Фрагмент урока технологии, на котором используется один из приемов рефлексии деятельности "Моделирование или схематизация своего понимания, действий в виде рисунка или схемы". При которой обучающиеся определяют последовательность выполнения операции, самостоятельно создают технологическую карту для выполнения практической работы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Михайлов Алексей Леонидович, учитель технологии МОБУ «Медведевская средняя общеобразовательная школа №3
с углубленным изучением отдельных предметов им. 50-летия Медведевского района»
Рефлексия – размышление о своем внутреннем состоянии, самоанализ. (Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка).
В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и ее результатов. Рефлексия помогает ученикам сформулировать получаемые результаты, переопределить цели дальнейшей работы, скорректировать свой образовательный путь.
Рефлексия способствует развитию трёх важных качеств человека:
Самостоятельность. Не учитель отвечает за ученика, а ученик, анализируя, осознаёт свои возможности, сам делает свой собственный выбор, определяет меру активности и ответственности в своей деятельности.
Предприимчивость. Ученик осознаёт, что он может предпринять здесь и сейчас, чтобы стало лучше. В случае ошибки или неудачи не отчаивается, а оценивает ситуацию и, исходя из новых условий, ставит перед собой новые цели и задачи и успешно решает их.
Конкурентоспособность. Умеет делать что - то лучше других, действует в любых ситуациях более эффективно.
Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе. Рефлексия может осуществляться по итогам не только урока, но и других временных отрезков: изучения темы, учебной четверти, года и т. п.
Исходя из функций рефлексии в педагогике предлагается следующая классификация:
- Рефлексия настроения и эмоционального состояния,
- Рефлексия деятельности
- Рефлексия содержания учебного материала
На уроках технологии эффективно применяются приемы рефлексии деятельности, которые дают возможность осмыслить способы и приёмы работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных. При планировании выполнения самостоятельной практической работы, предлагаю учащимся прием рефлексии «Моделирование или схематизация своего понимания, действий в виде рисунка или схемы», в котором обучающиеся определяют последовательность выполняемых операций, таким образом, самостоятельно создают технологические карты для выполнения практической работы.
Технологическая карта изготовления изделия может применятся на многих этапах урока, но и хорошо работает на этапе рефлексии. Перед вами фрагмент технологической карты урока на этапе рефлексия. Целью этапа было организовать фиксацию нового содержания изученного материала, организация самопроверки и фиксация направления будущей деятельности. Деятельность учителя – подготовить технологическую карту изделия и внести в нее некоторые изменения:
Были убраны некоторые элементы карты как в разделе инструменты, так и в разделе эскиз.
Был перепутан порядок проведения операции.
При проведении рефлексии у обучающихся формируются, следующие универсальные учебные действия:
Этап урока
Цель этапа
Деятельность учащихся
Личностные УУД
Коммуникативные УУД
Познавательные УУД
Рефлексия
Организовать фиксацию нового содержания изученного на уроке
Организация проведения самооценки
Зафиксировать направления будущей деятельности
Повышение уровня мотивации, создание ситуации успеха для каждого ученика
Оценка и самооценка учебной деятельности, умение точно выражать свои мысли
Умение сформировать алгоритм деятельности, выявление допущенных ошибок и обоснование способа их исправления
Таким образом, если обсуждение было действительно эффективным, то технологическая карта должна быть понятна каждому ученику класса и соответственно, любой ученик сможет осветить результат своей работы.
Фрагменты технологической карты
Задания
Итак, мы подошли к логическому завершению темы. Перед вами технологическая карта изделия «Карандашница». В карте отсутствуют некоторые элементы, имеются ошибки и неточности. Вам необходимо это исправить.
1. В графе «Оборудование, инструменты и приспособления» в пунктах 5,6,15 отсутствует информация об используемых инструментах, впишите названия недостающих инструментов и приспособлений, которые необходимы при выполнении операций.
Дорисуйте недостающий эскиз пункта 14. Данные по разметке возьмите из чертежа в начале технологической карты.
Найдите ошибки, допущенные в последовательности выполнения операций.
Таким образом, если обсуждение было действительно эффективным, то технологическая карта должна быть понятна каждому ученику класса и соответственно, любой ученик сможет осветить результат своей работы.