kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Изготовление изделий декоративно-прикладного назначения с использованием технологий художественной обработки материалов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока:

  • Образовательныесистематизация знаний учащихся о свойствах и    

                                         пластичности проволоки, о происхождении 

                                         волокна, нити и пряжи, овладение          

                                         технологическими приёмами при работе

                                         с гнутой   проволокой и пряжей.

  • Развивающие –       развитие творческого мышления.
  • Воспитательные –  воспитание эстетического вкуса как единого

                                     целого с высокой культурой труда.                    

Основные принципы:   доступность,

                                  научность,

                                  логичность.

Оборудование: коллекция «Волокна», «Лён», «Хлопок», образцы нитей, лупа, ножницы, проволока, спицы для гибки проволоки, тонкогубцы, плоскогубцы, киянка.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Изготовление изделий декоративно-прикладного назначения с использованием технологий художественной обработки материалов»

Изготовление изделий декоративно-прикладного назначения

из проволоки с использованием художественной обработки материалов

(технология, 5 класс)



Цели урока:

  • Образовательныесистематизация знаний учащихся о свойствах и

пластичности проволоки, о происхождении

волокна, нити и пряжи, овладение

технологическими приёмами при работе

с гнутой проволокой и пряжей.

  • Развивающие развитие творческого мышления.

  • Воспитательныевоспитание эстетического вкуса как единого

целого с высокой культурой труда.

Основные принципы: доступность,

научность,

логичность.

Оборудование: коллекция «Волокна», «Лён», «Хлопок», образцы нитей, лупа, ножницы, проволока, спицы для гибки проволоки, тонкогубцы, плоскогубцы, киянка.


Ход урока.

  1. Организация урока.

Проверка готовности учащихся к уроку.

  1. Повторение пройденного материала.

Устный опрос учащихся по теме …

Вопросы для повторения:

  1. Что такое гибка металла?

  2. Показать приём гибки из тонколистового металла в тисках.

  3. Показать приём гибки толстой проволоки в тисках.

  4. Что такое правка металла?

  5. Показать приём правки заготовки из тонколистового металла при помощи деревянного бруска и киянки.

  6. Назвать и показать несколько приёмов правки проволоки.

III. Изучение нового материала.

1. Актуализация опорных знаний (мальчики).

Учитель. Расскажите о металлах, их свойствах и области применения.

Учащиеся. Металлы – один из самых распространенных материалов, используемых цивилизацией на протяжении практически всей её истории.

Металл (название происходит от лат. Metallut – шахта) – группа элементов, обладающая характерными металлическими свойствами, такими, как высокая тепло- и электропроводность, положительный температурный коэффициент сопротивления, высокая пластичность и др.

Большая часть металлов присутствует в природе в виде руд и соединений.

Для получения чистых металлов и дальнейшего их применения необходимо выделить их из руд и провести очистку.

Большинство металлов пластичны, т.е. металлическую проволоку можно согнуть и она не сломается. Самыми пластичными являются золото, серебро и медь. Из золота можно изготовить фольгу толщиной 0.003 мм, которую используют для золочения изделий.

Все металлы хорошо проводят электрический ток. Серебро, медь и алюминий имеют наибольшую электропроводность; по этому качеству последние два металла чаще всего используют как материал для проводов.

Металлы обладают высокой теплопроводностью. Гладкая поверхность металлов отражает большой процент света – это явление называется металлическим блеском. Наиболее хорошо отражают свет алюминий, серебро и палладий – из этих металлов изготовляют зеркала.

Металлы и их сплавы – одни из главных конструкционных материалов современной цивилизации. Это определяется прежде всего их высокой прочностью. Меняя рецептуру сплавов, можно менять их свойства в очень широких пределах.

Проволока находит самое широкое применение во всех отраслях промышленности, сельском хозяйстве и других сферах жизни и деятельности человека. Применяется она в виде готовых изделий (электрические и телеграфные провода, упаковочный материал, стальные канаты, гвозди, шурупы, детали машин, осуществление сварочных операций). Проволоку изготавливают в широком ассортименте из самых различных черных и цветных металлов и сплавов. Для каждого вида и размера проволоки требуется определённая технология изготовления и соответствующее оборудование. (Сопровождается показом слайдов на экране).

Учитель. Посмотрите на экран и обратите внимание, какие красивые изделия можно изготовить из металла и как они могут украсить наш быт (демонстрация слайдов).


Вопрос к девочкам: что нового вы узнали о металлах? (ответы учащихся.)


  1. Объяснение учителя.

С металлом работают в производственных условиях, а мы с вами будем работать с металлической проволокой. Посмотрите на экран.

Учитель.1) Для создания, каких изделий может использоваться проволока? (ответы учащихся.)

2) Какой материал используется в сочетании с проволокой на представленной композиции?

Учащиеся. Пряжа.

Учитель. Таким образом, использование проволоки для создания изделий декоративно-прикладного назначения может осуществляться как самостоятельно, так и с использованием проволоки в сочетании с другими материалами. В данном случае на представленной композиции это пряжа.

  • Из чего состоит этот вид материала?

Учащиеся (девочки). Из волокон.

Учитель. Дадим возможность мальчикам убедиться в этом. Проведём небольшое исследование пряжи, опыт, используя лупу.

Наверняка, вы никогда не задумывались над тем, что вы сейчас наблюдаете. Расщепите кончик нити и вытяните то, что поддаётся. Что вы видите? Очень тонкие и короткие волоски. Это и есть волокно. Из волокон получают нити и пряжу.

3. Актуализация опорных знаний.

Учитель. Откуда берётся волокно, и как из него получают длинные нити и пряжу?

Учащиеся (девочки). В давние времена человеком было подмечено, что шерсть животных хорошо сохраняет тепло тела. Одежда из шкур, в которую раньше одевался человек, со временем приходила в негодность, т.к. кожа коробилась от холода, а в жару её разъедали остатки жира. Зато шерсть всегда была мягкой и пушистой. Она то и стала одним из главных сырьевых источников прядения, т.е. получения длинной нити или пряжи из отдельных волокон.

Это животное происхождение волокна. Существуют растительные волокна для получения нити. В этом случае сырьём служит хлопчатник, или лён. Хлопчатник – это однолетнее растение древовидной формы. Плоды хлопчатника – коробочки, которые содержат многочисленные семена, покрытые длинными волосками. Эти волокна называются хлопком. Произрастает хлопок в тёплых республиках на юге нашей страны – Узбекистане, Таджикистане.

Лён – это травянистое однолетнее растение, дающее волокно того же названия. Произрастает в Средней полосе России.

Таким образом, натуральные волокна – это волокна растительного и животного происхождения, которые образуются без вмешательства человека в природу. Эти волокна служат сырьём для получения длинных нитей и пряжи, которые используют при шитье, вышивании, вязании и изготовлении изделий декоративно-прикладного значения.

У нити есть свой секрет: она обладает магическим свойством – будучи скрученной, как вы только что заметили, она все же стремится распрямиться и принять прежнее положение. Но эффект трения-торможения с точки зрения закона физики не даёт обеим нитям распрямиться, а значит – рассыпаться на части. Для скручивания нити человек придумал приспособление, которое называется веретено.

На протяжении тысячелетий это ручное веретено было единственным орудием для прядильщицы (показывается принцип получения пряжи ручным способом). Вот как это выглядело: «три девицы под окном пряли поздно вечерком». В наше время человека заменили машины – прядильные станки.

Первая прядильная машина появилась в 1764-1767 годах, что позволило одному человеку заменить несколько ручных веретён. Эта профессия называется – прядильщицы.

Учитель. Вопрос к мальчикам: Что нового вы узнали о пряжи и нитях? (ответы учащихся).

Учитель. Итак, мы с вами познакомились с двумя видами материалов, которые можно использовать для создания изделий декоративно-прикладного назначения – проволока и пряжа. Чтобы освоить технологию художественной обработки этих материалов, предлагается практическая работа по изготовлению декоративного цветка.


  1. Практическая работа.

Цель: Приобретение навыков работы художественной обработки проволоки с использованием пряжи.

Повторение правил ТБ при выполнении гибки и правки проволоки, при работе с ножницами. (Ответы учащихся).

На экране возможные варианты работ и этапы выполнения декоративного цветка.

Под наблюдением учителя учащиеся выполняют расчёт длины проволоки, её правку, гибку и далее художественную обработку в соответствии с указанной на экране последовательностью выполнения работы.


Последовательность выполнения работы:

  1. Отмерить соответствующую длину подготовленной проволоки по линейке.

  2. Выполнить гибку проволоки вокруг спицы или металлического стержня, соблюдая одинаковое расстояние между витками проволоки (рис.1)

  3. Сформировать каркас листа из витков проволоки (рис.2)

  4. Обмотать каркас нитью или пряжей по виткам, начиная от основания листа (рис.3)

  5. Придать изгиб листу, пропустив нить через его середину и закрепив у основания (рис.4)

  6. Сформировать из полученных листов цветок, закрепив все нитью или пряжей (рис.5,6)


  1. Целевой обход учителя.

После каждого этапа работы учитель проверяет правильность и качество выполненной работы.



  1. Анализ и оценка урока.

Подводится итог урока, отмечаются хорошие работы, выставляются оценки, анализируются недочёты и ошибки, допущенные при выполнении практической части работы, задаются вопросы учащимся для закрепления материала. Из всех цветов составляется букет (рис.7,8) .




Н.А. Дормедонтова,

учитель технологии (технический труд).

















































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Технология (мальчики)

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Сматаев Канат Агыбаевич

Дата: 24.01.2016

Номер свидетельства: 282096


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства