оформлять и изготавливать простые изделия, используя для этого подходящие средства труда;
Понимать суть технологии и ценить необходимость технологической грамотности в жизни;
Осознавать себя членом занятий, проходящих в рамках работы в группе, проектной работы и других совместных действий;
Древесина – ткань растений, состоящая из клеток с одревесневшими стенками. Широко используется как конструкционный материал.
Заготовка – предмет производства, из которого изменением формы, размеров, шероховатости поверхности и свойств материала изготавливают деталь.
Изделие – предмет или совокупность предметов, подлежащих изготовлению.
Основные виды изделий – это детали, сборочные единицы и комплекты.
Устные ответы.
Нанести разметочные линии на заготовку и произвести разметку.Изучить и практически отработать
основные технологические операции по ручной обработке древесины.
Практическая работа: Изготовить из твердых пород древесины разделочную доску для дома
Все детали изготовлены аккуратно в соответствии с требуемой технологией.
Изделие представляет собой законченное изделие.
Внешний вид изделия производит благоприятное впечатление.
Производственные экскурсии.
Урок по теме " Изготовление поделок декоративно прикладного назначения из местных пород древесины."
Григорий Нехца - учитель технологии
Разделы:Технология
Характер и форма организации учебно-познавательной деятельности учащихся:
проблемно-поисковый, исследовательский и репродуктивный характер деятельности с применением ИКТ технологии;
фронтальная, индивидуальная работа.
Перед учащимися были поставлены следующие цели:
Образовательные: получение новых и систематизация ранее полученных знаний по теме “Технология обработки древесины ”, формировать у учащихся начальные трудовые знания и умения, развить их техническое мышление и творческие способности, используя ИКТ для лучшего восприятия материала.
Развивающие: совершенствовать навыки самостоятельной работы, активизировать мышление школьников, умение самостоятельно формулировать выводы, развивать речь. Развитие умения правильно выбрать заготовку, прострогать базовую кромку и разметить заготовку по шаблону.
Воспитательные: развитие чувства взаимопонимания и взаимопомощи в процессе совместного решения задач; развивать мотивацию изучения этапов изготовления объектов труда, используя разнообразные приёмы деятельности, сообщая интересные сведения.
Оборудование:
Для лекции: проектор, компьютер, презентация в Power Point “Художественная резьба по дереву”.
Для практической работы: проектор, компьютер, презентация в Power Point “Технология обработки древесины”. Проектная деятельность по изготовлению разделочной доски”, верстаки, наборы столярного инструмента, измерительный инструмент, технологические карты, образцы изделий, заготовки.
Задачи урока:
продолжить формирование основных технологических понятий;
выделить свойства и средства обработки древесины;
продолжить формирование представлений о разнообразной декоративной отделки (художественная роспись или выжигание).
Предполагаемый результат:
Учащиеся должны знать:
Разметку, проведение линий.
Разметку центров отверстий.
Нахождение центра отверстий на торце цилиндрических заготовок.
Сверление отверстий.
Точение цилиндрических и фасонных поверхностей.
Зачистка поверхностей деталей. Снятие заусенцев.
Место урока в учебном плане. Тема “Изготовление разделочной доски ” рассматриваются в разделе “Технология обработки древесины”. Эта тема расширяет кругозор учащихся и дает более глубинное понимание структуры материи. Основное содержание изучаемого материала задают учебная программа и обязательный минимум содержания образования по труду.
План урока.
Организационный момент.
Повторение ранее изученного материала
Изучение нового материала: используя компьютерный проект, учащиеся должны научиться анализировать и оценивать различные конструкции, выбирать и обосновывать использование способа членения данного изделия и т.д.
Выполнение практического задания по изготовлению разделочной доски с использованием технологической карты и презентации к уроку.
Домашнее задание.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
Организация рабочей обстановки в классе. Объявление темы, целей задачей урока.
II. Повторение ранее изученного материала.
Учащиеся отвечают на следующие вопросы:
что называется древесиной;
на какие два вида делятся все древесные породы, приведи примеры;
как подразделяется древесина по твердости, приведи примеры;
что такое текстура дерева;
какие пороки бывают у древесины;
разметочный инструмент, инструмент для пиления.
Затрагивается тема “Материаловедение”, где рассматриваются понятия о строении древесины, породы и их применение. Тема “Пиломатериалы и древесные материалы” позволяет изучить сорта материалов и способы их производства.. Тема “Графическая документация” содержит понятия в техническом изображении изделия, видах графических документах их построении и чтении. Тема “Строгание”, “Пиление”, “Разметка”, “Сверление”, “Зачистка” - знакомят с этапами изменения формы , размеров, и чистоты поверхности заготовки с применением столярных инструментов.
III. Изучение нового материала.
Во время объяснения нового материала идет демонстрация слайдов презентации “Художественная резьба по дереву”.
[Слайд 1, 2]
И в наши дни нас окружает большое количество изделий из древесины: мебель, музыкальные инструменты, детские игрушки и т.д. Своеобразная красота обработанной поверхности изделия из древесины всегда привлекает взгляд. Изучив основы технологии обработки древесины, и вы сможете самостоятельно сделать кухонную разделочную доску.
Древесина – один из самых распространенных материалов, который человек научился обрабатывать еще в глубокой древности. С помощью топора, ножа и других инструментов люди изготавливали дома, мосты, ветряные мельницы, крепостные сооружения ,орудия труда, посуду и многое другое.
Дерево хранит тепло Солнца, тепло человеческих рук, работавших с ним.
[Слайд 3]
Дерево капризно и неповторимо. Невозможно получить две одинаковые вещи из дерева: они будут отличаться цветом и фактурой, направлением прожилок – и движением руки Мастера...
Именно необходимость тонкой ручной работы делает деревянные сувениры такими дорогими, и такими редкими.
[Слайд 4]
Мы имеем честь представить совершенно новую технологию обработки дерева. Теперь Художник не занимается тиражированием своей работы: но при этом изобретённая нами технология позволяет в точности передать тончайшие детали прихотливой авторской резьбы.
[Слайд 5]
Деревянные изделия сохраняют индивидуальность и неповторимость авторской работы и живого материала – но при этом становятся серийными. И, в отличие от ручной работы, стоят тем дешевле, чем больше их нужно изготовить.
[Слайд 6]
Мы не преувеличиваем, говоря об изобретении: патентный поиск показал, что такой технологии нет нигде в мире.
[Слайд 7]
Далее материал включает в себя сведения о ручной и механической обработке древесины, применяемых материалах, инструментах и станках; основных заготовительных, обработочных, контрольно-измерительных и отделочных операциях. Учебный материал имеет политехническую направленность.
Так, знания по планированию, контролю, измерению и другие, дают представления об общих закономерностях и процессах, характерных для ручного производства изделия из древесины.
Процесс изготовления изделия. Технологическая карта.
В школьных мастерских на верстаках изготавливают детали и сборочные единицы.
[Слайд 8]
Деталь является изделием из однородного материала без применения сборочных операций (например, шип, шкант, винт и т.п.). В детали можно выделить элементы, имеющие определенное значение, например отверстия, выступы, углубления и др.
Сборочная единица состоит из нескольких деталей. Процесс соединения деталей между собой называется сборкой.
Каждое изделие имеет свою конструкцию, т.е. определенное устройство. Материалы, из которых изготовлены изделия (древесина, металлы, пластмассы и др.), называют конструкционными.
Перед изготовлением изделия надо внимательно изучить его конструкцию: уяснить форму, размеры, число деталей и способы их соединения, число элементов и др.
При изготовлении изделия используют рабочие и контрольно-измерительные инструменты.
[Слайд 9]
Рабочие инструменты предназначены для обработки материалов (например, ножницы, молоток). Контрольно-измерительные инструменты служат для определения размеров и проверки точности изготовления изделия (например, линейка, угольник). При обработке материалов используют также приспособления – устройства, которые облегчают работу. Например, при пилении древесины применяют упор.
Для изготовления каждого изделия необходим технологический процесс, т.е. часть производственного процесса по превращению заготовки в готовую продукцию. Он состоит из технологических операций.
Операция является законченной частью технологического процесса, выполняемой на одном рабочем месте.
Разработка технологического процесса начинается с изучения чертежа детали. Изучая чертеж, определяют форму и размеры заготовок, материал, из которого изготавливают деталь, припуски (дополнительный слой поверхности заготовки, подлежащий удалению при обработке). Затем определяют последовательность обработки, подбирают необходимые инструменты и приспособления.
Технологический процесс оформляется в виде технологической карты, т.е. документа, в котором указана последовательность выполнения операций, дано графическое изображение технологической операции, перечислены инструменты и приспособления, необходимые для выполнения данной операции. Правильно составить технологическую карту — значит выбрать наиболее правильный путь изготовления изделия, сэкономить время, материал.
Изготовление изделия начинают с выбора заготовки, т.е. материала (доска, брусок, фанера и т.п.), который будут обрабатывать для получения детали. На детали выбирают базовую сторону, т.е. наиболее ровную поверхность, от которой затем ведут разметку и обработку.
[Слайд 10]
Работа у верстака. Короткая беседа о необходимости выполнения правил техники безопасности.
Добрый совет – не трогай того, о назначении чего имеешь слабое представление! Просмотр
IV. Практическая работа.
Проведение практического занятия сопровождается презентацией в Power Point “Технология обработки древесины”.Просмотр видео - урока: « Изготовление шкатулки» https://www.youtube.com/watch?v=y3gtl_nHUww
Ученики самостоятельно выполняют творческую практическую работу, согласно своим технологическим картам, соблюдая правила техники безопасности. Учитель проводит текущий инструктаж и проверяет ход их творческой работы.
Если ошибки присущи большинству учащихся, то необходим фронтальный инструктаж с повторной демонстрацией приемов работы. Ребятам, которые допустили брак в работе, предлагают другую заготовку. Учитель оказывает помощь в ее обработке. В текущем инструктаже необходимо подчеркнуть, что невнимательная и неаккуратная работа приводит к браку, большому расходу материала, непроизводительным затратам учебного времени. Качественно обработанной считается заготовка, имеющая правильную геометрическую форму, гладко отшлифованная, без сколов и ворсистости на лицевой поверхности.
В конце урока учитель оценивает работу класса, демонстрирует лучшие изделия, т.е. те, которые выполнены в срок в соответствии с техническими требованиями, сообщает, обобщает типичные ошибки, вскрывает их причины и рассматривает способы их предупреждения.
Рекомендуемая литература.
V. Закрепление материала.
Ученики повторяют последовательность выполнения работы.
Учитель. Практические и теоретические знания, которые вы получили на уроке, вам помогут лучше выполнить проект, а деталь, выполненная вами, является материалом для творческого проекта.