Изготовление казахских орнаментов из тонкой древесиной фанеры или коматекса.
Изготовление казахских орнаментов из тонкой древесиной фанеры или коматекса.
Урок расчитан для детей пятого класса, и носит практичесский характер. Работа производится лобзиком. Орнаменты выполнены на основе казахских национальных мотивов. На предыдущих уроках дети выполнили несколько эскизов орнамента, составили композицию. И мы выбрали найболее удачный вариант, с которого выполнили окончательный вариант для выпиливания лобзиком.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
- Какая применялась резьба при изготовлении различных предметов быта?
- Перечислите названия предметов хозяйственного, бытового и декоративного назначения на казахском и русском языках.
- Что дает человеку художественное выпиливание?
- Выставление оценок.
- Объяснение новой темы:
- Изготовление казахских орнаментов из тонкой древесиной фанеры или коматекса.
- Выполнение несложных узоров лобзиком.
- Шкатулка. Размер 100х100х60 мм.
Приклеить в рабочую тетрадь ПТБ при работе с лобзиком.
Для выполнения ажурных узоров на деревянном изделий используют лобзик.
Качество оформления узоров зависит от правильного использования лобзика. Для того чтобы линии узоров были ровными, лобзик нужно водить строго по вертикальной линии. Существуют различные способы упражнений для рук.
Предлагаю самые простые из них.
По длине доски проведите параллельные линии, расстояние между которыми должны быть 15 мм. Каждые две линии образуют тело узора. Направив острие пилки вертикально на поверхность доски, углубите его до 2 – 3 мм, затем прорежьте деревянные волокна. Расстояние между первым и вторым следом лобзика называются резным шагом. Пилка лобзика не должна попасть в место, называемое телом узора. Пилка лобзика должна находиться снаружи, так, чтобы была видна линия. Этот метод называют «резьбой шагами».
Лобзик надо держать под углом 90 градусов к обрабатываемой поверхности.
- Практическая работа, - выполнение рисунка или орнамента на древесине.
- Работу выполнять только после утверждения учителем рисунка или узора и сдачи ПТБ.
- При выполнении работы строго соблюдать ПТБ.
Ответить на вопрос: - Как звали резчиков по дереву?
- Какая применялась резьба при изготовлении различных предметов быта?
- Перечислите названия предметов хозяйственного, бытового и декоративного назначения на казахском и русском языках.
- Что дает человеку художественное выпиливание?
- Работу выполнять только под наблюдением учителя!
Первый уровень: Оценка – 5ставится в том случае, если обучаемый глубоко изучил учебный материал и литературу по проблеме, последовательно и исчерпывающе отвечает на поставленные вопросы, а при выполнении практической работы если задание выполнено правильно и в установленное нормативом время (при отсутствии норматива - уверенно и быстро)
- Отрезать древесину по образцу и размеру.
- Обработать, и приступить к практической работе.
- Нанести несложный рисунок, или орнамент на древесину, или перерисовать из рабочих тетрадей.
- Выполнить работу с инструментами для художественной резьбы, лобзиком.
- Работу проводить строго под контролем учителя!
Второй уровень: Оценка – 4 ставится тогда, когда обучаемый твердо знает материал и отвечает без наводящих вопросов, разбирается в литературе по проблеме, а при выполнении практической работы – если задание выполнено правильно.
- Работу сделать на верстаке выбрав готовые заготовки с размеченными рисунками или орнаментами.
- Выполнить работу с инструментами для художественной резьбы, лобзиком.
- Работу проводить строго под контролем учителя!
Третий уровень: Оценка – 3ставится при условии, если обучаемый знает лишь основной материал, путается в литературе по проблеме, а на заданные вопросы отвечает недостаточно четко и полно, а при выполнении практической работы если задание выполнено, но допускались ошибки, не отразившиеся на качестве выполненной работы.
- Работу выполнить в рабочих тетрадях путем описания всего процесса теоретически.
- Завершение урока, принятие готовой работы, выставление оценок.
Рефлексия (осмысление) и коррекция своих действий учащимися:
1.Усвоил, знаю, умею, буду выполнять практическую работу только под наблюдением учителя.
2. Понял, знаю теоретически, во время выполнения практической работы буду строго соблюдать ПТБ.
3. Не понял, буду искать, читать, осваивать, дополню теоретическое знание при выполнении практических занятий.
Определение домашнего задания и инструктаж по его выполнению:
Ответить на вопросы: стр. – 97.
- Как звали резчиков по дереву?
- Какая применялась резьба при изготовлении различных предметов быта?
- Перечислите названия предметов хозяйственного, бытового и декоративного назначения на казахском и русском языках.
- Что дает человеку художественное выпиливание?
Дома поучись резьбе по дереву различными способами.
Правила безопасности при работе с лобзиком.
Не сильно углубляй лезвие в дерево.
Ручка лобзика должна быть прочно закреплена, лезвие – наточено.
Своевременно убирай стружки.
Нельзя держать руку перед инструментом.
Не приближай лезвие резца близко к свободной руке, не углубляй глубоко острые лезвия в древесину.
Нельзя трогать лезвие лобзика пальцем.
Передавай лобзик ручкой вперед.
Нельзя замахиваться лобзиком в сторону другого человека.
Не поднимай лобзик лезвием вверх.
Не ставь лобзик лезвием вверх.
Во время работы не наклоняйся низко. Держи туловище прямо.